Файл: Использование безналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) отсутствие шаблона при проведении контроля;

6) разумная экономичность и простота действий при проведении контроля.

Цель предварительного контроля заключается в предупреждении незаконных действий должностных лиц, незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций, ведущих к нерациональному использованию денежных средств. Его субъектами могут быть внутрихозяйственные планы и программы, бизнес-планы, проектно-сметная документация, документы на выдачу денежных средств.

Текущий контроль (оперативный) осуществляется в процессе совершения различных хозяйственных операций.

Заключительный контроль (последующий) осуществляется после совершения хозяйственных операций. Последующий контроль осуществляется в форме ревизий и аудиторских проверок.

К объектам фактического контроля денежных средств относятся наличные деньги в кассе, бланки строгой отчетности.

Тесная связь документального и фактического контроля позволяет зачастую их использовать совместно, что позволяет устанавливать действительное состояние объекта проверки.

Методы контроля за движением денежных средств разнообразны, среди них можно выделить:

1) ревизию - совокупность мероприятий и действий за деятельностью структурного подразделения организации, при которых осуществляется установление законности и достоверности, а также экономической целесообразности совершенных хозяйственных операций, правильности понимания своих должностных обязанностей работниками разных организационных уровней;

2) аудит - экспертизу (проверку) состояния бухгалтерского учета денежных средств, финансового состояния предприятия, его платежеспособности и ликвидности, а также осуществление аудиторских консультаций;

3) тематическую проверку - это проверка определенной темы (задачи) производственной или финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации, относящейся к движению денежных средств.

Финансовый анализ представляет собой совокупность показателей отчетности, их структуру, качество управления финансами, деятельность на рынках денежных средств и капитала.

Методические приемы документального и фактического контроля, используемые при проведении внутреннего контроля, представляют собой совокупность различных организационных, экономических, финансовых, фактических и технических способов и процедур.

При грамотном сочетании различных способов и процедур контроля, используемых должностными лицами, осуществляющими функции внутреннего контроля в учреждении по проверке производственной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждения, можно достигнуть максимальной эффективности и реальных результатов от проведения контрольных мероприятий.


При осуществлении внутрихозяйственного контроля могут использоваться различные контрольно-ревизионные процедуры. Контрольные процедуры, применяемые при проведении внутреннего контроля денежных средств на предприятии (в организации), представлены в таблице 1 Приложения 1. Одним из наиболее существенных методов внутреннего контроля денежных средств предприятия является инвентаризация. В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" прежде, чем составлять годовую бухгалтерскую отчетность, в целях обеспечения ее достоверности организации обязаны провести инвентаризацию имущества и обязательств. На практике очень часто должностные лица предприятий и организаций формально подходят к этой процедуре, ошибочно считая, что основная цель инвентаризации - выявление остатков. Однако это лишь одна из задач, которые решаются в ходе инвентаризации. С помощью инвентаризации осуществляется контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей, а также выявляются изменения в имущественном состоянии предприятия, которые документально не оформлены и, следовательно, не отражены в учете. Кроме того, процедура проведения инвентаризации в установленных законодательством случаях является обязательной, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Проводить инвентаризацию обязывают не только правила бухгалтерского учета, но и требования налогового законодательства. При проведении инвентаризации и оформлении результатов инвентаризации должностные лица учреждения обязаны соблюдать требования Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые были утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. Основными целями инвентаризации денежных средств являются:

- выявление фактического наличия денежных средств;

- сопоставление фактического наличия денежных средств с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения в учете.

Инвентаризация - один из фундаментальных приемов последующего фактического контроля, который необходимо четко определить во временных рамках и периодичности проведения, закрепить в локальных документах учреждения.

Инвентаризация - обязательный, но недешевый методологический прием последующего контроля. Поэтому проводить ее надо именно тогда, когда в этом возникает необходимость, не раньше, но и не позже.

Руководитель предприятия (организации) несет ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации денежных средств и обеспечение ее внезапности.


Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан тщательно контролировать соблюдение установленных правил проведения инвентаризации, отражения в учете ее результатов. Для повышения действенности инвентаризации руководитель предприятия (организации) должен практиковать контрольные проверки (перепроверки) ее материалов. Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются актом. Учет проводимых контрольных проверок ведется бухгалтерией в специальной книге. В ряде случаев материалы инвентаризации уточняются при помощи дополнительных методологических приемов фактического контроля, таких как осмотр, обследование и др., а также при помощи методологических приемов документального контроля, таких как контрольное сличение, восстановление количественно-суммового учета и др. Документооборот инвентаризации начинается с издания приказа руководителя о ее проведении (форма N ИНВ-22), в котором указываются состав комиссии, проверяемое имущество и обязательства, а также дата начала и окончания инвентаризации. В период проведения инвентаризации все операции по приему и отпуску денежных средств и бланков строгой отчетности прекращаются. Денежные средства, которые поступили в ходе проведения инвентаризации, приходуются после окончания инвентаризации.

