Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций (Управление развитием организации: сущность и функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Успешное функционирование предприятия требует постоянной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, своевременной реакции на требования потребителей продукции и услуг. Однако действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления. 
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

Возникновение и практическое использование методологии стратегического управления вызваны объективными причинами, вытекающими из характера изменений, в первую очередь во внешней среде организации.

Данные обстоятельства вызывают повышенный интерес к исследованию особенностей разработки стратегии развития предприятия в современных российских условиях, к методам и инструментам, которые могут быть использованы в этом процессе. Несмотря на то, что проблемы стратегического планирования и управления уже длительное время являются предметом повышенного внимания экономистов и управленцев, сложный и противоречивый процесс развития бизнеса в России требует углубления исследований по различным аспектам процесса разработки стратегии.

Объект исследования – развитие организации в современных рыночных условиях.

Предмет исследования – управление развитием фармацевтической организации «Первая помощь».


Целью курсовой работы является разработка основных направлений стратегического развития хозяйствующего субъекта – предприятия «Первая помощь» в аспекте кадровой политики. В соответствии с намеченной целью были поставлены следующие задачи:

- проанализировать сущность управления развитием предприятия;

- рассмотреть теоретические принципы и методологические основы определения сущности и содержания стратегии развития предприятия;

- провести анализ реализуемой стратегии компании «Первая помощь»;

- разработать основные направления деятельности и мероприятия в рамках стратегии развития компании «Первая помощь».

Методологической базой и теоретической основой проведения исследования послужили концептуальные положения, методические разработки и рекомендации специалистов по стратегическому менеджменту, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам стратегического планирования.

В процессе исследования были применены системный, статистический, метод качественного прогнозирования, сравнительный анализ, метод частных наименьших квадратов. При выполнении работы использовались такие общенаучные принципы и методы исследования, как единство исторического и логического подходов, классификация, научная абстракция.

Структура курсовой работы соответствует логике и последовательности поставленных задач и включает, помимо введения, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность проведенного исследования, дается характеристика объекта и предмета исследования.

В теоретической главе рассмотрены сущность управления развитием предприятия, стратегии развития предприятия и виды стратегий, а также обобщены теоретические и методологические основы по процессу разработки стратегии, инструментам стратегического планирования.

В аналитической главе проведен анализ факторов внутренней и внешней среды предприятия, определены ключевые факторы успеха, проведена оценка проблем реализации стратегии развития на уровне отдельной аптеки сети «Первая помощь».

В практической главе разработаны предложения по разрешению проблем развития компании и проведена прогнозная оценка экономической целесообразности предложенных мероприятий.

В заключении содержатся основные выводы исследования и предлагаются рекомендации.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Управление развитием организации: сущность и функции

Любая организация неизбежно должна меняться. Это не является произвольным выбором ее руководства. Актуальность изменений и нововведений обусловлена необходимостью адаптации организации к требованиям внешней и внутренней среды, к овладению новыми знаниями и технологиями.

Объем знаний, которыми владеет человечество, удваивается примерно каждые пять-семь лет, соответственно этому удваивается и количество новых ситуаций, требующих адекватного решения. Это приводит к возрастанию важности задач управления преобразованиями.

Некоторые управленцы всякое положительное изменение в организации считают ее развитием. Такая позиция некорректна. Изменения могут повлиять на качество и эффективность деятельности, но принципиальная основа технологии может остаться прежней и сущностные характеристики производственных результатов не меняются. Изменение тут налицо, а развития нет. Развитие имеет место тогда, когда система приобретает новые интегративные свойства, которых у нее не было [10, c. 35]. В словаре русского языка термин «изменение» трактуется как «поправка, перемена, меняющая что-нибудь прежнее». При толковании данного термина ничего не говорится о прогрессивности, совершенствовании, эффективности. Соответственно, не все новое в ходе изменений или обновлений может привести к положительному результату [31].

Таким образом, неверно отождествлять любое изменение с прогрессивным и современным. Далеко не все новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло. О прогрессивности или непрогрессивности нового средства окончательно можно судить лишь по результатам его освоения. В идеале грамотно реализованное изменение должно гарантировать успех развития организации в максимально возможной степени. Изменение считается успешным, если освоение положенного в его основу нового средства позволило решить задачи развития организации.

Развитие предполагает качественное преобразование и обновление двух взаимосвязанных частей: объекта и субъекта воздействия. Практика показывает еще одно важное, существенное свойство феномена развития - его многовариантность [10, c. 54].


