Файл: Использование безналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Бухгалтерский учет расчетов безналичными денежными средствами
1.1 Виды счетов, порядок открытия расчетного счета коммерческой организации
1.2 Формы безналичных расчетов, используемые коммерческими организациями
1.3 Организация синтетического и аналитического учета расчетов безналичными денежными средствами
2.1. Учет расчетов на специальных денежных счетах
2.2. Документальное оформление операций расчета безналичными денежными средствами
2.3. Организация внутреннего контроля за учетом расчетов безналичными денежными средствами
5) отсутствие шаблона при проведении контроля;
6) разумная экономичность и простота действий при проведении контроля.
Цель предварительного контроля заключается в предупреждении незаконных действий должностных лиц, незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций, ведущих к нерациональному использованию денежных средств. Его субъектами могут быть внутрихозяйственные планы и программы, бизнес-планы, проектно-сметная документация, документы на выдачу денежных средств.
Текущий контроль (оперативный) осуществляется в процессе совершения различных хозяйственных операций.
Заключительный контроль (последующий) осуществляется после совершения хозяйственных операций. Последующий контроль осуществляется в форме ревизий и аудиторских проверок.
К объектам фактического контроля денежных средств относятся наличные деньги в кассе, бланки строгой отчетности.
Тесная связь документального и фактического контроля позволяет зачастую их использовать совместно, что позволяет устанавливать действительное состояние объекта проверки.
Методы контроля за движением денежных средств разнообразны, среди них можно выделить:
1) ревизию - совокупность мероприятий и действий за деятельностью структурного подразделения организации, при которых осуществляется установление законности и достоверности, а также экономической целесообразности совершенных хозяйственных операций, правильности понимания своих должностных обязанностей работниками разных организационных уровней;
2) аудит - экспертизу (проверку) состояния бухгалтерского учета денежных средств, финансового состояния предприятия, его платежеспособности и ликвидности, а также осуществление аудиторских консультаций;
3) тематическую проверку - это проверка определенной темы (задачи) производственной или финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации, относящейся к движению денежных средств.
Финансовый анализ представляет собой совокупность показателей отчетности, их структуру, качество управления финансами, деятельность на рынках денежных средств и капитала.
Методические приемы документального и фактического контроля, используемые при проведении внутреннего контроля, представляют собой совокупность различных организационных, экономических, финансовых, фактических и технических способов и процедур.
При грамотном сочетании различных способов и процедур контроля, используемых должностными лицами, осуществляющими функции внутреннего контроля в учреждении по проверке производственной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждения, можно достигнуть максимальной эффективности и реальных результатов от проведения контрольных мероприятий.
При осуществлении внутрихозяйственного контроля могут использоваться различные контрольно-ревизионные процедуры. Контрольные процедуры, применяемые при проведении внутреннего контроля денежных средств на предприятии (в организации), представлены в таблице 1 Приложения 1. Одним из наиболее существенных методов внутреннего контроля денежных средств предприятия является инвентаризация. В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" прежде, чем составлять годовую бухгалтерскую отчетность, в целях обеспечения ее достоверности организации обязаны провести инвентаризацию имущества и обязательств. На практике очень часто должностные лица предприятий и организаций формально подходят к этой процедуре, ошибочно считая, что основная цель инвентаризации - выявление остатков. Однако это лишь одна из задач, которые решаются в ходе инвентаризации. С помощью инвентаризации осуществляется контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей, а также выявляются изменения в имущественном состоянии предприятия, которые документально не оформлены и, следовательно, не отражены в учете. Кроме того, процедура проведения инвентаризации в установленных законодательством случаях является обязательной, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Проводить инвентаризацию обязывают не только правила бухгалтерского учета, но и требования налогового законодательства. При проведении инвентаризации и оформлении результатов инвентаризации должностные лица учреждения обязаны соблюдать требования Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые были утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. Основными целями инвентаризации денежных средств являются:
- выявление фактического наличия денежных средств;
- сопоставление фактического наличия денежных средств с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете.
Инвентаризация - один из фундаментальных приемов последующего фактического контроля, который необходимо четко определить во временных рамках и периодичности проведения, закрепить в локальных документах учреждения.
Инвентаризация - обязательный, но недешевый методологический прием последующего контроля. Поэтому проводить ее надо именно тогда, когда в этом возникает необходимость, не раньше, но и не позже.
Руководитель предприятия (организации) несет ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации денежных средств и обеспечение ее внезапности.
Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан тщательно контролировать соблюдение установленных правил проведения инвентаризации, отражения в учете ее результатов. Для повышения действенности инвентаризации руководитель предприятия (организации) должен практиковать контрольные проверки (перепроверки) ее материалов. Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются актом. Учет проводимых контрольных проверок ведется бухгалтерией в специальной книге. В ряде случаев материалы инвентаризации уточняются при помощи дополнительных методологических приемов фактического контроля, таких как осмотр, обследование и др., а также при помощи методологических приемов документального контроля, таких как контрольное сличение, восстановление количественно-суммового учета и др. Документооборот инвентаризации начинается с издания приказа руководителя о ее проведении (форма N ИНВ-22), в котором указываются состав комиссии, проверяемое имущество и обязательства, а также дата начала и окончания инвентаризации. В период проведения инвентаризации все операции по приему и отпуску денежных средств и бланков строгой отчетности прекращаются. Денежные средства, которые поступили в ходе проведения инвентаризации, приходуются после окончания инвентаризации.
