Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

  1. На границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономика, объектом исследования которых является человек труда. Основная задача этих дисциплин - изучение широкого круга психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.
  2. В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности существенными направления гуманизации и повышения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профпригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состояний.

Цель данной работы заключается в изучении психофизиологических методах как отдельной категории.

Задачи, которые были поставлены мной при написании работы:

  1. Дать определение, предмет и задачи психофизиологии;
  2. Изучить основные методы психофизиологического исследования;
  3. Рассмотреть особенности применения методов психофизиологии профессиональной деятельности.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Предмет, задачи психофизиологической деятельности

Психофизиология — раздел психологии, изучающий физиологические основы протекания психических процессов, формирования состояний.

Наряду с традиционными для психофизиологии разделами (психофизиология анализаторов, организации движений, активности, памяти и обучения, речи, мотивации и эмоций, стресса, дифференциальная психофизиология) в последние годы развиваются новые направления исследований: социальная, клиническая, сравнительная психофизиология, психофизиология профессиональной деятельности и др.


Предметом психофизиологии являются механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психического уровней отражения.

Соотношение физических (физиологических) и психических процессов в науке получило название психофизиологическая проблема. В более широком смысле принято рассматривать психофизическую проблему — вопрос о месте психического в природе. По своей философской сути психофизиология — это проблема взаимоотношения физического и психического, мозга и сознания, тела и души.

Психофизиология профессиональной деятельности — научнопрактическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний системный анализ характеристик работающего человека и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда.

На вопросе разграничения предмета и задач, решаемых психофизиологией профессиональной деятельности и смежными с ней дисциплинами, прежде всего, психологией труда, эргономикой, медициной труда, физиологией и гигиеной труда, необходимо остановиться особо. Специфика психофизиологии состоит в том, что научным предметом ее изучения является своего рода «граница», область соприкосновения, взаимодействия и перехода психического и физиологического отражения. Поэтому бывает очень трудно, а порой практически невозможно выделить «в чистом виде» территорию психофизиологии, не «вторгаясь» в границы, например, психологии труда или гигиены труда и эргономики.

Например, специалист в области психофизиологии профессиональной деятельности изучает причины совершения ошибок операторов сложной технической системы. Этими причинами могут быть и эргономические недостатки техники, затрудняющие взаимодействие в системе «человек—машина» (область «ответственности» инженерной психологии); и неудовлетворительные условия труда на рабочем месте, выражающиеся в превышении предельно допустимых значений показателей микроклимата, освещенности, шумов и вибрации (область «ответственности» гигиены труда); и развитие неблагоприятных психофизиологических состояний (утомления, психической напряженности), обусловленное недостатками в организации труда или неполноценным предсменным (предрейсовым) контролем работников («сфера ответственности» медицины труда) и др. Поэтому решение задач, стоящих перед производственным психофизиологом, невозможно без системного анализа алгоритмов труда, организации, средств и условий деятельности, структуры профессионала и профессионализма, особенностей профессиональной подготовки и обучения работника. Таким образом, предметная область психофизиологии профессиональной деятельности соприкасается и взаимодействует со многими смежными дисциплинами.


Задачи психофизиологии профессиональной деятельности:

  • разработка рекомендаций и организация проведения профессионального психофизиологического отбора (далее — ППО). ППО является составной частью общего отбора и наряду
  • профессиональным (образовательным), медицинским отбором, направлен на подбор лиц, которые по своим профессионально важным качествам (далее — ПВК) в наибольшей степени соответствуют требованиям профессиональной деятельности, обеспечивает освоение профессии. В структуре ПВК, оцениваемых при профотборе, выделяются психофизиологические качества и свойства. Поэтому ряд методик, используемых в этой области, строго говоря, являются психофизиологическими;
  • диагностика неблагоприятных психофизиологических состояний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособности. Для решения этой задачи осуществляются периодические психофизиологические обследования, углубленные (расширенные) психофизиологические обследования по показаниям (брак в работе, аварии, ухудшение состояния здоровья, затруднения в профессиональной и социальной адаптации и др.);
  • психофизиологическая коррекция и реабилитация. Это система психодиагностических и коррекционных мероприятий, направленных на выявление и устранение донозологических (не перешедших в болезнь) нарушений здоровья работающего человека. Теоретической и методологической базой развития этого направления стала «Концепция «Здоровье здорового человека», утвержденная Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 21 марта 2003 г. № 113 «Об утверждении концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»), в которой констатируется, что «…за последние 25—30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, Психофизиология профессиональной деятельности опирается на общепсихологическую теорию деятельности, основанную на представлении о деятельности человека как о сложном, многомерном и многоуровневом, динамически развивающемся явлении, образующем целостную систему. Для характеристики составляющих деятельности необходимо рассмотреть соотношение мотива и цели, деятельности и действий, регулирующей роли психического отражения в планировании и осуществлении деятельности.


