Файл: Субъекты и виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях модернизации Российского государства все большее значение приобретает четкое функционирование механизмов контроля и надзора во всех сферах жизни общества. Контрольная и надзорная формы юридической деятельности придают необходимый динамизм происходящим в стране преобразованиям, становятся одним из решающих факторов углубления реального демократизма, построения правового государства.

Малоэффективные контроль и надзор (либо их отсутствие) нередко становятся причиной нарушения прав и свобод граждан, влекут значительный ущерб, не позволяют претворять в жизнь намеченное, тормозят реформы. В частности, важен контроль за оперативно-розыскной деятельностью (далее - ОРД), которая осуществляется на принципах конспирации, а её задачи решаются с использованием преимущественно негласных возможностей и мероприятий, в т.ч. ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

Статья 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (с изм. и доп.) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об ОРД», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность (далее по тексту - ОРД) является преимущественно негласной сферой деятельности правоохранительных органов, что дает им возможность вмешиваться в частную жизнь граждан, в том числе путем ограничения, а в некоторых случаях даже нарушения их конституционных прав. Именно поэтому требует особого контроля и надзора со стороны государства. Особым такой контроль и надзор становится благодаря специфике самой ОРД.

Контроль за ОРД осуществляется целым рядом высших органов государственной власти. В их числе и Президент Российской Федерации, и Федеральное собрание, и Правительство Российской Федерации. При этом такой контроль ограничен исключительно полномочиями указанных органов в установленной сфере. Ведомственный же контроль на сегодняшний день, согласно ст. 22 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее -ФЗ «Об ОРД») находится в ведении руководителей органов, осуществляющих ОРД.


А вот надзором за рассматриваемым видом деятельности правоохранительных органов занимается исключительно прокуратура Российской Федерации. Само название ст. 21 ФЗ «Об ОРД» «Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью» говорит об исключительной компетенции данного органа.

Целью работы является изучение сущности организации контроля и, осуществляемых в отношении оперативно-розыскных органов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследование содержания оперативно-розыскной деятельности.

2. Выявление юридической природы контрольных и надзорных функций органов государственной власти.

Объектом исследования является правовая сущность надзора и контроля за оперативно-розыскной деятельностью, осуществляемой уполномоченными органами.

Предмет исследования: юридические понятия и признаки оперативно-розыскной деятельности, контрольных и надзорных функций осуществляемых за указанным видом деятельности.

Понятие и виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью

Контроль за претворением в жизнь ОРД является одной из форм управляющего воздействия и включает систему нормативов по наблюдению и осмотре её реального соотношения, работающим законодательным документам и ведомственным нормативным актам. Главный в основном назначенной мишенью контроля является обеспечение единства решений и выполнения, по времени уместное предупреждение и устранению допущенных нарушений. Контроль за ОРД можно разделить на вневедомственный и ведомственный.

В соответствии со ст. 20 ФЗ об ОРД вневедомственный контроль за ОРД осуществляют следующие субъекты:

Президент РФ;

Федеральное Собрание РФ (парламент Российской Федерации);

Правительство РФ,

уполномоченные прокуроры,

представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля.

К органам, осуществляющим контрольные функции в среде ОРД, также следует отнести судейский арбитраж, потому что арбитр осуществляет досмотр материальных наработок о проведении ОРМ, ограничивающие по конституции законные полномочия пенсионеров.

Правозащитнической базой предоставленной формы судебного соблюдения порядка является ст.46 Конституции РФ, согласно которой практически любому гражданину гарантируется судебная защита его свобод и прав.


Невзирая на то, что в ст.20 ФЗ «Об ОРД» судебные органы не упоминаются в качестве существующих объектов, воплощающих контроль, они являются субъектами вневедомственного (государственного) контроля.

Вневедомственный контроль является соблюдением порядка со стороны федеральных органов государственной власть имущие РФ. Он выражается в системе надзора и осмотра реального соотношения занятости наделенных полномочиями органов и должностных лиц государства для решения проблемам, принципиальным статусам и правилам, установленным ФЗ об ОРД и принятыми в его выполнение подзаконными актами.

Конечная цель предоставленного соблюдения порядка заключается в том, чтобы не допустить в ОРД аномальных отличий от установленных нормативов, а при надобности — скорректировать деятельность соответственных органов и официально служебных лиц, устранить препятствия на дороги их по эффективности производительной трудовой нагрузки.
Контроль и присмотр — понятия разные. Наблюдение — деятельность, воплощаемая регулярно и только на объекта экземпляр придерживания законной справедливости, а контроль производится в конкретных нормативными аспектами случайных происшествиях, и объекта экземпляром контрольной сверки, кроме всего законной справедливости, является логичность и целесообразность. То есть надзорная деятельность значительно уже контрольной и сконцентрирована только на законности. Впрочем контроль и наблюдение не соотносятся как часть и целое; они, как сказано сначала, суть пожитки противоположные; они не подменяют, а дополняют друг друга[1].

