Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 6989
Скачиваний: 27
форма);
выходной элемент приложения (отчет, документ, экранная форма)
запрос (пара «вопрос/ответ»);
логический файл (совокупность записей данных, используемых
внутри приложения);
интерфейс приложения (совокупность записей данных, передаваемых
другому приложению или получаемых от него).
Далее проект распределяется между различными командами разработчиков.
(Опыт показывает, что для повышения эффективности работ необходимо разбить
проект на отдельные слабо связанные по данным и функциям подсистемы.
Реализация подсистем должна выполняться отдельными группами специалистов.
При этом необходимо обеспечить координацию ведения общего проекта и
исключить дублирование результатов работ каждой проектной группы, которое
может возникнуть в силу наличия общих данных и функций).
Результатом данной стадии должно быть:
общая информационная модель системы;
функциональные модели системы в целом и подсистем, реализуемых
отдельными командами разработчиков;
точно
определенные
интерфейсы
между
автономно
разрабатываемыми подсистемами;
построенные прототипы экранных форм, отчетов, диалогов.
На стадии реализации выполняется непосредственно сама быстрая разработка
приложения.
Разработчики производят итеративное построение реальной системы на основе
полученных на предыдущей стадии моделей, а также требований
нефункционального характера (требования к надежности, производительности и
т.д.).
Пользователи оценивают получаемые результаты и вносят коррективы, если в
процессе разработки система перестает удовлетворять определенным ранее
требованиям. Тестирование системы осуществляется в процессе разработки.
После окончания работ каждой отдельной команды разработчиков
производится постепенная интеграция данной части системы с остальными,
формируется полный программный код, выполняется тестирование совместной
работы данной части приложения, а затем тестирование системы в целом.
Реализация системы завершается выполнением работ:
Осуществляется анализ использования данных и определяется
необходимость их распределения.
Производится физическое проектирование базы данных
Формируются требования к аппаратным ресурсам.
Устанавливаются способы увеличения производительности.
Завершается разработка документации проекта.
Результатом стадии является готовая система, удовлетворяющая всем
согласованным требованиям.
На
стадии
внедрения
производится
обучение
пользователей,
организационные изменения и параллельно с внедрением новой системы
продолжается эксплуатация существующей системы (до полного внедрения новой).
Так как стадия реализации достаточно продолжительна, планирование и подготовка
к внедрению должны начинаться заранее, как правило, на стадии проектирования
системы. Приведенная схема разработки ЭИС не является абсолютной. Возможны
различные варианты, зависящие, например, от начальных условий, в которых
ведется разработка:
разрабатывается совершенно новая система;
уже было проведено обследование организации и существует модель
ее деятельности.
В организации уже существует некоторая ЭИС, которая может быть
использована в качестве начального прототипа или должна быть интегрирована с
разрабатываемой системой.
Следует отметить, что подход RAD, как и любой другой подход, не может
претендовать на универсальность. Он хорош в первую очередь для относительно
небольших проектов, разрабатываемых для конкретного заказчика. Если же
разрабатывается крупномасштабная система (например, масштаба отрасли),
которая не является законченным продуктом, а представляет собой комплекс
программных компонентов, адаптируемых к программно-аппаратным платформам,
системам управления базами данных (СУБД), средствам телекоммуникаций, то на
первый план выступают такие показатели проекта как управляемость и качество,
которые могут войти в противоречие с простотой и скоростью разработки. Для
таких проектов необходимы высокий уровень планирования и жесткая дисциплина
проектирования, строгое следование заранее разработанным протоколам и
интерфейсам, что снижает скорость разработки.
Подход RAD не применим для построения сложных расчетных программ,
операционных систем.
Не годится этот подход и для приложений, в которых отсутствует ярко
выраженная интерфейсная часть, наглядно определяющая логику работы системы и
приложений, от которых зависит безопасность людей (например программа
управления самолетом или атомной станцией), так как итеративный подход
предполагает, что первые несколько версий наверняка не будут полностью
работоспособны, что в данном случае исключается.
Итак, перечислим основные принципы подхода RAD.
Разработка приложений итерациями.
Необязательность полного завершения работ на каждой стадии ЖЦ
ПО.
Обязательность вовлечения пользователей в процесс разработки ЭИС.
Целесообразность применения CASE – средств, обеспечивающих
целостность проекта и генерацию кода приложений.
Целесообразность применения средств управления конфигурацией,
облегчающих внесение изменений в проект и сопровождение готовой
системы.
Использование прототипирования, позволяющее полнее выяснить и
удовлетворить потребности пользователей.
Тестирование и развитие проекта, осуществляемые одновременно с
разработкой.
Ведение разработки немногочисленной хорошо управляемой
командой профессионалов.
Грамотное руководство разработкой системы, четкое планирование и
контроль выполнения работ.
ТЕМА 5.МОДЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ
В современных условиях, условиях жесткой конкуренции, очень важно
гарантировать высокое качество вашего процесса конструирования ПО.
Такую гарантию дает сертификат качества процесса, подтверждающий его
соответствие принятым международным стандартам. Каждый такой стандарт
фиксирует свою модель обеспечения качества. Наиболее авторитетны модели
стандартов ISO 9001:2000, ISO / IЕС 15504 и модель зрелости процесса
конструирования ПО (Capability Maturity Model - СММ) Института
программной инженерии при американском университете Карнеги-Меллон.
