Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диагностическая значимость мигания для психофизиологии изучена сравнительно мало, что обусловлено, главным образом, отсутствием стандартной методики регистрации. Многие исследователи используют разные варианты метода простого наблюдения. Существует несколько типов мигания. Первый тип – произвольное смыкание век на короткое время, необходимое для увлажнения глазного яблока. Второй – рефлекторное мигание (так называемый корнеальный рефлекс) – может вызываться многими раздражителями, начиная от пылинки, попавшей в глаз, и заканчивая внезапным громким звуком, и является врожденным. Мигание третьего типа – периодическое – представляет наибольший интерес для психофизиологии профессиональной деятельности.

Время мигания (смыкание век) составляет примерно 0,35 с. Частота периодических миганий у разных людей может меняться в широких пределах, но у каждого отдельного человека она при постоянных условиях достаточно стабильна. При средней частоте мигания 7,5 раз в минуту у разных людей она варьируется в пределах от 1 до 46 в минуту. Индивидуальные различия частоте миганий – потенциальный источник данных для психофизиологии, так как у человека этот показатель зависит от состояния психики, а именно от «уровня психического напряжения»: крайняя скука и сильные эмоции снижают частоту мигания, тогда как при оптимальном уровне напряжения эта величина умеренно возрастает.

Движениями глаз управляют три пары черепномозговых нервов (из 12), что уже говорит о сложнейшей организации этого процесса. Зрительное восприятие обеспечивается непрерывной мышечной подстройки глаз. Процесс разглядывания постоянно сопровождается «перескакиванием» взора от одной детали объекта к другой. Незначительные движения глаз обеспечивают непрерывное смещение изображений, что необходимо для стабильного восприятия неподвижных предметов.

Все рассмотренные выше типы движений глаз относятся к содружественным, т.е. оба глаза движутся в одном направлении одновременно. Существуют еще конвергентные и дивергентные движения глаз, при которых оптические оси глаз устанавливаются под нужным углом друг к другу для фиксации предметов, находящихся на разных расстояниях. Это один из механизмов оценки расстояния до предмета.

В настоящее время в экспериментальных исследованиях, проводимых в области психофизиологии профессиональной деятельности, используется современная аппаратура, позволяющая регистрировать направление взора в процессе деятельности человека с точностью до нескольких градусов.


Для других анализаторных систем человека также разработано значительное число диагностических методов, используемых при изучении профессиональной деятельности.

Методы оценки исполнительных механизмов деятельности. Исполнительная деятельность любого работника реализуется в механических актах (манипуляции с органами управления, работа на клавиатуре) либо речевых командах. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве предмета анализа исполнительной деятельности речь и движения человека.

Анализ речи. Речь, являясь сложнейшей психической функцией, может претерпевать существенные изменения в процессе выполнения профессиональной деятельности под влиянием факторов этой деятельности. Анализ таких изменений может дать весьма полезную информацию о субъекте деятельности. Использование параметров речи в качестве психодиагностической процедуры в психофизиологии профессиональной деятельности обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Вопервых, тем, что речь (вернее, радиообмен между участниками производственного процесса, например, между штурманом пилотом самолета, диспетчером и машинистом) регистрируется на различных устройствах (магнитные ленты, цифровые на копители) в рамках организации обычного технологического процесса. Это дает возможность в случае развития чрезвычайных ситуаций, совершения аварий и катастроф или в рамках штатного контроля воссоздать полную картину случившегося с установлением той роли, которую играл в данной ситуации работник, его состояние. Вовторых, при регистрации речи не создается помех работнику, а это, как было сказано ранее, одно из главнейших требований к методикам психофизиологических исследований профессиональной деятельности.

Речь – сложнейшее психическое явление. В порождении речи участвуют многочисленные нервные образования: лобные доли (планирование высказывания), премоторные и моторные зоны коры головного мозга (артикуляция), сенсорные отделы теменной области (контроль правильности речепорождения), височные доли (слух). Речь (радиообмен) работников операторского профиля, как правило, строго формализована и задана рамками соответствующих регламентов переговоров.

При анализе речи используются следующие показатели и критерии.

Физиологоакустические показатели:

  • латентное время речевого ответа (время от получения сообщения до выдачи ответа);
  • время начала артикуляции (время от момента включения канала связи до начала речи);
  • темп речи (скорость произнесения слов);
  • показатель паузации (длительность и частота встречаемости пауз при передаче сообщения);
  • интенсивность (громкость произносимых фраз, слов);
  • частота основного тона речевого сигнала (базовая характеристика голосового сигнала).

Психолингвистические показатели:

  • адекватность сообщения по содержанию и логике изложения (логикосемантическая характеристика);
  • грамматическая правильность произнесения слов;
  • стилистическая и пунктуативная правильность произнесения фразы;
  • просодические характеристики речи (интонация; мелодика).

Несоответствие сообщения по своему содержанию развивающейся ситуации или запросу, изложение его с нарушением логической последовательности передаваемой информации, появление немотивированных, нейтральных сообщений свидетельствуют, как правило, о развитии нарушений психических процессов и работоспособности в целом. Отсутствие квитанций (подтверждение полученной информации), долгое молчание без ответа на запросы, «холостые» нажатия включения канала связи (переговорного устройства) – признаки нарушений работоспособности или высокого нервно-эмоционального напряжения, обусловленного текущей деятельностью. Имели место случаи, когда оператор системы управления полетами передавал в эфир команду, от волнения забыв включить канал связи (нажать так называемую тангету). О высоком уровне нервно-эмоционального напряжения говорят также изменения просодических характеристик речи. Изучение и систематизация происходящих нарушений в конкретной профессиональной сфере позволяют накопить данные для глубокого анализа психофизиологического состояния работника по характеристикам его речи.

