Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Сущность системы налогов и сборов и ее виды).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы налоговой системы в России
1.1. Сущность системы налогов и сборов и ее виды
1.2. Уровни налоговой системы в России, ее функции и принципы
2. Особенности налоговой системы в России и ее реализация
2.1. Виды систем налогообложения в России
2.2. Реализация налоговой политики в России
3.2. Применение риск-ориентированного подхода
3.3. Внедрение новых аппаратных комплексов
3.4. Внедрение системы онлайн-передачи данных о розничных продажах
3.5. Ведение налогового мониторинга
4. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в России
В том числе уточнены: правила переноса на будущее убытков контролируемых иностранных компаний (далее – КИК) за три года, непосредственно предшествующих 2015 году; порядок налогообложения операций КИК с финансовыми активами (включая ценные бумаги); порядок исчисления финансовых показателей КИК, являющейся участником иностранной консолидированной группы налогоплательщиков; порядок подачи документов, подтверждающих условия освобождения прибыли КИК от налогообложения в рамках многоуровневых цепочек владения; деофшоризационные нормы, применяемые к налогоплательщикам физическим лицам; отдельные положения концепции налогового резидентства юридических лиц.
качестве примера можно также привести смягчение правил регулирования отдельных налогов: снижение порога перечисленных налогов с 7 млрд. рублей до 2 млрд. рублей в целях использования заявительного порядка возмещения НДС; отмена налога на движимое имущество; уменьшение с 10 млрд. рублей до 2 млрд. рублей суммы уплаченных налогоплательщиком налогов для применения освобождения от акцизов при экспорте, реэкспорте подакцизных товаров в предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации случаях; отказ от повышения страховых тарифов и сохранение их на уровне 30 %, дополнение перечня доходов физических лиц, не облагаемых налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и ряд других.
Наиболее значительными событиями в этом направлении стали продление амнистии капиталов6 и введение специального налогового режима для самозанятых граждан – налог на профессиональный доход [17, c. 55].
2. Основные направления интеграции систем налогового и таможенного контроля
К началу 2019 года завершен первый этап работ, связанный с выстраиванием системы взаимодействия между ФТС России и ФНС России, отработкой процедур обмена данными о внешнеторговых операциях налогоплательщиков, их налоговой и финансовой отчетности, сведениями о минимизации рисков нарушения таможенного, налогового и валютного законодательства и результатами правоохранительной деятельности.
В 2018 году таможенная служба направила в ФНС России информацию о более чем 3 млн. деклараций на товары, 1 млн. таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн. записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории ЕАЭС. Одновременно ресурсы ФТС России за 2018 год пополнились информацией о более чем 4 млн. юридических лиц. В результате повысилась результативность скоординированных с ФНС России контрольных мероприятий. За 2018 год таможенными органами во взаимодействии с налоговыми органами проведено 796 проверочных мероприятий (в аналогичном периоде 2017 года – 897 проверочных мероприятий). Дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов на общую сумму 4,7 млрд. рублей (в аналогичном периоде 2017 года – 2,7 млрд. рублей), взыскано более 2 млрд. рублей (в аналогичном периоде 2017 года – 1,6 млрд. рублей).
Своевременный обмен информацией способствовал выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. За 2018 год специалисты таможенной службы передали в налоговые органы информацию о более чем 1000 таких организаций.
В результате проделанной работы Федеральная налоговая служба получает от Федеральной таможенной службы в автоматизированную систему контроля возмещения НДС весь массив данных таможенной стоимости при импорте товаров и возмещения НДС при экспорте товаров. Также ФТС России и ФНС России обменялись системами управления рисками и скоординировали проверки. По информации ФНС России это обеспечило около 77 млрд. рублей дополнительных поступлений в бюджетную систему только на основе анализа поступающих данных за 2018 год. За 2018 год неправомерное заявление к вычету импортного НДС сократилось с 16,3 % до 3 %. За 2018 год проведены 127 скоординированных проверок, по результатам которых доначислены 4,6 млрд. рублей [8, c. 104].
