Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Сущность системы налогов и сборов и ее виды).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы налоговой системы в России
1.1. Сущность системы налогов и сборов и ее виды
1.2. Уровни налоговой системы в России, ее функции и принципы
2. Особенности налоговой системы в России и ее реализация
2.1. Виды систем налогообложения в России
2.2. Реализация налоговой политики в России
3.2. Применение риск-ориентированного подхода
3.3. Внедрение новых аппаратных комплексов
3.4. Внедрение системы онлайн-передачи данных о розничных продажах
3.5. Ведение налогового мониторинга
4. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в России
ВВЕДЕНИЕ
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других, исходя из общенациональных интересов.
Совершенствование налоговой системы необходимо для формирования эффективного налогового механизма, увеличения доходов бюджетов хозяйствующих субъектов, стимулирования инвестиционных процессов, налогового контроля. В России налоговая система развивалась постепенно и совершенствуется до сих пор. Налоговая система в настоящее время выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики. Без формирования подходящей модели налоговой системы, правильного выбора инструментов налогового регулирования невозможна реализация эффективной налоговой системы, а, следовательно, и преобразования экономики.
Цель курсовой работы – исследовать налоговую систему РФ и проблемы её совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность системы налогов и сборов и ее виды;
- рассмотреть уровни налоговой системы в России, ее функции и принципы;
- проанализировать виды систем налогообложения в России;
- оценить реализацию налоговой политики в России;
- выявить проблемы и пути совершенствования налоговой системы в России.
Объектом данной работы является налоговая система Российской Федерации, а предметом – изучение особенностей налоговой системы.
Теоретическими и методологическими основами исследования послужили труды и публикации отечественных и зарубежных ученых, электронные ресурсы.
В процессе исследования применялись методы историко-логического анализа, сравнения, обобщения.
Информационную основу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, нормативно-правовые документы Российской Федерации, статистические данные, информация и данные, опубликованные в документах официальных органов власти и институтов поддержки, материалы российских и международных конференций.
1. Основы налоговой системы в России
1.1. Сущность системы налогов и сборов и ее виды
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (статья 8) налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств [1].
Налоговая система – общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой – установление и сбор налогов.
Налоговая система – это не только деньги, но и важнейшие составляющие элементы экономики рынка. Без формирования налоговой системы невозможны полноценные преобразования экономики России. Налоги на сегодня являются главным источником перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Государство не может обойтись без налогов и поэтому они являются тем главным элементом, на котором происходят экономические и политические процессы в общественной жизни [3, c. 99].
Налоговый Кодекс (НК) в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей – основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.
Целями налоговой системы являются стимулирование инновационной активности, а также поддержка введения и реализации инноваций. Отметим, что бюджетная устойчивость – постоянная функция системы налогообложения. Большое значение имеет также экологическая направленность налоговой системы. Охрана окружающей среды требует огромных общественных затрат, которые также частично через налоги должны покрывать производители и потребители продукции, товаров и услуг.
Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги. С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом.
Рис. 1.1. Составляющие налоговой системы
Необходимо отметить что, все элементы, образующие налоговую систему, носят вторичный характер по отношению к ней самой. То есть, совокупность функций и свойств, возникающих в налоговой системе, является первичной, а свойства и функции каждого элемента этой системы – вторичны. Например, если налог является основным носителем фискальной функции, то в целом налоговая система может носить социальную направленность.
В России налоговая система регулируется НК РФ и Конституцией. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая – состоящая из федеральных, региональных и местных налогов [18, c. 143].
Налоги и сборы – это обязательные фискальные платежи, формирующие бюджет. За счет налогов государство осуществляет свою экономическую функцию, перераспределяет средства и выполняет социально-важные программы.
Выделяют две основные разновидности налоговых систем:
- Глобальная. Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме. Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям – они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.
- Шедулярная (шедула – часть или доля). Весь доход лица делится на определенные части, каждая из которых облагается конкретным налогом. Для каждой шедулы действуют свои ставки, критерии, льготы и проч.
Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик [18, c. 145]:
Евроконтинентальная. Для нее характерна высокая доля отчислений в сторону социального страхования, преобладание объема косвенных налогов над совсем небольшим количеством прямых. Применяется во Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Нидерландов.
Англосаксонская. Доля прямых налогов преобладает над косвенными, а налогообложение более всего затрагивает частных лиц. Типично для Великобритании, Канады, США, Австралии.
Латиноамеринская. Косвенное налогообложение значительно преобладает над прямым. Важная особенность – налажен исправный сбор налогов и в условиях инфляции. Характерно для Перу, Чили, Боливии.