На основании вышесказанного необходимо дать определение понятия «развитие» применительно к объекту нашего рассмотрения - организации.

Развитие организации – это закономерное, целесообразное, как правило, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение в заранее обозначенное время самой организации (ее целей, содержания, методов, форм организации производственного процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов деятельности.

В управлении организацией нужно различать управление ее функционированием и управление развитием, поскольку они имеют разные объекты, а значит, иными будут решаемые задачи и способы их решения [5, c. 57].

Управление функционированием организации призвано обеспечивать использование имеющегося у нее производственного потенциала на ранее достигнутом уровне. Его объектом служит производственный процесс и обеспечивающие его процессы, т.е. процессы материально-технического, кадрового, финансового и другого обеспечения.

Управление развитием организации призвано обеспечивать наращивание потенциала организации и повышение уровня его использования, коэффициент полезного действия за счет освоения каких-то новшеств. Его объектом выступают процесс преобразования и процессы его обеспечения.

Управление функционированием ориентировано на настоящее, а управление развитием - на будущее. Оно должно обеспечивать адекватное понимание потребностей (не только тех, которые уже проявили себя, но и тех, которые актуализируются в будущем) и возможностей развития, постановку ясных и реалистичных целей, выбор рациональных способов их достижения, заинтересованность трудового коллектива в достижении целей развития, надежный контроль за ходом преобразовательной деятельности и своевременное принятие решений.

Таким образом,  управление развитием организации - это часть осуществляемой в ней управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности персонала организации по наращиванию ее производственного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов деятельности [8, c. 438].

Выделяется четыре основных вида управленческих действий: планирование, организация, руководство и контроль. Подходы к выделению функций управления могут быть различными. Нет необходимости останавливаться на анализе разных подходов к выделению функций управления. Считается, что в совокупности этот набор образует полный управленческий цикл от постановки целей до их достижения и потому является необходимым и достаточным. Однако рассматривать эти действия надо как сложные, т.е. имеющие свою структуру и включающие в нее другие действия как компоненты. Так, планирование может включать в себя и действия анализа, прогнозирования, целеполагания, оценки эффективности. Как нет планирования вообще, так нет и анализа вообще. Анализ может осуществляться и в процессе планирования, и в процессе организации, и в процессе руководства. Например, чтобы оценить работу подчиненных, руководитель должен ее вначале проанализировать. Но не результаты анализа являются итогом управления, а решения, принимаемые на их основе. Выработка этих решений относительно целей и способов их достижения (планирование), распределение полномочий и ответственности (организация), постановка заданий исполнителям и их мотивация (руководство), корректировка хода работы (контроль) и являются функциями управления по отношению к тому или иному объекту [15, c. 59].


Таким образом, наиболее общими функциями управления развитием организации являются: планирование развития, организация развития, руководство развитием, контроль развитием (см. рис. 1.1).

Функции управления развитием организации

Контроль развития

Организация развития

Планирование развития

Руководство развитием

Рис. 1.1. Функции управления развитием организации

Элементы общей структуры функций управления развитием организации может быть следующей (см. рис. 1.2). Чтобы конкретизировать эти функции, нужно конкретизировать объект управления. Поскольку декомпозировать объект можно с большей степенью детальности, то и функции могут все более детализироваться. Но такая конкретизация имеет смысл лишь тогда, когда разные функции закрепляются за разными исполнителями.

Специалисты выделяют три ключевых элемента успешной реализации организационных изменений [2; 7; 18] (см. табл. 1.1).

Большинство исследователей сходятся во мнении, что ключевым из указанных элементов выступает стратегия развития организации. В этой связи в следующих разделах проводится более подробный анализ стратегии развития и процесса ее разработки.

Элементы общей структуры функций управления развитием организации

Рис. 1.2. Элементы структуры функций управления развитием организации

Таблица 1.1

Ключевые элементы успешных изменений в организации

Стратегия, включая горячую веру в конечную цель

Реализация, то есть надежная система управления

Повышенное внимание к персоналу, проблемам эмоционального и поведенческого плана

  • Инструмент визуализации и декларации целей преобразований (видение будущего)
  • Стратегический план изменений, доступный ключевым участникам преобразований
  • Система управления проектами
  • Среда для совместной работы и коммуникаций участников проектной группы
  • Система контроля текущих задач и поручений
  • Система сбора и экспертизы идей - вовлечение персонала в процесс инициации изменений
  • Портал для публикации информации о целях и ходе организационных изменений
  • Коммуникационный портал - система сбора обратной связи о ходе преобразований, обсуждения возникающих проблем и предложений