1.2 Основные понятия психофизиологии профессиональной деятельности

Деятельность характеризуется определенными компонентами микроструктуры и макроструктуры. Исследуя деятельность с позиций ее макроструктуры, в качестве основных детерминант деятельности выделяют «мотив – цель – условие»; эти компоненты структурируют соответствующие уровни: отдельной деятельности, действия и операции. Многоуровневый анализ деятельности предполагает рассмотрение на первом этапе анализа мотивационно-потребностной сферы личности, выявляющей причины, побуждающие человека к деятельности. Любая деятельность осуществляется ради чего-то, что позволяет человеку удовлетворить свои потребности. Второй уровень анализа предполагает изучение действия.

Действие – это процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели.

Указанные типы «единиц анализа деятельности» соответствуют различным уровням (социально-психологическому, психологическому и психофизиологическому) строения деятельности,

каждая из них представляет собой систему взаимосвязанных единиц предыдущего уровня.

При анализе деятельности принимают во внимание различные уровни анализа, структурные компоненты деятельности. Рассматривая профессиональную деятельность в русле системного подхода, выделяют семь уровней возможного анализа профессий.

Генетический подход. Рассмотрение профессии в ее возникновении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности.

Личностно-мотивационный анализ деятельности. Выявление и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии.

Компонентно-целевой анализ. Исследование компонентного состава задач в деятельности; исследование действий как процессов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок.

Информационный анализ. Согласно общей схеме Б.Ф. Ломова, исследуются модальность и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; измеряется объем информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации.

Структурно-функциональный анализ. Устанавливаются структура деятельности, т.е. ее связи между компонентами; значимость и «вес» этих компонентов и связей; организация деятельности во времени, сложность компонентов-задач и трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента.


Индивидуально-психологический анализ. Исследование индивидуальных стилей деятельности, способностей и компетенции.

Психофизиологический анализ. Исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике.

Выбор уровней исследования определяется поставленными задачами.

История психологии знает немало попыток объяснить поведение человека. Однако поведение человека и, в частности, выполнение сознательной, целенаправленной деятельности, не укладывается в схемы типа «стимул – реакция». Только рассмотрение психики человека как системного явления открыло перед исследователями новые методологические возможности для изучения поведения и деятельности.

Система – это такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленного на получение полезного результата.

Впервые детально общую теорию систем разработал биолог Людвиг фон Берталанфи.

П.К. Анохин выдвинул идею опережающего отражения, которая легла в основу разработки его теории функциональных систем (ТФС). Смысл ее состоит в том, что человек, что бы он ни делал, всегда «заглядывает» в будущее, хотя бы на мгновение вперед. Есть идеально задаваемый результат предполагаемого действия, который формируется в виде психического образа «потребность будущего» планапрограммы. Этот ожидаемый результат какого-либо поведенческого акта и стал рассматриваться как системо-образующий фактор.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы психофизиологических исследований

Все многообразие методов психофизиологии можно объединить в пять групп:

  • наблюдение;
  • тесты;
  • электрофизиологические методы;
  • моделирование;
  • эксперимент.

Часть из них применяется в психофизиологии профессиональной деятельности.

Методы наблюдения. Наблюдение является традиционным старейшим в психологии методом, который, на первый взгляд, трудно отнести исключительно к какойлибо отрасли психологии. Однако есть все основания выделить группу методов наблюдения, которые можно считать исключительно психофизиологическими. Это те методы, где удается фиксировать не просто поведенческие акты, но то те признаки, которые отражают особенности протекания физиологических процессов при определенных психических состояниях или ситуациях поведения. По легенде, Александр Македонский набирал солдат в свои фаланги, наблюдая за реакцией кандидата в ситуации испуга. Принимали в войско тех, кто при испуге краснел, что, как свидетельствовал опыт полководца, было признаком стойкости новобранца. Говоря языком науки, отбор позволял выделить симпатикотоников, т.е. лиц с преобладанием тонуса симпатической нервной системы. Покраснение кожных покровов в ситуации нервноэмоционального напряжения – один из признаков преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим. Аналогичные реакции можно наблюдать, например, у претендента на вакансию, проходящего собеседование при приеме на работу. О других объектах для наблюдения психофизиолога речь пойдет дальше.