3. Инновационные технологии налогового контроля и администрирования
Инновационные инструменты на основе цифровых технологий находят широкое применение в работе налоговых органов и выводят налоговое администрирование на качественно новый уровень.
Последние годы налоговое администрирование совершенствовалось в нескольких направлениях.
3.1. Внедрение методов цифровой прослеживаемости, которые хорошо зарекомендовали себя, особенно в сферах, где высока доля нелегальной продукции.
В России действует единая государственная автоматизированная информационная системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Благодаря ей в 2017 году было выявлено более 23 млн. единиц контрафакта. Кроме того, подключение к ЕГАИС оптового и розничного звена алкогольного рынка обеспечило увеличение суммы акцизов на алкогольную продукцию, поступившей в бюджеты.
Так, в 2017 году объем акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации, увеличился на 10,8 % по сравнению с 2016 годом и составил 362,9 млрд. рублей против 327,6 млрд. рублей в 2016 году. По состоянию на 1 декабря 2018 года объем поступлений акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации, составил 323,8 млрд. рублей, что, примерно, соответствует объему поступления акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации, за аналогичный период 2017 года – 323,3 млрд. рублей [19].
На сегодняшний день ЕГАИС работает в своей третьей версии (Регистре № 3), которая позволяет отслеживать каждую единицу товара отдельно благодаря уникальному цифровому идентификатору. Подобный помарочный учет алкоголя дает возможность отследить весь путь передвижения бутылки – от ее изготовления до покупателя.
Новые цифровые инструменты контроля товаров внедряются на лесном рынке, на рынках табачных изделий и фармацевтики.
В 2016 году был запущен пилотный проект по автоматическому отражению вывода меховых товаров из оборота через их продажу в розницу. По данным ФНС России, к началу 2017 года легальный ввод меховых изделий в оборот вырос на 57%. Розничная продажа в 5 раз превысила показатели маркетинговых исследований по обороту за 2015 год.
С 2019 года ФНС России запущен пилотный проект прослеживаемости импортных товаров.
В планах Правительства РФ на 2019 предусмотрено еще несколько отраслей: обувь, верхняя одежда, парфюмерия и шины. До 2024 года система прослеживаемости должна охватить все основные группы промышленной продукции от одежды и обуви и до продуктов питания.
В рамках создания Национальной системы прослеживаемости товаров разрабатывается проект «Развитие автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС «Налог-3») в части создания интегрированного аналитического хранилища данных и модернизации информационно-аналитической подсистемы для целей контрольной работы».
Расширение сферы действия систем прослеживаемости товаров и услуг обеспечит дальнейший рост налоговых поступлений. Кроме того, внедрение систем прослеживаемости обеспечивает создание более справедливых конкурентных условий, сокращение теневого сектора экономики и улучшение условий ведения бизнеса для добросовестных налогоплательщиков.
3.2. Применение риск-ориентированного подхода
Применение риск-ориентированного подхода при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок уже на протяжении ряда лет позволяет повысить эффективность выездных налоговых проверок при сокращении их количества и снизить административное давление на бизнес. Автоматизация процесса налогового администрирования позволила снизить количество налоговых проверок в 2016 году по сравнению с предыдущим годом на 15% и взыскать в бюджет 173 млрд. рублей, или на 21 % больше, чем в 2015 году. Кроме того, около 26 млрд. рублей поступили дополнительно в бюджет без проведения налоговых проверок в результате аналитической работы [21].
Синергетический эффект от внедрения современных цифровых технологий в налоговое администрирование в 2017 году позволил снизить количество выездных проверок еще на 23% (с 26 до 20 тысяч), при этом их результативность выросла в 1,4 раза. За 2018 год их число сократилось еще на 4,7 тысячи, или на 30 % – до 10,9 тысяч проверок. В настоящее время ФНС России проверяет всего 2 из 1 тысячи налогоплательщиков. Среди представителей малого бизнеса проверяется 1 налогоплательщик из 4 тысяч. При этом поступления по одной проверке растут и составляют свыше 12 млн. рублей, что на 30 % больше, чем за аналогичный период 2017 года.
