Файл: Использование безналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Документальное оформление операций и внутренний контроль за учетом расчетов безналичными денежными средствами

2.1. Учет расчетов на специальных денежных счетах

Организации имеют право открывать валютные счета на территории Российской Федерации в любом банке, уполномоченном центральным банком на проведение операций с иностранными валютами.

Для обобщения информации о наличии и движении средств в иностранной валюте используют счет 52 "Валютные счета". По дебету этого счета отражают поступление денежных средств на валютные счета организации, а по кредиту - списание денежных средств с валютных счетов. Операции по валютным счетам отражаются на основании выписок банка и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Суммы, ошибочно отнесенные в дебет или кредит валютных счетов и обнаруженные при проверке выписок банка, отражают на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям".

Аналитический учет по счету 52 ведут по каждому счету, открытому в учреждениях банка для хранения денежных средств в иностранных валютах.

К счету 52 "Валютные счета" открывают следующие субсчета:

52-1 "Транзитные валютные счета";

52-2 "Текущие валютные счета";

52-3 "Валютные счета за рубежом".

Субсчет 52-1 "Транзитные валютные счета" открывается для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте. Исключение составляют следующие поступления иностранной валюты, зачисляемые сразу в дебет счета 52-2 "Текущие валютные счета":

1) перевод посреднической организацией после обязательной продажи ею части валютной выручки с отметкой в платежном поручении о произведенной продаже части валютной выручки;

2) иностранная валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке за российские рубли и иностранную валюту другого вида.

С кредита счета 52-1 "Транзитные валютные счета" иностранная валюта списывается в дебет счета 52-2 "Текущие валютные счета" и в ряде других случаев (при возвращении средств в иностранной валюте той организации, от которой они поступили, перечислении экспортной валютной выручки посредническими внешнеэкономическими организациями организациям, не являющимся резидентами Российской Федерации, за вычетом комиссионного вознаграждения и др.).

Субсчет 52-2 "Текущие валютные счета" открывается организациями для учета средств, оставшихся в распоряжении организации после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством. По дебету счета 52-2 "Текущие валютные счета" отражаются суммы в иностранной валюте, перечисленные с кредита счета 52, субсчет 1 "Транзитные валютные счета", а также суммы, которые зачисляются сразу на текущий валютный счет, минуя транзитный счет. С кредита счета 52, субсчет 2 "Текущие валютные счета", валюта списывается в безналичном и наличном порядке.


Снятие наличной иностранной валюты со счета 52, субсчет 2 "Текущие валютные счета", разрешается на оплату расходов, связанных с командированием работников организаций в иностранные государства, а также по специальному разрешению Банка России.

Валютные счета за рубежом открываются организациям, получившим разрешение Центрального банка Российской Федерации на открытие счетов в иностранных банках.

На субсчете 52-3 "Валютные счета за рубежом" отражается движение средств в иностранной валюте на валютных счетах за рубежом.

Банк начисляет и выплачивает проценты по валютным счетам в тех валютах, по которым имеет доходы от их размещения на международном валютном рынке.

На счете 55 "Специальные счета в банках" учитывают наличие и движение денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. К счету 55 могут быть открыты следующие субсчета:

55-1 "Аккредитивы";

55-2 "Чековые книжки";

55-3 "Депозитные счета" и др.

Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Особенность аккредитивной формы расчетов в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Денежные средства, поступающие в кассу организации, подлежат сдаче на счета в кредитных организациях. Порядок и сроки сдачи наличных денежных средств устанавливаются кредитной организацией с учетом территориального расположения организации, режима работы и специфики деятельности. При этом денежные средства могут быть сданы в кассы кредитной организации, инкассаторам, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений.

В период с момента передачи денежных средств инкассаторам или непосредственно кредитным организациям, сберегательным кассам или почтовым отделениям сданные денежные средства учитывают на активном синтетическом счете 57 "Переводы в пути". Основанием для принятия денежных средств на учет по счету 57 являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы или почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам или другие подобные документы.


Суммы наличных денежных средств, сданных кредитным организациям, сберегательным банкам или почтовым отделениям, списывают в дебет счета 57 с кредита счета 50 "Касса".

С кредита счета 57 денежные средства списывают в дебет счета 51 "Расчетные счета" (согласно выписке банка) или других счетов в зависимости от их использования (50, 52, 62, 73).

Движение денежных средств (переводов) в иностранной валюте учитывают на счете 57 обособленно.

2.2. Документальное оформление операций расчета безналичными денежными средствами

Документальное оформление операций по расчетам безналичными денежными средствами зависит от необходимой формы безналичных расчетов.