Результаты инвентаризации в соответствии с законодательством подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий и отражению в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
В ходе проверки составляются инвентаризационные описи ценных бумаг и бланков строгой отчетности (форма N ИНВ-16), акт инвентаризации наличных денежных средств (форма N ИНВ-15). При этом в описи указываются все денежные средства, в том числе выявленные излишки.
Инвентаризационные описи являются первичными документами, поэтому они должны быть подписаны всеми членами комиссии, а также материально ответственными лицами.
Итоговые данные по всем видам денежных средств заносятся в ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26). Однако этот документ не является основанием для внесения в учет соответствующих изменений, ведь окончательное решение по результатам инвентаризации принимает руководитель. Поэтому бухгалтер вправе внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет только после того, как будет издан приказ руководителя по результатам инвентаризации.
Ревизия кассы может производиться внезапно, а также в обязательном порядке при смене кассира. И в том и в другом случае остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. При осуществлении наличных расчетов с применением ККТ проверку следует начать с операционных касс. Суммы денежной наличности должны соответствовать данным книги кассира-операциониста, показателям на кассовой ленте и счетчиках кассового аппарата.
В случае если в ходе ревизии будет выявлена выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя, сумма выданных средств считается недостачей и взыскивается с кассира. В обратной ситуации, если будет выявлена денежная наличность, не подтвержденная приходными ордерами, эта сумма рассматривается как излишки кассы с последующим зачислением в доход предприятия. Суммы выявленной недостачи (излишка) и причины их возникновения указываются в акте. При этом предприятие вправе воспользоваться формой акта, рекомендованной Банком России или Госкомстатом (форма N ИНВ-15).
Кроме денежных средств, комиссия проверяет наличие денежных документов - ценных бумаг, путевок, авиабилетов, марок - по их видам, местам хранения и ответственным лицам. Для отражения результатов такой проверки предусмотрена опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности (форма N ИНВ-16).
Необходимость организационного совершенствования внутреннего аудита в области учета и системы внутреннего контроля за движением денежных средств вызывается стремлением администрации:
1) получить достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления;
2) повысить степень доверия к организации со стороны деловых партнеров;
3) снизить предпринимательский риск.
Поскольку служба внутреннего аудита проверяет широкий круг вопросов, то в ее составе должны быть не только аудиторы, но и специалисты других областей деятельности - по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу, электронной обработке данных, статистике и т.д.
Специалисты могут быть штатными работниками или привлекаться на договорных условиях для консультирования, выработки методологических и финансовых решений по наиболее сложным вопросам изучения и распространения передового опыта.
Внутренний аудитор ответствен за обеспечение надзора за аудитом. Надзор представляет собой непрерывный процесс от планирования до завершения выполнения аудиторского задания, обеспечивает подчиненных соответствующими инструкциями и утвержденными программами проведения аудиторской проверки; осуществляет контроль за тем, чтобы выявленные факты, выводы и заключение аудиторов подтверждались рабочей документацией; это дает уверенность в том, что аудиторские заключения объективны, точны, конструктивны и своевременны, а цели аудита достигнуты. Соответствующие доказательства надзора должны документироваться.
Основными характеристиками системы внутреннего контроля, позволяющими повысить эффективность структуры управления организацией, являются следующие:
- стандартизация процессов (система показателей, позволяющая провести оценку процесса);
- исполнительная дисциплина на всех уровнях управления;
- своевременность, правильность оформления учетных документов и составления форм оперативной отчетности по центрам ответственности;
- соблюдение требований законодательных и нормативных актов при осуществлении хозяйственных и финансовых операций.
Система внутреннего контроля состоит из центров ответственности, включающих операционный и финансовый бюджет, а также из службы внутреннего аудита. Система внутреннего контроля разрабатывается на основании положений, стандартов, инструкций.
В управленческом учете информация о движении денежных средств позволяет лицу, принимающему решение, контролировать и регулировать прямые и косвенные денежные потоки, определять структуру использования денежных средств. Немаловажное значение для руководителя имеет информация идентификации (установления на основе документально определенного факта) не только участков и направлений расходования денежных средств, но и ведения суммарного учета движения средств лицами, разрешающими и производящими денежные операции.
Состояние денежных потоков в общем случае отражает состояние финансов организации в целом.
Заключение
Безналичные расчеты представляют собой денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
Банковская система является исходным пунктом кругооборота наличных денег и безналичных платежей. В соответствии с заключаемым договором с кредитной организаций (банком) могут быть открыты следующие счета: текущие счета, расчетные счета, бюджетные счета, корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, счета доверительного управления, специальные банковские счета, счета по вкладам (депозитам).
Безналичные расчеты осуществляются в различных формах (платежные поручения, чек, аккредитивы, платежные требования и инкассовые поручения), каждая из которых имеет специфические особенности в движении расчетных документов. Организации как участники расчетов самостоятельно определяют формы указанных документов (с обязательными реквизитами).