Результаты инвентаризации в соответствии с законодательством подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий и отражению в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

В ходе проверки составляются инвентаризационные описи ценных бумаг и бланков строгой отчетности (форма N ИНВ-16), акт инвентаризации наличных денежных средств (форма N ИНВ-15). При этом в описи указываются все денежные средства, в том числе выявленные излишки.

Инвентаризационные описи являются первичными документами, поэтому они должны быть подписаны всеми членами комиссии, а также материально ответственными лицами.

Итоговые данные по всем видам денежных средств заносятся в ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26). Однако этот документ не является основанием для внесения в учет соответствующих изменений, ведь окончательное решение по результатам инвентаризации принимает руководитель. Поэтому бухгалтер вправе внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет только после того, как будет издан приказ руководителя по результатам инвентаризации.


Ревизия кассы может производиться внезапно, а также в обязательном порядке при смене кассира. И в том и в другом случае остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. При осуществлении наличных расчетов с применением ККТ проверку следует начать с операционных касс. Суммы денежной наличности должны соответствовать данным книги кассира-операциониста, показателям на кассовой ленте и счетчиках кассового аппарата.

В случае если в ходе ревизии будет выявлена выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя, сумма выданных средств считается недостачей и взыскивается с кассира. В обратной ситуации, если будет выявлена денежная наличность, не подтвержденная приходными ордерами, эта сумма рассматривается как излишки кассы с последующим зачислением в доход предприятия. Суммы выявленной недостачи (излишка) и причины их возникновения указываются в акте. При этом предприятие вправе воспользоваться формой акта, рекомендованной Банком России или Госкомстатом (форма N ИНВ-15).

Кроме денежных средств, комиссия проверяет наличие денежных документов - ценных бумаг, путевок, авиабилетов, марок - по их видам, местам хранения и ответственным лицам. Для отражения результатов такой проверки предусмотрена опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности (форма N ИНВ-16).

Необходимость организационного совершенствования внутреннего аудита в области учета и системы внутреннего контроля за движением денежных средств вызывается стремлением администрации:

1) получить достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления;

2) повысить степень доверия к организации со стороны деловых партнеров;

3) снизить предпринимательский риск.

Поскольку служба внутреннего аудита проверяет широкий круг вопросов, то в ее составе должны быть не только аудиторы, но и специалисты других областей деятельности - по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу, электронной обработке данных, статистике и т.д.

Специалисты могут быть штатными работниками или привлекаться на договорных условиях для консультирования, выработки методологических и финансовых решений по наиболее сложным вопросам изучения и распространения передового опыта.

Внутренний аудитор ответствен за обеспечение надзора за аудитом. Надзор представляет собой непрерывный процесс от планирования до завершения выполнения аудиторского задания, обеспечивает подчиненных соответствующими инструкциями и утвержденными программами проведения аудиторской проверки; осуществляет контроль за тем, чтобы выявленные факты, выводы и заключение аудиторов подтверждались рабочей документацией; это дает уверенность в том, что аудиторские заключения объективны, точны, конструктивны и своевременны, а цели аудита достигнуты. Соответствующие доказательства надзора должны документироваться.


Основными характеристиками системы внутреннего контроля, позволяющими повысить эффективность структуры управления организацией, являются следующие:

- стандартизация процессов (система показателей, позволяющая провести оценку процесса);

- исполнительная дисциплина на всех уровнях управления;

- своевременность, правильность оформления учетных документов и составления форм оперативной отчетности по центрам ответственности;

- соблюдение требований законодательных и нормативных актов при осуществлении хозяйственных и финансовых операций.

Система внутреннего контроля состоит из центров ответственности, включающих операционный и финансовый бюджет, а также из службы внутреннего аудита. Система внутреннего контроля разрабатывается на основании положений, стандартов, инструкций.

В управленческом учете информация о движении денежных средств позволяет лицу, принимающему решение, контролировать и регулировать прямые и косвенные денежные потоки, определять структуру использования денежных средств. Немаловажное значение для руководителя имеет информация идентификации (установления на основе документально определенного факта) не только участков и направлений расходования денежных средств, но и ведения суммарного учета движения средств лицами, разрешающими и производящими денежные операции.

Состояние денежных потоков в общем случае отражает состояние финансов организации в целом.

Заключение

Безналичные расчеты представляют собой денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Банковская система является исходным пунктом кругооборота наличных денег и безналичных платежей. В соответствии с заключаемым договором с кредитной организаций (банком) могут быть открыты следующие счета: текущие счета, расчетные счета, бюджетные счета, корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, счета доверительного управления, специальные банковские счета, счета по вкладам (депозитам).

Безналичные расчеты осуществляются в различных формах (платежные поручения, чек, аккредитивы, платежные требования и инкассовые поручения), каждая из которых имеет специфические особенности в движении расчетных документов. Организации как участники расчетов самостоятельно определяют формы указанных документов (с обязательными реквизитами).