Смешанная. Сочетает в себе черты нескольких видов налоговых систем. Вводится для расширения налоговой структуры, а также для избежания зависимости государственного бюджета от одного вида налогов. Характерна для Российской Федерации.
1.2. Уровни налоговой системы в России, ее функции и принципы
Основные принципы налоговой системы – это основные начала законодательства о налогах и сборах. Они закладываются на этапе построения всей системы. Рассмотрим их базовые положения.
Принципы построения налоговой системы РФ – это базовые положения, которые регулируют налогообложение в нашей стране. Они едины для всех субъектов Федерации, для граждан и организаций, для любых объектов обложения. Статья 3 Налогового кодекса закрепляет их как основные начала соответствующего законодательства [12, c. 150].
Принципы налогообложения есть в любом государстве. Их начали формулировать еще тогда, когда только зарождалась экономическая теория.
Рассмотрим подробнее, что означают положения упомянутой статьи 3.
- Законность. Она утверждается частью 1 и частично частью 3. В первом случае говорится, что на гражданине лежит обязанность по уплате только тех налогов, которые установлены законом. Во втором подчеркивается, что сборы не должны ущемлять конституционных прав россиянина.
- Справедливость. Открыто она в статье не прописана. Но ее подразумевает необходимость учитывать фактическую способность субъекта уплачивать налог, согласно части 1.
- Всеобщность и равенство. В части 1 это указано дословно. В части 2 дается детализация. Недопустима дискриминация любого рода. Все несут одинаковые обязательства независимо от пола, расы или вероисповедания.
- Экономическая обоснованность. Часть 3 утверждает, что нельзя устанавливать сборы произвольно.
- Единство налоговой политики и национального экономического пространства. Согласно части 4, сборы не должны препятствовать экономической деятельности и перемещению капиталов на территории страны.
- Опора на НК РФ. В соответствии с частью 5, никто не должен уплачивать налоги, не закрепленные данным нормативно-правовым актом.
- Определенность. Часть 6 гласит, что каждый субъект налогообложения имеет право знать все о подлежащем к уплате налоге: сроки, объем, порядок и иные элементы.
- Преимущество налогоплательщика при неясности. Следуя части 7, каждый имеет право трактовать налоговое законодательство в свою пользу, если оно содержит противоречия или непонятные формулировки.
Хотя в текст статьи 3 регулярно вносятся изменения, суть не меняется. Исследователи в области экономической теории нередко выделяют и дополнительные принципы. Их они выводят либо из смысла налогового законодательства, либо из иных нормативно-правовых актов.
Функции налоговой системы – это задачи, решаемые государством в области сбора налогов, таким образом, основная функция системы – фискальная. Если смотреть шире, можно отметить в качестве основной функцию формирования государственного бюджета. При помощи налогообложения регулируется поступление и распределение средств, контролируется эффективность, создаются условия для социально обоснованной градации налоговой нагрузки [10, c. 197].
Функции системы налогообложения в стране заключаются в сборе налогов, отчислений с прибыли или иных налогооблагаемых объектов для формирования бюджета и распределения финансов в социально-экономических целях. Однако это обобщенное определение. Можно выделить несколько дополнительно решаемых государством задач. Опишем более подробно функции налоговой системы РФ.
Выделяют следующие задачи налоговой системы:
- фискальную;
- контролирующую;
- регулирующую;
- социальную.
Фискальная. Она вытекает из самой сути налогов и свойственна любому государству как социальному институту. Для осуществления своих задач ему необходимы средства. Государство не способно решать какие-либо общественно важные задачи без формирования государственных финансовых ресурсов, и в настоящее время население участвует в его создании путем сбора налогов.
Доходные базы бюджетов всех уровней должны быть обеспечены своевременными поступлениями, а взамен граждане и юридические лица получают определенные гарантии и права, в том числе на социальное обеспечение. Таков упрощенный план выполнения этой задачи налоговой системы для общего понимания [10, c. 198].
Регулирующая. Из фискальной непосредственно вытекает регулирующая или распределительная функция. Фактически налогообложение способствует перераспределению доходов в интересах реализации крупных экономических, хозяйственных, социальных и т. д. проектов.
Эта функция имеет первостепенное значение по своему воздействию на экономику конкретного государства. Нерегулируемых государством экономик в настоящее время нет. При помощи законодательного регулирования, в том числе путем применения отлаженной системы налогообложения, введения льготных условий, выделения дотаций и т.д., можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на спрос и предложение, экономическую активность в определенных сферах и отраслях.