Файл: Методичка КР Вар 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Проектирование информационных систем

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 5091

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рядом с именами атрибутов-нарушителей в диаграммах атрибутов могут быть сделаны пометки в скобках (буква N для нарушителей правила необращения в ноль и буква R для нарушителей правила неповторяемости).



Рис. 2.10. Пример правила необращения в ноль



Рис. 2.11. Пример правила неповторяемости


После выявления новых сущностей они должны быть введены в пул сущностей, определены, отражены в матрице отношений и т.д.

Короче говоря, новые сущности должны удовлетворять всем требованиям к документации, созданной на более ранних стадиях, с тем, чтобы их можно было включить в материал данной стадии.

Должна быть также определена принадлежность каждого атрибута в соответствии с правилом полной функциональной зависимости.

Это правило утверждает, что ни одно значение неключевого атрибута, принадлежащего экземпляру сущности, не может быть идентифицировано лишь частью значения ключа данного экземпляра сущности.

Это правило применимо только к сущностям с составными ключами и эквивалентно второй нормальной форме в реляционной теории.

Все атрибуты модели на данной стадии должны также удовлетворять правилу отсутствия транзитивной зависимости.

Это правило требует, чтобы значение принадлежащего экземпляру сущности неключевого атрибута не могло идентифицироваться значением другого принадлежащего экземпляру сущности или наследуемого ею неключевого атрибута.

Простой способ для запоминания правил полной функциональной зависимости и отсутствия транзитивной зависимости можно сформулировать так: неключевой атрибут должен зависеть от ключа, всего ключа и ни от чего другого, кроме ключа.


2.6.5. Представление результатов стадии определения атрибутов

После определения атрибутов диаграммы функционального представления могут быть теперь обновлены так, чтобы отразить детали модели, и расширены с тем, чтобы показать неключевые атрибуты.

Неключевые атрибуты перечисляются ниже линии внутри каждого блока сущности.

Для того чтобы внутри блока сущности хватило места, размеры блока могут быть увеличены.

Соответствующие определения и информация для модели должны быть обновлены, чтобы отразить определение неключевых атрибутов и их принадлежности.

Эта дополнительная информация может быть представлена сущностью вместе с ранее определенной информацией.

Теперь каждый набор документов сущности будет содержать:

- определение каждой сущности;

- список первичных, альтернативных и внешних ключевых атрибутов;

- список принадлежащих сущности неключевых атрибутов;

- определение каждого принадлежащего сущности атрибута (как ключевого, так и неключевого);

- список отношений, в которых данная сущность является родительской;

- отношение категоризации;

- идентифицирующие отношения указанного выше типа;

- неидентифицирующие отношения указанного выше типа;


- список отношений, в которых данная сущность является сущностью-потомком;

- отношение категоризации;

- идентифицирующие отношения указанного выше типа;

- неидентифицирующие отношения указанного выше типа;

- утверждения всех двойных путей.

Необязательные диаграммы сущностей также могут быть расширены для указания неключевых атрибутов.

Определения отношений могут быть повторены в комплекте документов для каждой сущности или перечислены отдельно с перекрестными ссылками на эти сущности.

Ключевые и неключевые атрибуты должны быть также перечислены и снабжены перекрестными ссылками на эти сущности














3. Задание курсовой работы по дисциплине «Структурно-функциональное моделирование»


3.1. Цель и задачи курсовой работы


Целью курсовой работы по дисциплине «Структурно-функциональное моделирование» является приобретение студентами практических навыков построения моделей систем с использованием стандартов IDEF0 и IDEF1X.

Задачами выполнения курсовой работы являются:

  • углубленное изучение теоретических концепций и разработок, связанных с заданиями курсовой работы;

  • приобретение навыков разработки моделей систем с использованием стандартов IDEF0 и IDEF1X;

  • развитие ранее приобретенных навыков разработки алгоритмов, использования программных средств, их компонентов, модулей, пакетов расширения, отдельных процедур (функций), автоматизирующих выполнение рутинных операций моделирования систем.

При выполнении курсовой работы по учебной дисциплине «Структурно-функциональное моделирование» необходимо владение материалом следующих учебных дисциплин естественно - научного блока учебного плана специальности/направления 09.03.04 «Программная инженерия», а также дисциплины «Основы системного анализа».

