Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Сущность системы налогов и сборов и ее виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других, исходя из общенациональных интересов.

Совершенствование налоговой системы необходимо для формирования эффективного налогового механизма, увеличения доходов бюджетов хозяйствующих субъектов, стимулирования инвестиционных процессов, налогового контроля. В России налоговая система развивалась постепенно и совершенствуется до сих пор. Налоговая система в настоящее время выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики. Без формирования подходящей модели налоговой системы, правильного выбора инструментов налогового регулирования невозможна реализация эффективной налоговой системы, а, следовательно, и преобразования экономики.

Цель курсовой работы – исследовать налоговую систему РФ и проблемы её совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность системы налогов и сборов и ее виды;
  • рассмотреть уровни налоговой системы в России, ее функции и принципы;
  • проанализировать виды систем налогообложения в России;
  • оценить реализацию налоговой политики в России;
  • выявить проблемы и пути совершенствования налоговой системы в России.

Объектом данной работы является налоговая система Российской Федерации, а предметом – изучение особенностей налоговой системы.

Теоретическими и методологическими основами исследования послужили труды и публикации отечественных и зарубежных ученых, электронные ресурсы.

В процессе исследования применялись методы историко-логического анализа, сравнения, обобщения.

Информационную основу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, нормативно-правовые документы Российской Федерации, статистические данные, информация и данные, опубликованные в документах официальных органов власти и институтов поддержки, материалы российских и международных конференций.


1. Основы налоговой системы в России

1.1. Сущность системы налогов и сборов и ее виды

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (статья 8) налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств [1].

Налоговая система – общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой – установление и сбор налогов.

Налоговая система – это не только деньги, но и важнейшие составляющие элементы экономики рынка. Без формирования налоговой системы невозможны полноценные преобразования экономики России. Налоги на сегодня являются главным источником перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Государство не может обойтись без налогов и поэтому они являются тем главным элементом, на котором происходят экономические и политические процессы в общественной жизни [3, c. 99].

Налоговый Кодекс (НК) в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей – основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.

Целями налоговой системы являются стимулирование инновационной активности, а также поддержка введения и реализации инноваций. Отметим, что бюджетная устойчивость – постоянная функция системы налогообложения. Большое значение имеет также экологическая направленность налоговой системы. Охрана окружающей среды требует огромных общественных затрат, которые также частично через налоги должны покрывать производители и потребители продукции, товаров и услуг.

Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги. С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом.


Рис. 1.1. Составляющие налоговой системы

Необходимо отметить что, все элементы, образующие налоговую систему, носят вторичный характер по отношению к ней самой. То есть, совокупность функций и свойств, возникающих в налоговой системе, является первичной, а свойства и функции каждого элемента этой системы – вторичны. Например, если налог является основным носителем фискальной функции, то в целом налоговая система может носить социальную направленность.

В России налоговая система регулируется НК РФ и Конституцией. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая – состоящая из федеральных, региональных и местных налогов [18, c. 143].

Налоги и сборы – это обязательные фискальные платежи, формирующие бюджет. За счет налогов государство осуществляет свою экономическую функцию, перераспределяет средства и выполняет социально-важные программы.

Выделяют две основные разновидности налоговых систем:

  • Глобальная. Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме. Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям – они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.
  • Шедулярная (шедула – часть или доля). Весь доход лица делится на определенные части, каждая из которых облагается конкретным налогом. Для каждой шедулы действуют свои ставки, критерии, льготы и проч.

Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик [18, c. 145]:

Евроконтинентальная. Для нее характерна высокая доля отчислений в сторону социального страхования, преобладание объема косвенных налогов над совсем небольшим количеством прямых. Применяется во Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Нидерландов.

Англосаксонская. Доля прямых налогов преобладает над косвенными, а налогообложение более всего затрагивает частных лиц. Типично для Великобритании, Канады, США, Австралии.

Латиноамеринская. Косвенное налогообложение значительно преобладает над прямым. Важная особенность – налажен исправный сбор налогов и в условиях инфляции. Характерно для Перу, Чили, Боливии.

Смешанная. Сочетает в себе черты нескольких видов налоговых систем. Вводится для расширения налоговой структуры, а также для избежания зависимости государственного бюджета от одного вида налогов. Характерна для Российской Федерации.