С помощью платежных поручений могут осуществляться следующие расчеты: за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды; в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним; в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежные поручения составляются в соответствии с установленными требованиями, выписываются в нескольких экземплярах, но не менее чем в трех. Первый экземпляр, подписанный руководителем организации-плательщика и главным бухгалтером, скрепляется печатью и остается в документах банка плательщика. Второй экземпляр направляется в банк организации - получателя денежных средств. Третий экземпляр вместе с выпиской из расчетного счета о списании денежных средств возвращается организации-плательщику. Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки и принимаются к оплате, если на расчетном счете плательщика имеются средства.

После поступления платежного поручения в банк на нем проставляются отметка банка в виде штампа (печати), а также дата и подпись ответственного исполнителя в кредитной организации. После проведения платежа на платежном поручении ставится отметка о списании средств со счета плательщика с указанием даты совершения операции.

Если расчеты осуществляются с использованием аккредитивной формы расчетов, то в аккредитиве следует указать наименование товаров (работ, услуг), номер и дату договора, срок отгрузки товаров (работ, услуг), грузополучателя, а также место назначения.


В аккредитиве следует указать вид документа по представлению, против которого производится выплата денежных средств. В аккредитиве можно указать дополнительные условия осуществления операции в произвольной форме, которые могут быть предусмотрены договором.

Аккредитив подписывается уполномоченными лицами банка-эмитента, а также лицами, имеющими право подписи расчетных документов. Аккредитив заверяется печатью банком-эмитентом.

После осуществления операции на аккредитиве ставится отметка банка плательщика в виде печати (штампа) и подписи ответственного исполнителя.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

В платежном требовании указывается срок для акцепта - количество дней для акцепта, установленного договором, в случае, если платеж производится при условии акцепта платежного требования плательщиком. Если в платежном требовании, подлежащем акцепту плательщиком, срок для акцепта не указан, то сроком для акцепта следует считать 5 рабочих дней.

Если документы были отосланы получателем средств плательщику, то в платежном требовании вносится дата отсылки (вручения) документов, предусмотренных договором.

На платежном требовании при полной его оплате кредитная организация, филиал кредитной организации или учреждение Банка России со стороны плательщика ставят отметки в виде штампа с указанием даты и подписи ответственного исполнителя. Проставляются также оттиск печати (при наличии) получателя (взыскателя) средств, а также подписи лиц, имеющих право подписи расчетных документов.

Отметки проставляются также банком получателя денежных средств с указанием даты, подписи ответственных лиц и штампом. Платежное требование содержит дополнительные сведения: о дате поступления документа в банк плательщика; о дате, по наступлении которой истекает срок акцепта; о дате помещения платежного требования в картотеку не оплаченных в срок расчетных документов.

В платежном требовании указывается дата списания денежных средств со счета плательщика.

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Получатель средств (взыскатель) представляет в банк получателя средств платежные требования и инкассовые поручения при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы 0401014, составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и (или) инкассовые поручения.


Внесение наличных денежных средств на расчетный счет оформляется по форме "Объявление на взнос наличными", которая приведена в Положении о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассаций банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденном Банком России 24 апреля 2008 г. N 318-П.

Объявление на взнос наличными заполняется при сдаче наличных денег в банк. Объявление на взнос наличными состоит из трех частей: объявления, квитанции и ордера.

Объявление остается в кассе, квитанция отдается на руки вносителю наличных средств, а ордер со штампом операциониста подкалывается к выписке для последующей выдачи владельцу расчетного счета.

2.3. Организация внутреннего контроля за учетом расчетов безналичными денежными средствами

Организация внутреннего контроля на предприятии включает в себя разработку и установление стандартов внутреннего контроля, которые разрабатываются непосредственно на предприятии с учетом специфики его производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, определение допустимых отклонений и сопоставимость результатов контроля и проведение постоянного мониторинга реально достигнутых результатов внутреннего контроля с установленными стандартами контроля.

Для того чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно доводить до сведения соответствующих специалистов предприятия (организации) установленные стандарты и достигнутые результаты контроля. Своевременно производить оценку и анализ всей информации о результатах проведенного контроля, полноты принятия и реализации решений на основании полученных результатов контроля.

Основные принципы достижения эффективного внутреннего контроля в учреждении можно сформулировать следующим образом:

1) определение оптимальных стратегических направлений при осуществлении мероприятий внутреннего контроля;

2) своевременный и глубокий анализ результатов ранее проведенных контрольно-ревизионных мероприятий;

3) соответствие проведенного контроля целям, которые он преследовал;

4) своевременность и эффективность проведения контрольных мероприятий;