Анализ двигательных операций. Об одном методе (электромиограции) анализа движений было рассказано ранее. Однако арсенал приемов и методов анализа исполнительского действия довольно широк. В частности, в интересах психофизиологических исследований используются кинорегистрация движений работающего человека, микроструктурный анализ исполнительной деятельности, анализ кинематических характеристик движений рук в процессе работы. В настоящее время существуют различные виды устройств, позволяющих осуществлять регистрацию и анализ кинематических характеристик движений человека в процессе реальной деятельности. Наиболее распространенными являются магнитные и оптические системы регистрации движений («motion tracking system»).

Оптический метод регистрации движений состоит в том, что при помощи нескольких видеокамер осуществляется съемка динамики маркеровотражателей, закрепленных на запястьях и других участках тела человека. Специализированное программное обеспечение вычисляет координаты каждого маркера в пространстве в каждый момент времени, соотнося данные с каждой камеры, на основе чего производится анализ основных кинематических характеристик двигательных реакций человека-оператора в трехмерном пространстве.


При магнитном методе регистрации движений роль маркеровотражателей играют магниты. Вычисляются положение и ориентация маркеров с помощью магнитных полей трех ортогональных катушек на передатчике и на каждом приемнике.

С целью оценки пространственно-временных характеристик движений рук обучаемого в процессе выполнения тренажерных заданий может быть использована относительно простая система, включающая датчик, закрепляемый на запястье обучаемого, приемник, отслеживающий его перемещение в трехмерном пространстве, и специальное программное обеспечение, производящее все необходимые вычисления. Далее осуществляется анализ амплитудных и частотных параметров движений рук работника в процессе профессиональной деятельности.

В настоящее время в психофизиологии труда стали применять метод оценки познотонических реакций работающего человека (например, путем записи стабилограммы – количества, направлений и амплитуды отклонений тела работника в процессе деятельности, размещенного на стабилоплатформе). Анализ управляющих движений операторов производят по записям средств объективного контроля, применяемым в ряде высокотехнологичных отраслей промышленности и на транспорте.

Методы комплексной оценки психофизиологического состояния работника. Методы изучения психофизиологических состояний (ПС) имеют давнюю историю, которая начиналась с исследований, главным образом, психиатров, направленных на выяснение особенностей текущего состояния человека. К числу первых методов определения неблагоприятных состояний трудовой деятельности (стресса, напряженности) относится вариант ассоциативного эксперимента, который говорит о том, что свободные ассоциации (первое пришедшее на ум слово) в ответ на специально подобранные тестовые слова у таких людей существенно отличаются от нормы. Первое массовое использование тестов выявления особых неблагоприятных состояний относится к периоду Первой мировой войны, в ходе которой солдаты американской армии заполняли опросник Вудвортса. Опросник содержал перечень вопросов, направленных на выявление признаков военного невроза.

По своей сути эти методы оценивают запас функциональных резервов работника (так называемые адаптационные возможности), которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и средой в процессе осуществления профессиональной деятельности. Адаптационные возможности представляют собой одно из фундаментальных свойств организма. В каждый момент времени существует некоторый положительный или отрицательный момент времени существует некоторый положительный или отрицательный баланс функциональных резервов по отношению к некоторому среднему уровню. Оценка адаптационных возможностей организма работника осуществляется путем определения соотношения между нагрузками, которым подвергается работник в процессе трудовой деятельности, и диапазоном компенсаторных реакций на них со стороны различных систем и организма в целом. Нарушение этих соотношений приводит к дезадаптационным явлениям – состояниям утомления и переутомления, ошибкам и бракам в работе.


К числу наиболее информативных показателей динамики состояния обычно относят различные параметры сердечнососудистой (в частности, анализа вариабельности сердечного ритма), дыхательной систем (частота дыхания, пробы Штанге (время задержки дыхания на входе), Генча (время задержки дыхания на выдохе)), другие показатели: тремометрия (оценка степени дрожания); простая и сложная зрительномоторные реакции; стабилографическая проба.

Другая группа методов изучения состояний работника основана на регистрации КГР, используемой как один из наиболее четких критериев уровня активации. К перспективным направлениям исследований относят оценку суточных и нагрузочных колебаний гормональных сдвигов. В качестве типичных коррелятов повышенной напряженности и стресса обычно указывают на увеличение содержания в крови и моче работающего человека 17оксикортикостероидов, «гормонов стресса» адреналина и норадреналина. Широкое применение находят так называемые нагрузочные пробы, направленные на выявление резервных возможностей организма.

При очевидных достоинствах методы регистрации физиологических показателей имеют и серьезные ограничения. Например, такой широко используемый показатель, как ЭЭГ, характеризуется высокой вариабельностью у одного и того же лица в стандартных условиях измерения, с одной стороны, и одинаковыми тенденциями изменения при развитии различных состояний – с другой. В связи с этим одной из центральных задач такого рода измерений становится решение проблемы индивидуальных различий, что применительно к конкретной ситуации тестирования приобретает характер создания «физиологического профиля личности».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психофизиология профессиональной деятельности – научнопрактическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний системный анализ характеристик работающего человека и учет «психофизиологической» составляющей с целью обеспечения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда. Для этого необходимо решить ряд практических задач, связанных с организацией профессионального психофизиологического отбора, диагностики неблагоприятных психофизиологических состояний, прогнозированием на этой основе нарушений работоспособности, реализацией программ психофизиологической коррекции и реабилитации, анализом ошибочных действий и др. Изучение вопросов психофизиологии профессиональной деятельности является важным элементом системы подготовки специалистов по управлению персоналом.