1.2. Уровни налоговой системы в России, ее функции и принципы

Основные принципы налоговой системы – это основные начала законодательства о налогах и сборах. Они закладываются на этапе построения всей системы. Рассмотрим их базовые положения.

Принципы построения налоговой системы РФ – это базовые положения, которые регулируют налогообложение в нашей стране. Они едины для всех субъектов Федерации, для граждан и организаций, для любых объектов обложения. Статья 3 Налогового кодекса закрепляет их как основные начала соответствующего законодательства [12, c. 150].

Принципы налогообложения есть в любом государстве. Их начали формулировать еще тогда, когда только зарождалась экономическая теория.

Рассмотрим подробнее, что означают положения упомянутой статьи 3.

  1. Законность. Она утверждается частью 1 и частично частью 3. В первом случае говорится, что на гражданине лежит обязанность по уплате только тех налогов, которые установлены законом. Во втором подчеркивается, что сборы не должны ущемлять конституционных прав россиянина.
  2. Справедливость. Открыто она в статье не прописана. Но ее подразумевает необходимость учитывать фактическую способность субъекта уплачивать налог, согласно части 1.
  3. Всеобщность и равенство. В части 1 это указано дословно. В части 2 дается детализация. Недопустима дискриминация любого рода. Все несут одинаковые обязательства независимо от пола, расы или вероисповедания.
  4. Экономическая обоснованность. Часть 3 утверждает, что нельзя устанавливать сборы произвольно.
  5. Единство налоговой политики и национального экономического пространства. Согласно части 4, сборы не должны препятствовать экономической деятельности и перемещению капиталов на территории страны.
  6. Опора на НК РФ. В соответствии с частью 5, никто не должен уплачивать налоги, не закрепленные данным нормативно-правовым актом.
  7. Определенность. Часть 6 гласит, что каждый субъект налогообложения имеет право знать все о подлежащем к уплате налоге: сроки, объем, порядок и иные элементы.
  8. Преимущество налогоплательщика при неясности. Следуя части 7, каждый имеет право трактовать налоговое законодательство в свою пользу, если оно содержит противоречия или непонятные формулировки.

Хотя в текст статьи 3 регулярно вносятся изменения, суть не меняется. Исследователи в области экономической теории нередко выделяют и дополнительные принципы. Их они выводят либо из смысла налогового законодательства, либо из иных нормативно-правовых актов.

Функции налоговой системы – это задачи, решаемые государством в области сбора налогов, таким образом, основная функция системы – фискальная. Если смотреть шире, можно отметить в качестве основной функцию формирования государственного бюджета. При помощи налогообложения регулируется поступление и распределение средств, контролируется эффективность, создаются условия для социально обоснованной градации налоговой нагрузки [10, c. 197].

Функции системы налогообложения в стране заключаются в сборе налогов, отчислений с прибыли или иных налогооблагаемых объектов для формирования бюджета и распределения финансов в социально-экономических целях. Однако это обобщенное определение. Можно выделить несколько дополнительно решаемых государством задач. Опишем более подробно функции налоговой системы РФ.

Выделяют следующие задачи налоговой системы:

  • фискальную;
  • контролирующую;
  • регулирующую;
  • социальную.

Фискальная. Она вытекает из самой сути налогов и свойственна любому государству как социальному институту. Для осуществления своих задач ему необходимы средства. Государство не способно решать какие-либо общественно важные задачи без формирования государственных финансовых ресурсов, и в настоящее время население участвует в его создании путем сбора налогов.

Доходные базы бюджетов всех уровней должны быть обеспечены своевременными поступлениями, а взамен граждане и юридические лица получают определенные гарантии и права, в том числе на социальное обеспечение. Таков упрощенный план выполнения этой задачи налоговой системы для общего понимания [10, c. 198].

Регулирующая. Из фискальной непосредственно вытекает регулирующая или распределительная функция. Фактически налогообложение способствует перераспределению доходов в интересах реализации крупных экономических, хозяйственных, социальных и т. д. проектов.

Эта функция имеет первостепенное значение по своему воздействию на экономику конкретного государства. Нерегулируемых государством экономик в настоящее время нет. При помощи законодательного регулирования, в том числе путем применения отлаженной системы налогообложения, введения льготных условий, выделения дотаций и т.д., можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на спрос и предложение, экономическую активность в определенных сферах и отраслях.