2 Вневедомственный (внешний) контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Субъектами, осуществляющими контроль ОРД (реализующими функцию внешнего контроля), если верить законному акту являются: Российский президент; Федеральное Собрание РФ; Руководство РФ; судья, ограничивающий санкциями ОРМ, влекущие притеснение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Президент России воспроизводит конкретное управление деятельностью, охватывая с подключением контрольные функции, надлежащих федеральных министерств и служб, которым законодательством предоставлено право осуществлять ОРД: МВД нынешней России, Минюст современной России (оперативное подразделение во ФСИН России) ), СВР процветающей России, ФСБ нынешней России, Министерства обороны процветающей России.


Контроль за ОРД воплощается через соответствующее дочернее отделение Администрации Руководителя и главу РФ. В согласии Положению о полномочном представителе Первого лица страны Российской Федерации в федеральном окружении, утвержденном Указом Руководителя и главу РФ от 13-ть последнего весеннего месяца 2000 г. № 849, президентский контроль за совершением ОРД в субъектах РФ осуществляется еще через университет полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Необходимо подчеркнуть, что данный вид контроля не даёт в пользование права ввязываться в техническую линию ОРД, держать под контролем правомерность проведения существенных ОРМ.

Президент России руководит деятельностью названных выше федеральных органов исполняющей обязанности власть имущие, ведающих без ответов задачами обороны, безопасности, внутренних дел и некоторых других, заявляет по представлению Руководящего главы Правительства РФ положения о их и назначает их руководителей, а также воплощает другие полномочия как Верховный Главнокомандующий Снабженными оружием Силами РФ и Руководящий глава Совета Защищенности РФ. Президентскому контролированию порядка подлежит также подтвержденное практикой осуществление в исполнении Законодательного документа об ОРД и изданных им правоутверждающих кодексов и поручительных заданий по задачам, перевязанным с ОРД.

Таким видением образа, Президент РФ как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, как высшее должностное лицо страны, осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных силовых органов, в полномочия которых заходит воплощение ОРД.
Федеральное Собрание РФ — сенат парламентариев РФ — презентабельный и законодательный орган РФ, состоящий из 2-х палат: Совета Федерации и Государственной Думы, воплощает опосредованный контроль за ОРД. Этот контроль происходит в пределах рамок контроля за осуществлением с исполнением федерального бюджета, в индивидуальных статьях которого отражено выделение финансовых сбережений и средств тем или другим органам, осуществляющим ОРД. Контроль за осуществлением с исполнением федерального бюджетного сбережения в части, касающейся применения денежных средств и сбережений на ОРД, воплощает в жизнь образуемая Советом Федерации и Государственной Думой Счетная палата РФ. Этим органом, подчиненным парламенту, контролируется обоснованность выделения денег, корректность и эффектная результативность их использования.


Палаты Федерального Собрания вправе возбуждение разжигать парламентское следственное выяснение, создавать парламентарные комиссии по расследованию, например, доказанных аргументов дерзкого либо крупномасштабного нарушения с гарантией обещанных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина , в итоговом продукте трудовой функции которых подготавливается итоговый доклад комиссии, и по информационным сведениям, содержащимся в нем, возможно, в частности, судить о состоянии выполнения Документа с законами об ОРД . Контроль может быть воплощаем в жизнь посредством направлений парламентских запросов, а также обращений отдельных членов Совета Федерации и индивидуальных народных избранников Государственной Думы в Руководство РФ либо конкретные органы охраны прав и порядка.
Воплощение в жизнь объединено совместного контролирования порядка за осуществлением в исполнении Законного правила об ОРД происходит при работе народных депутатов с избирателями, рассмотрении обращений пенсионеров, заслушивании коммуникационных данных управляющих соответственных министерских ведомств и служб на заседаниях палат сената и их комитетов, рассмотрении документальных подтверждений и материалов, воображаемых органами государственной властью руководящие, а так-же при с подготовкой обучению конфигураций и дополнений, которые существенно нужно привнести в Законодательный акт о ОРД.

Таким образа видением, контроль Федерального Собрания преследует цель оценки точно такой обстановки, складывающейся с с исполнением осуществлением и придерживанием Документа с законами о ОРД как в целом по стране, так и надлежащими министерствами и службами.
С 2011 г. у Совета Безопасности РФ с появлением возникла контрольная цель значения в отношении органов охраны прав и порядка, реализуемая методом отслеживания эффективности осуществляемых ими доступных по бюджету трат. В согласии Состоянию о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденному Приказом по закону Руководителя и главу РФ от 6 последнего весеннего месяца 2011 г. № 590, Совет создаст контроль за мотивированным употреблением по бюджету недорогих ассигнований, предусмотрительно предвиденных в федеральном финансовом сбережении на соответствующий год на поддержание финансами расходований правоохранительной деятельности.

Последующим существующим объектом, обеспечивающим функцию контроля ОРД, является Правительство РФ, осуществляющее обязанности исполняющую административное правительство в нынешней России. Оно если верить ст. 12-ть, 19-ть, 20 Федерального конституционного законного правила от 17 декабрьского месяца 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правящем руководстве Русской Федерации» наделено в ширину обширными возможностями по совместными без ответов задачам правящего правительства федеральными министерствами, службами, агентскими заведениями, а еще в плоскости обеспечения законной лигитимности, прав и свобод граждан, борьбы с преступной организованностью и но обеспечению обороны и государственной безопасности России.