3.3. Внедрение новых аппаратных комплексов
В 2015 году ФНС России был внедрен программный комплекс АСК НДС-2, позволяющий применить риск-ориентированный подход при камеральных проверках деклараций по НДС с суммой налога, заявленной к возмещению из бюджета35. Система автоматически отслеживает цепочки формирования НДС по сделкам в масштабах всей страны (порядка 15 млрд. операций в год) и позволяет пресекать уклонение от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога. С внедрением АСК НДС-2 у налоговых органов появилась возможность проводить мероприятия налогового контроля сразу после получения налоговой декларации, устанавливать плательщиков, представляющих декларации с нулевыми показателями, то есть не участвующих в формировании налоговой базы [20].
Внедрение АСК НДС-2 позволило сократить разрыв между уплаченным в бюджет НДС и НДС к возмещению с 8 % (примерно 676 млрд. рублей) в 2016 году до 1 % (около 86,6 млрд. рублей) по состоянию на конец 2018 года.
3.4. Внедрение системы онлайн-передачи данных о розничных продажах
В число инновационных инструментов налогового администрирования входит также АСК ККТ. Внедрение системы онлайн-передачи данных о розничных продажах на основе применения специальной контрольно-кассовой техники позволило за счет автоматизации мониторинга и выявления правонарушений обеспечить снижение количества оперативных проверок более чем в 2 раза в 2017 году и в 6 раз по итогам 2018 года (при увеличении доли проверок, выявивших нарушения до 90 %).
В 2018 году прошел второй этап кассовой реформы. В новом порядке работают 835 тысяч налогоплательщиков, зарегистрированы 2,3 млн. касс. В сутки пробивается 150 млн. чеков на сумму 90 млрд. рублей.
3.5. Ведение налогового мониторинга
К инновационным решениям в налоговом администрировании, которые также помогают увеличить налоговые поступления, необходимо отнести механизм налогового мониторинга, который применяется с 1 января 2016 года. Его смысл состоит в том, что еще до подачи декларации у налогоплательщика появляется возможность выяснить спорные вопросы с налоговым органом. Удаленный доступ налогового органа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности позволяет оперативно согласовывать подходы к налогообложению и проводить консультации о совершенных и планируемых сделках.
Количество участников налогового мониторинга выросло с 7 компаний в 2016 году до 44 – в 2019-м. Это крупнейшие компании, которые обеспечивают 12,25 % налоговых поступлений в федеральный бюджет [16, c. 239].
Благодаря такому способу взаимодействия с ФНС России, в 2017 году 21 компания сократила трудозатраты на сопровождение налоговых проверок на 30%. В частности, их экономия по пеням составила 31,2 млн. рублей. Всего в 2017 году компании, работающие в рамках налогового мониторинга, заплатили 607 млрд. рублей налогов. Для сравнения в 2016 году эта цифра составляла 474 млрд. рублей (рост – 28,1 %).
Далее проанализируем в целом налоговые доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за последние годы.
Таблица 2.2. Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2017-2018 гг.
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2018 г. к 2017 г. |
||
Млрд.руб. |
% к итогу |
Млрд.руб. |
% к итогу |
% |
|
Доходы бюджета |
30640,0 |
100,0 |
36916,9 |
100,0 |
117,1 |
в т.ч. |
|||||
Налоговые доходы |
19277,6 |
62,9 |
23602,0 |
63,9 |
119,0 |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование |
6523,9 |
21,3 |
7195,0 |
19,5 |
107,2 |
Неналоговые и прочие доходы |
4838,5 |
15,8 |
6119,9 |
16,6 |
122,9 |