Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика(История становления налоговой системы России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н.Р. Малиновская, главный редактор газеты «Налоги» писала: «Рассмотренный в первом чтении в Государственной Думе вариант главы о налоге на прибыль не имел даже упоминания о налоговом учете. Данное понятие появилось в тексте законопроекта, подготовленного ко второму чтению».

При такой торопливости без обсуждения со специалистами в области бухгалтерского учета и опробования налогового учета на средних и крупных предприятиях был принят Федеральный закон, который по своим последствиям может иметь второе название – закон «О налоговом учете».

По-разному было оценено законодательное признание налогового учета ведущими специалистами федеральных органов и практики[8]:

  • руководитель Департамента налогообложения прибыли МНС России К.И. Оганян сказал: «В России будет первая в мире система самостоятельного налогового учета, предполагающего, что прибыль определяется не на основании данных бухгалтерского учета, а на основании регистров налогового учета»;
  • руководитель Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России А.С. Бакаев: «Нигде в мире отдельного налогового учета нет... Технику налогового учета по главе 25 реализовать практически невозможно... Все говорит о непрофессионализме разработчиков главы 25 Налогового кодекса»;
  • ведущий специалист Департамента налогообложения прибыли МНС России О.Д. Хороший считал, что бухгалтерский и налоговый учет несовместимы и этому главное подтверждение – глава 25 НК РФ;
  • профессором С.А. Николаевой было предложено приостановить введение в действие главы 25 НК РФ и вернуться к разработке иной концепции взаимодействия бухгалтерского и налогового законодательства;
  • профессор А.Н. Романов, президент Института профессиональных бухгалтеров России, в докладе на Конгрессе бухгалтеров и аудиторов России 3 декабря 2001 г. сказал: «Разработчики главы 25 НК РФ и законодатели явно поторопились с введением налогового учета, так как Программой реформирования бухгалтерского учета предусмотрено до 1 января 2005 г. обеспечить формирование модели взаимодействия системы бухгалтерского учета и системы налогообложения».

С 1 января 2001 г. применялись формы декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденные приказом МНС России от 7 декабря 2001 г. № БГ-3-02/542[9]. Приказом МНС России была утверждена Инструкция по заполнения декларации по налогу на прибыль организации № БГ-3-02/585 от 29 декабря 2001 г.[10]


27 декабря 2001 г. на сайте МНС России – www.nalog.ru и в еженедельнике «Экономика и жизнь» появился материал под названием «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления налога на прибыль в соответствии с нормами главы 25 НК РФ». О правовом статусе этого документа трудно было судить: отсутствовал номер и дата документа, не указаны должностные лица министерства. При любой конфликтной ситуации сослаться на него нельзя.

А.С. Бакаев писал: «Организация должна исходя из утвержденных законодательных норм, вести две системы учета:

  • систему бухгалтерского учета в соответствии с федеральными законами об организациях определенной организационно – правовой формы и Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • систему налогового учета в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Кроме того, следует формировать две учетные политики: одну для целей бухгалтерского учета, другую для целей налогообложения».

24 мая 2002 г. Госдума приняла в третьем чтении Федеральный закон № 57-ФЗ «О несении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ» и в тот же день он был подписан Президентом РФ. Глава 25 НК РФ претерпела существенные изменения[11].

Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02[12]. Положение позволяет с помощью постоянных и временных разниц определить взаимосвязь показателей, отражающих прибыль, исчисленную в порядке, установленном по правилам бухгалтерского учета, и налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В настоящее время на практике широко применяются формы налогового учета и отчетности, утвержденные федеральными органами государственной власти.

В современном обществе налоги крепко впаяны в ткань общественной жизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная власть опирается на материальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. На налогах лежит и центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне в большинстве развитых стран налоги составляют примерно 40-60 % валового национального продукта. В налогах переплетаются проблемы экономической мощи государства, его бюджетной политики, а также вопросы социальной справедливости и уровня жизни народа[13].

