Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика(История становления налоговой системы России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налогообложение не может быть определяемо без учета того, что все налоги являются частью доходов, реализующихся в результате экономической деятельности. Необходимость изъятия таких доходов в бюджеты обуславливается требования исполнения государством соответствующих функций. Такие функции многообразны и, в свою очередь, диктуются развитием бюджетных потребностей общества. Чем определеннее оценка бюджетных функции государства, тем выше вероятность обоснованного установления органами государственной власти норм и правил налогообложения налогоплательщиков. Доходы, подлежащие уплате в форме налогов, как известно, изымаются в соответствующие бюджеты, но при этом их величина в суммах (денежное выражение) рассчитывается с учетом (в том числе) целесообразности и эффективности складывающихся взаимоотношений между государством и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами). Так должно быть и это чрезвычайно важно для формирования и функционирования как бюджетной, так и налоговой систем.

Цель исследования заключается в изучении видов налогов, классификации налогов, налоговой системы, налоговой политики.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

– рассмотреть историю становления налоговой системы России;

– раскрыть виды налогов и сборов;

– проанализировать налоговую систему в России;

– выявить проблемы и предложить пути совершенствования налоговой системы в России.

Объект исследования - совокупность налоговых отношений Российской Федерации с точки зрения количественных и качественных характеристик.

Предмет исследования - анализ налоговой системы во взаимосвязи с актуальными проблемами экономики, финансов и бюджета.

Методологическую основу исследования составили общенаучные приемы экономического анализа, диалектический метод, сопоставление исторического и логического, статистические методы. Важное значение в процессе работы было уделено обобщению отечественных и зарубежных трудов по теории экономики и финансов, а также анализу хода экономической реформы, решениям представительных и исполнительных органов власти, выступлениям специалистов в области налогов, материалам научных конференций, круглых столов и заседаний рабочих групп по различным аспектам налогообложения, налоговому законодательству. Существенное влияние на исследование оказало непосредственное участие соискателя во многих практических разработках и теоретических дискуссиях и его самостоятельная позиция по принципиальным вопросам налогообложения.


Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Теоретическую основу исследования составили научные труды специалистов в области, таких как И.А. Дрожжина, М.М. Коростелкин, О.В. Мандрощенко, И.А. Маслова, М.А. Назаров, В.Г. Пансков, М.Р. Пинская, Л.В. Попова, А.Е. Широков и др.

Глава 1. Налоговая система России: структура, принципы построения и виды налогов и сборов

1.1. История становления налоговой системы России

В современных условиях развития экономики налоги становятся все более активным инструментом государственной политики. Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный капитал.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог, в конечном итоге, на частные хозяйства и хозяйство, как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. В свое время М.М. Коростелкин точно отметил, что «в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве»[1].

История свидетельствует, что налоги – более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине ХУП в. английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что Б. Франклин сказал, что «платить налоги и умереть должен каждый». На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К. Маркс: «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство».


Когда же население примирилось с налогами, и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Наиболее известными среди них являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Так, теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов «покупалась» защита правительства.

Теория выгоды возникла в эпоху просвещения, когда налог стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.

В основе этих определений лежит представление о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А. Смит первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. С другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А. Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству. Но А. Смит ограничивает сферу действия налога: «только расходы на общественную оборону и на поддержания достоинства верховной власти должны покрываться налогами, все остальные расходы должны оплачиваться специальными пошлинами». Похожая точка зрения на налоги была и у Д. Рикардо, который называет налог «великим злом обложения, поскольку нет налогов, которые не тормозили бы накопление и не мешали бы производству».

Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.

Теория жертвы – одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю. Витте в своих лекциях определял налог как «принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей».

Теория общественных потребностей отразила реалии последней четверти XIX – начала XX вв., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф. Нитти определяет налог как «часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей».


Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Еще А. Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня[2]:

  1. Подданные государства должны, по возможности соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...
  2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, – все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...
  3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его...
  4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства.

Как видно А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

  1. равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
  2. определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
  3. простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
  4. не отягощенность, то есть умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

Так, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п.

Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов. Это значит, что в советский период не было никаких научных разработок в области налогов[3].

Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории «налог».


Термин «налоговый учет» в международной практике обозначает правила налогового законодательства о признании доходов и расходов налогоплательщика для расчета налога на прибыль.

Законодательство европейских стран и США не обязывает налогоплательщиков организовывать и вести налоговый учет, обособленный от системы бухгалтерского учета. Они лишь должны предоставлять налоговую декларацию. Опыт зарубежных стран показывает, что при надлежащей организации учетной работы системы бухгалтерского учета содержит информацию, необходимую как для правильного исчисления налоговой базы и суммы налога на прибыль, так и для достоверного отражения всех операций хозяйственной деятельности организации.

В России изначально корректировка сумм прибыли по данным бухгалтерского учета для целей налогообложения проводилась в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 06 марта 1992 г.[4]

Постановлением Правительства РФ от 01 июля 1995 г. № 661 в Положение о составе затрат внесены были изменения: в бухгалтерском учете расходы отражались в фактических суммах, а для целей налогообложения они корректируются с учетом утвержденных норм, нормативов и лимитов[5].

Серьезные расхождения между суммой прибыли по данным бухгалтерского учета и суммой налогооблагаемой прибыли возникли в 1995 г. с введением в действие Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170[6]. Этим Положением в бухгалтерском учете закреплялся применяемый во всем мире принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, согласно которому выручка от продажи определялась по мере отгрузки продукции или сдачи выполненных работ, оказанных услуг. В тоже время сохранялся неизменным (вплоть до 01 января 2002 г.) порядок, установленный Положением о составе затрат, при котором выручку от продажи можно было определять либо «по отгрузке», либо «по оплате». Но из-за постоянных неплатежей выручку считали по мере оплаты счетов покупателями и заказчиками. В связи с этим потребовалось вести Справку о порядке определения данных, отраженных по строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли.

Выход в последующие годы российских национальных стандартов (ПБУ) вызвал дополнительные корректировки данных бухгалтерского учета для расчета налогооблагаемой прибыли.

Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»[7] от 06 августа 2001 г. Таким образом, в НК РФ появилась глава 25 «Налог на прибыль организации», согласно которой в России с 1 января 2002 г. введен самостоятельный налоговый учет.