Модель стандарта ISO 9001:2000 ориентирована на процессы разработки
из любых областей человеческой деятельности. Стандарт ISO/IЕС 15504
специализируется на процессах программной разработки и отличается более
высоким уровнем детализации. Достаточно сказать, что объем этого
стандарта превышает 500 страниц. Значительная часть идей ISO/IЕС 15504
взята из модели СММ.
Базовым понятием модели СММ считается зрелость компании. Незрелой
называют компанию, где процесс конструирования ПО и принимаемые
решения зависят только от таланта конкретных разработчиков. Как
следствие, здесь высока вероятность превышения бюджета или срыва сроков
окончания проекта.
Напротив, в зрелой компании работают ясные процедуры управления
проектами и построения программных продуктов. По мере необходимости
эти процедуры уточняются и развиваются. Оценки длительности и затрат
разработки точны, основываются на накопленном опыте. Кроме того, в
компании имеются и действуют корпоративные стандарты на процессы
взаимодействия с заказчиком, процессы анализа, проектирования,
программирования, тестирования и внедрения программных продуктов. Все
это создает среду, обеспечивающую качественную разработку программного
обеспечения.
Таким образом, модель СММ фиксирует критерии для оценки зрелости
компании и предлагает рецепты для улучшения существующих в ней
процессов. Иными словами, в ней не только сформулированы условия,
необходимые для достижения минимальной организованности процесса, но и
даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию процессов.
Очень важно отметить, что модель СММ ориентирована на построение
системы постоянного улучшения процессов. В ней зафиксированы пять
уровней зрелости (рис.5) и предусмотрен плавный, поэтапный подход к
совершенствованию процессов - можно поэтапно получать подтверждения об
улучшении процессов после каждого уровня зрелости.
Рис. 4. Пять уровней зрелости модели СММ
Начальный уровень (уровень 1) означает, что процесс в компании не
формализован. Он не может строго планироваться и отслеживаться, его
успех носит случайный характер. Результат работы целиком и полностью
зависит от личных качеств отдельных сотрудников. При увольнении таких
сотрудников проект останавливается.
Для перехода на повторяемый уровень (уровень 2) необходимо внедрить
формальные процедуры для выполнения основных элементов процесса
конструирования. Результаты выполнения процесса соответствуют заданным
требованиям и стандартам. Основное отличие от уровня 1 состоит в том, что
выполнение процесса планируется и контролируется. Применяемые средства
планирования и управления дают возможность повторения ранее
достигнутых успехов.
Следующий, определенный уровень (уровень 3) требует, чтобы все
элементы процесса были определены, стандартизованы и документированы.
Основное отличие от уровня 2 заключается в том, что элементы процесса
уровня 3 планируются и управляются на основе единого стандарта компании.
Качество разрабатываемого ПО уже не зависит от способностей отдельных
личностей.
Уровень 5. Оптимизирующий
Планомерное улучшение и повышение
качества процесса
Уровень 4. Управляемый
Количественное управление процессом,
его качеством
Уровень 3. Определенный
Процесс полностью определен
и организован на основе единого
стандарта компании
Уровень 2. Повторяемый
Процесс планируется и отслеживается
Уровень 1. Начальный
Самоорганизующийся хаос. Процесс
осуществляется случайным образом
С переходом на управляемый уровень (уровень 4) в компании
принимаются количественные показатели качества как программных
продуктов, так и процесса. Это обеспечивает более точное планирование
проекта и контроль качества его результатов. Основное отличие от уровня 3
состоит в более объективной, количественной оценке продукта и процесса.
Высший, оптимизирующий уровень (уровень 5) подразумевает, что
главной задачей компании становится постоянное улучшение и повышение
эффективности существующих процессов, ввод новых технологий. Основное
отличие от уровня 4 заключается в том, что технология создания и
сопровождения программных продуктов планомерно и последовательно
совершенствуется.
Каждый уровень СММ характеризуется областью ключевых процессов
(ОКП), причем считается, что каждый последующий уровень включает в себя
все характеристики предыдущих уровней. Иначе говоря, для 3-го уровня
зрелости рассматриваются ОКП 3-го уровня, ОКП 2-го уровня и ОКП 1-го
уровня. Область ключевых процессов образуют процессы, которые при
совместном выполнении приводят к достижению определенного набора
целей. Например, ОКП 5-го уровня образуют процессы:
предотвращения дефектов;
управления изменениями технологии;
управления изменениями процесса.
Если все цели ОКП достигнуты, компании присваивается сертификат
данного уровня зрелости. Если хотя бы одна цель не достигнута, то компания
не может соответствовать данному уровню СММ.
Тема 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО
Определение метода и технологии. Требования к технологии. Стандарт
проектирования. Стандарт оформления проектной документации. Стандарт
интерфейса конечного пользователя с системой.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА И ТЕХНОЛОГИИ
Метод проектирования ПО представляет собой организованную
совокупность процессов создания ряда моделей, которые описывают различные
аспекты разрабатываемой системы с использованием четко определенной нотации.
На более формальном уровне метод определяется как совокупность составляющих:
Концепций и теоретических основ. В качестве таких основ могут
выступать структурный или объектно-ориентированный подход.
Нотаций, используемых для построения моделей статической
структуры и динамики поведения проектируемой системы. В качестве таких
нотаций обычно используются графические диаграммы, поскольку они наиболее
наглядны и просты в восприятии (диаграммы потоков данных, и диаграммы
«сущность – связь» для структурного подхода, диаграммы вариантов