1.2. Виды налогов и сборов


В настоящее время законодательство о налогах и сборах формируется в условиях завершения реализации срочных антикризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика в ближайшей перспективе впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В реформе налоговой системы заинтересованы и власти, и предприниматели[14].

Изменения в законодательстве о налогах и сборах направлены на решение двух основных задач. Первая – связана с необходимостью повышения доходов бюджетной системы Российской Федерации. Что касается второй задачи, то она заключается в создании налоговых механизмов поддержки тех сфер деятельности, в развитии которых государство и общество заинтересовано в большей степени.

Налоговые преобразования, проводимые в настоящее время в России, оказывают существенное воздействие на деятельность и финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Поэтому налоговая система предопределяет функционирование и развитие предпринимательской деятельности, как предприятия, так и экономики страны в целом[15].

Важнейшие изменения в 2011-2013 гг. коснулись НДС; НДФЛ; уплаты страховых взносов и др.

В 2011 г. появилось новое понятие «корректировочный счет-фактура». На законодательном уровне был разрешен давний спор о правомерности выставления «отрицательного» счета-фактуры.

В 2012 г. была введена в действие новая глава 26 «Патентная система налогообложения» части второй Налогового Кодекса. Указанный режим налогообложения предназначен для применения индивидуальными предпринимателями[16]. Изменения в области специальных режимов налогообложения коснулись лишь единого налога на вмененный доход, а именно планировалось сократить некоторые сферы его применения. Одним из важнейших изменений налогового законодательства в 2014 г. является введение нового налога на недвижимость.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Этим денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой функции формируется бюджетный фонд; реализуя вторую функцию, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.


Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно правовой стороны налог – обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля, образуют налоговую систему страны.

Налоги в РФ регулируются Налоговым Кодексом частью первой, которая была принята Государственной Думой РФ 16 июля 1998 г. и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 г., и частью второй Налогового Кодекса принятой Государственной Думой 19 июля 2000 г. и одобренной Советом Федерации 26 июля 2000 г. В части первой статьи 8 Налогового Кодекса дается следующее определение налога: «под налогом понимается обязательно индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Налоги, их перечисление и расчет являются важным участком работы бухгалтерии. Главный бухгалтер несет личную ответственность за правильность исчисления и своевременность внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

Для учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам, как уплачиваемым самим предприятием, так и удержанным с персонала этого предприятия, открывается синтетический счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», аналитический учет, которого ведется по видам налогов.

Что же касается методики учета расчетов предприятия по налогам, то она зависит от механизма действия конкретного налога, и, в первую очередь, от объекта налогообложения и источника налога, поэтому ее необходимо рассматривать применительно к особенностям каждого конкретного налога.

Налоги выполняют три важнейшие функции[17]:

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция). Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги, в первую очередь, выполняли фискальную функцию, то есть обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего, расходов государства.
  2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
  3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция). Регулирующая функция проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики, построении самой налоговой системы, включающей в себя как определенные льготные режимы налогообложения, так и возможности снижения «обычных» ставок налогов.

Налоговая система и каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога и способы его взимания:

  • объект налогообложения – имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и другие, которые служат основанием для обложения налогом;
  • субъект налогообложения – это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком;
  • налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения в бюджетный фонд;
  • ставка налога – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах;
  • налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога, правила исчисления и порядок уплаты налога;
  • штрафы и другие санкции за неуплату налога;
  • освобождение от отдельных видов налогов, специальные налоговые режимы и ряд др.

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:

  1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
  2. Упрощенная система налогообложения.
  3. Система налогообложения в виде единого на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
  5. Патентная система налогообложения.

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

Налоги делятся на разные группы по многим признакам:

  1. прямые и косвенные (в зависимости от источника их взимания);
  2. пропорциональные, прогрессивные, регрессивные (в зависимости от налоговых ставок);
  3. государственные и местные (в зависимости кто взимает налог, и в какой бюджет).