Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Содержание системы управления организацией).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 15801
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ современной организацией
1.1 Содержание системы управления организацией
1.2. Современные подходы и мировой опыт управления
Глава 2. Оценка системы управления в организации ООО «Станкосервис»
2.1.Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ структуры управления ООО «Станкосервис»
2.3. Проблемы управления и пути совершенствования системы управления предприятием ООО «Станкосервис»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современной рыночной экономике высокий уровень конкуренции, даже на относительно монополизированных локальных рынках, предопределяет успех компании только при постоянном реагировании на потребительские предпочтения и изменение конъюнктуры рынка.[3.C.41]
Управление организацией – это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют организацию и управляют ею путем постановки целей и разработки способов их достижений.
Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Постановка целей и обеспечение их политикой, стратегией, процедурами и правилами способствует решению этой задачи. Мотивация и контроль также играют существенную роль в обеспечении эффективности выполнения заданий. Однако организация как процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно формальных взаимоотношений людей их выполняющих. [12.C.5]
Таким образом, система управления — это сложный механизм, который является неотъемлемой частью любой организации. В ее состав входят анализ бизнес – процессов и их планирование; планирование использования людских ресурсов; набор, отбор и ориентация работников; практическое обучение и повышение квалификации, продвижение; мотивация; безопасность и здоровье; дисциплина, контроль, оценка действий персонала.
Объектом исследования является система управления предприятием, предметом исследования выступают предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления ООО «Станкосервис».
Цель работы - проанализировать систему управления организацией «Станкосервис», сформулировать предложения по ее совершенствованию.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- исследовать понятие, цели, функции системы управлением организацией;
- проанализировать существующие теоретические подходы к эффективному управлению организацией, сформулировать принципы эффективного управления предприятием малого бизнеса;
- представить характеристику организации ООО «Станкосервис»;
- проанализировать эффективность управления организацией «Станкосервис»;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления организацией «Станкосервис».
Методической базой исследования стал системный анализ и конкретно научные методы: систематизация, обобщение.
Источниковой базой являются монографии и периодическая литература по выбранной теме исследования, материалы о деятельности предприятия «Станкосервис».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ современной организацией
1.1 Содержание системы управления организацией
Функционально система управления организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование. [5.C.11]
По своей сути система управления – это совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное функционирование предприятия.
Система управления организацией – одно из ключевых понятий теории менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организацией построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач. [3.C.76]
Для обоснованного определения понятия «система управления предприятием» необходимо уточнить понимание категорий «система» и «управление». [12.C.43]
Вообще, система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (см. рисунок 1).
Процесс
(обработка входного воздействия)
Система
Вход
Выход
Обратная связь
Рис. 1. Схема функционирования системы [8]
Управление – это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного или перевода её в новое состояние.
Таким образом, система управления предприятием – это механизм такого воздействия на совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей, а также процессов, который обеспечивает функционирование предприятия в заданном направлении. [10.C.43] Ключевые элементы системы управления предприятием представлены на рисунке 2.
Система управления предприятием
1. Цель
4. Методы управления
7. Техника управления
2. Принципы управления
5. Персонал управления
8. Технология управления
3. Функции управления
6. Организационная структура системы управления
9. Информация
Рис. 2. Ключевые элементы системы управления предприятием [4.C.43]
Каждый из выделенных элементов системы управления предприятием выполняет определенную функцию. [12.C.54]
1. Цель (см. рис. 2) – это желаемый результат функционирования системы. Требования: цель должна быть реальная, возможная при данных условиях функционирования предприятия, достижимая, реализуемая. У любой организации должны существовать: стратегическая цель (долговременная), текущие цели – на 1 год и оперативные – до месяца.
2. Принципы управления (см. рис. 2) – правила осуществления управленческой. Носят объективный характер, вытекают из законов и закономерностей управленческой деятельности. Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления. [12.C.6]
К числу основных принципов управления могут быть отнесены:
1) научность – этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях;
2) системность и комплексность – этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств; [3.C.65]
3) единоначалие и коллегиальность – любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно); это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т.д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ; [4.C.11]
4) демократический централизм; этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении; [7.C.32]
5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении, что означает тесную связь развития общества и прогресса отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок. [4.C.43] Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все – региональные проблемы. Любой предприниматель должен сделать для себя соответствующие выводы, вытекающие из действия принципа единства отраслевого и территориального управления. [10] Интересы фирмы, которую он представляет, должны быть тесно увязаны с интересами местных властей жителей региона, где он собирается проявлять свою деловую активность – строить филиал предприятия, складировать и реализовывать продукцию и т.д. Местные власти и население должны быть его активными сонниками, зная, какие выгоды для региона последуют активной деятельности тех или иных фирм.
3. Функции управления (см. рис. 2) – специализированные виды управленческой деятельности. Обычно различают общие и конкретные.
Общие:
• планирование,
• организация,
• координирование (регулирование),
• стимулирование (мотивация),
• учет (фиксация состояния управляемого объекта),
• анализ (выявление причин состояния управляемого объекта),
• контроль (выработка мер устранения отклонений от заданного режима).
Конкретные:
• управление предприятием (основной деятельностью, персоналом),
• управление вспомогательной деятельностью,
• управление финансами,
• управление МТС,
• сбыт,
• маркетинг и др. [13.C.4]
4. Методы управления (см. рис. 2) – способы осуществления управленческой деятельности. Направлены на реализацию функций управления, вытекают из принципов фирмы. Принято различать три метода управления работниками и производственными коллективами: административные, экономические и социально-психологические. Все они тесно взаимосвязаны между собой и порой их трудно разграничить. [6.C.54]
Административные (командные) методы основаны на принуждении, а управляющие воздействия имеют вид директив, приказов, команд, инструкций и др.
Экономические методы основаны на воздействии на объект управления (отдельные личности, коллективы, хозяйствующие субъекты) при помощи рычагов (заработной платы, премий, штрафов, предоставления всевозможных льгот, ценообразования, предоставления коммерческого кредита и т.п.).
Социально-психологические методы управления представляют собой убеждение, моральное и нравственное воздействие на людей. [9.C.33]
1.2. Современные подходы и мировой опыт управления
Важнейшим элементом современной системы управления любого предприятия является управление персоналом.
В настоящее время система управления персоналом организации включает следующие подсистемы:
- анализа рабочих процессов и их планирования; планирования использования людских ресурсов;
- набора, отбора и ориентации работников;
- оценки выполнения, практического обучение и повышения квалификации, продвижения;
- компенсаций и пособий; безопасности и здоровья;
- трудовых отношений; дисциплины, контроля, оценки действий персонала;
- расписания (графика) работы. [14.C.5]
Управление, как искусство – это творческий процесс, здесь важны не только знание общих основ управления, но и умение анализировать конкретные ситуации, способность эффективно принять накопленный опыт.
Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижений. Поэтому управление целесообразно связывать с аппаратом управления.