Файл: Порядок проведения приватизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 22);

7) Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (ст. 23);

8) Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (ст. 24);

9) Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25);

10) Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления (ст. 26).

Закон о приватизации (п. 3 ст. 13) дифференцирует с учетом установленных критериев способы приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ. В частности, приватизация такого имущества может осуществляться:

  • путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • на аукционе;
  • на специализированном аукционе;
  • посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Приватизация имущества, не соответствующего указанным в п. 3 ст. 13 Закона о приватизации критериям, может осуществляться:

  • путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • на аукционе;
  • на специализированном аукционе;
  • на конкурсе;
  • посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).

Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество есть разновидность реорганизации юридического лица. Путем изменения юридическим лицом своей организационно-правовой формы происходят прекращение деятельности одного юридического лица и возникновение нового.

Следующий способ приватизации – внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Отличительная особенность данного способа приватизации заключается в том, что правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи имущества.


Аукцион – способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право приобретения имущества принадлежит покупателю, предложившему за него наиболее высокую цену. При этом от покупателей не требуется выполнения каких-либо иных условий по отношению к объекту приватизации. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Публичное предложение – новый способ приватизации, предусмотренный Законом о приватизации 2001 г. В случае, если аукцион по продаже государственного имущества был признан несостоявшимся, продажа государственного или муниципального имущества осуществляется посредством публичного предложения (ст.23 Закона о приватизации 2001 г.). Публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества является публичной офертой. При продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения цена имущества определяется в размере 50% начальной цены несостоявшегося аукциона. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, первым подавшему в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.

Все указанные способы впервые закреплены в Законе о приватизации 2001 г. и направлены на отчуждение акций на максимально выгодных условиях.

Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных на территории РФ, может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Решение о продаже акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества. Указанное лицо приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления. При этом договор купли-продажи акций открытого акционерного общества заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления является основанием расторжения в судебном порядке договора доверительного управления и договора купли-продажи акций открытого акционерного общества. Исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления.


4. Значение приватизации

Приватизация по своей сути означает передачу или продажу в частные руки государственного имущества. Отсюда и заимствованный из английского языка термин, произошедший от слова «рrivatе», то есть частный, не государственный. Можно при этом говорить о частной собственности как о личной, принадлежащей одному лицу, так и находящейся в собственности определенного круга лиц. Например, это может быть негосударственное юридическое лицо, принадлежащее не одному владельцу, а группе владельцев.

Итак, приватизация есть передача в частную собственность. При этом права собственности включают в себя право не только пользоваться имуществом, но и запрещать его использование другими лицами, право получения дохода от имущества и право продажи имущества либо распоряжения им.

Права собственности, если говорить о них с точки зрения разви­тия экономики в целом, должны быть эффективны. Для того чтобы быть в полной мере эффективными, они должны свободно развиваться и быть предметом свободной купли и продажи.

Собственность, находящаяся в частных руках, наиболее полно отвечает этим требованиям.

В условиях рыночной экономики, конкурентной экономической среды частные предприятия, если их сопоставлять с государственными, показывают более высокие результаты работы, более высокую производительность труда, более гибкую и быструю реакцию на изменения спроса.

В условиях частной собственности права собственности четко определены и реально способствуют экономическому росту и созданию ценностей.

Таким образом, приватизация, как процедура перераспределения собственности должна служить решению следующих задач:

- повысить эффективность использования активов;

- усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной;

- расширить доступ предприятия к капиталам;

- обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;

- сформировать новых владельцев, которые станут более эффек­тивными собственниками;

- увеличить поступления средств в казну за счет более эффективной работы предприятий;

- обеспечить более справедливое распределение прибылей;

- деполитизировать предприятия, ослабив их связи с государством.

Кроме того, в странах с устойчивой развитой рыночной экономикой, т.е. там, где приватизация носит системный характер, она может проходить медленно и быть выборочной и строго индивидуальной для каждого предприятия, а в странах с переходной экономикой приватизация может проходить быстро и принимать массовый характер.


Следует иметь также в виду, что страны с переходной экономикой с помощью приватизации стремятся провести институциональные реформы, то есть рассматривают приватизацию как средство для создания основных рыночных институтов, таких, как:

- рынки капитала;

- рыночная и демократическая правовая система;

- развитие новых сфер предпринимательства.

Приватизация жилья - это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилых фондах. При переходе государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо при их ликвидации, за гражданами, проживающими в домах таких предприятий, сохраняются все жилищные права, в том числе, и право на бесплатную приватизацию жилья.

Не подлежат приватизации: жилые помещения в общежитиях, жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также жилые помещения в специализированных домах. Аварийными являются дома, имеющие повреждения несущих конструкций, не отвечающие установленным техническим, строительным санитарно-гигиеническим требованиям, противопожарным нормам. Собственники жилого фонда, или уполномоченные ими органы, предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения и учреждения, за которыми закреплен жилищный фонд на праве оперативного управления, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. При приватизации нанимателем (нанимателями) одной или нескольких комнат в коммунальной квартире объект приватизации - изолированное жилое помещение ( комната или несколько комнат) в коммунальной квартире, а не квартира в целом. Согласия нанимателей других комнат на приватизацию не требуется. Проведённая государственная регистрация права удостоверяется свидетельством, в котором качестве объекта права собственности указывается комната (комнаты).

Служебными являются жилые помещения, предназначенные для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений, должны проживать по месту работы или вблизи нее и предоставляемые только на время существования данных трудовых отношений. Приватизация служебных квартир (комнат) разрешается при условии, что граждане проживают в данной квартире не менее 10 лет и отработали на предприятии, которому принадлежит данная квартира (комната) не менее 10 лет.


Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем, являются членами его семьи, либо бывшими членами семьи и имеют равные права, вытекающие из договора найма, они, в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения, наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение. Учитывая, что опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать сделки, выходящие за пределы бытовых, в частности, отказа от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации или согласия на нее может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями только при наличии разрешения указанных выше органов. 

Если приватизация жилого помещения не была вовремя осуществлена исключительно по вине органа юстиции, возникает вопрос о том, будут ли признаны права на наследство на такое жилое помещение? Формально, наниматель не стал собственником квартиры. Однако, в последнее время судебная практика стала придерживаться противоположной точки зрения, и есть немало примеров, когда суды признают право собственности в таких ситуациях. Более того, учитывая конкретные обстоятельства, суды признавали право собственности на жилое помещение даже в тех случаях, когда наниматель умер в течение срока, положенного на оформление приватизации квартиры.

Государство понимает, что бесплатно приватизировать его собственность все время невозможно, не такое оно богатое, как хотелось бы. Хотя, ни в одной стране мира, даже в тех, которые побогаче нас будут, столько времени бесплатно приватизация жилья не шла. Приватизация занимала два-три года, от силы - четыре.

И сейчас, в первую очередь с точки зрения экономической, государство говорит, что надо заканчивать приватизацию. Нам нужно найти форму, как это сделать. Наверно, такая наша любимая форма - сделать, а утром гражданин проснулся, а у него право забрали - не подойдет. Так было с обменом денег. Мне кажется, что такая форма, конечно, не годится, и если такой закон будет принят, мы будем так сильно кричать, чтобы все граждане об этом узнали, и будем так сопротивляться, что, я думаю, что государственные деятели, Правительство не должны будут прибегать к таким мерам.

Есть две формы, которые обсуждаются. Первая: после принятия Жилищного кодекса будет принят закон о его введении. Этот вариант предусматривает, что по истечении трех лет действия Жилищного кодекса бесплатная приватизация жилья заканчивается, для того, чтобы граждане реализовали то право, которое им государство предоставило.