В процессе выполнения курсовой работы студенты закрепляют знания по темам дисциплины «Структурно-функциональное моделирование» и пополняют знания по следующим темам курсов «Основы системного анализа», «Моделирование систем» и «Имитационное моделирование».

Приступая к выполнению курсовой работы, студент в течение первой недели семестра обязан в полном объёме изучить данные методические указания. Итоговый контроль результатов выполнения курсовой работы проводится в форме её защиты.


3.2. Тематика, структура и основные этапы выполнения курсовой работы

Темы курсовой работы (индивидуальные задания) приведены в приложении 1.

3.2.1. Обязанности студента в процессе выполнения курсовой работы

Курсовая работа является учебно-аттестационной работой на заданную тему, выполненной в форме рукописи, обладающей оригинальностью, целенаправленностью и завершающуюся конкретными выводами и предложениями.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен:

  • сформулировать постановку цели и задач работы;

  • выполнить индивидуальное задание курсовой работы, включающее три раздела;

  • привести расчеты, иллюстрирующие результаты выполнения заданий курсовой работы;

  • сформулировать выводы и заключение, обобщающие полученные результаты и возможность их практического применения;

  • разработать и продемонстрировать комплекс моделей системы в среде, используемой для выполнения заданий курсовой работы.

Учебный характер курсовой работы и ограниченность времени самостоятельной работы, выделяемого на её выполнение, допускает условность её результатов. Применимость методических подходов, оценок, выводов и предложений курсовой работы ограничивается условной учебной ситуацией, которая не обязательно должна иметь прямое отношение к реальности. Вместе с тем наличие у курсовой работы практической значимости является её достоинством, которое может положительно влиять на её оценку.


Приступая к выполнению курсовой работы, следует отдавать себе отчёт в том, что внеаудиторное учебное время, предусмотренное учебным планом подготовки бакалавров прикладной информатики, достаточно (при его строго целевом использовании) для выполнения курсовой работы студентом, успешно выдержавшим вступительные испытания и освоившим предшествующие курсы, как минимум на удовлетворительную оценку.

Пока курсовая работа не зарегистрирована (при условии соблюдения установленных сроков её подготовки и регистрации), студент имеет право получать консультации по вопросу о том, соответствует ли она запланированному баллу и какие недочёты должны быть исправлены для повышения оценки.

Преподаватель осуществляет контроль за использованием по назначению времени самостоятельной работы, выделяемого на выполнение курсовой работы. В его обязанности входит своевременно информировать деканат о нарушениях графика выполнения курсовой работы, обусловленных уклонением студента от самостоятельной работы в объёмах, предусмотренных учебным планом и настоящими методическими указаниями.

Студенты вправе объединять свои усилия для решения отдельных задач курсовой работы — например, для подбора литературы, подготовки и обработки данных или использования программного продукта. В этих случаях в курсовой работе явно должен быть отмечен факт совместной работы студентов над конкретными задачами и чётко указан личный вклад автора курсовой работы в их решение.

Курсовая работа предусматривает обязательную разработку комплекса моделей с использованием рекомендуемого программного продукта.

Электронный носитель данных с комплексом моделей прилагается к рукописи курсовой работы.

По своему правовому статусу курсовая работа является объектом авторского права. Неимущественное авторское право в полном объёме принадлежит выполнившему её студенту, охраняется законами Российской Федерации и международными соглашениями. Университет имеет право использования курсовой работы или любой её части в оригинальном, отредактированном либо видоизменённом виде в учебном процессе, в том числе при подготовке любых учебно-методических материалов и публикаций, без предварительного уведомления автора при условии соблюдения его неимущественных авторских прав, в том числе права на указание авторской принадлежности используемых материалов. Другие имущественные права по поводу курсовых работ регулируются действующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами, регламентирующими отношения между студентом и университетом.


3.2.2. Структура курсовой работы

Курсовая работа по учебной дисциплине «Структурно-функциональное моделирование» имеет теоретико-прикладной характер.

Объём курсовой работы, не считая библиографического списка и приложений, составляет не более 45 - 55 страниц компьютерного текста, набранного в соответствии с требованиями, изложенными ниже в разделе «Оформление курсовой работы».


Рекомендуемый объём — 45 - 55 страниц (таблица 3.1).

Таблица 3.1

п/п

Элементы структуры курсовой работы

Объем (примерный), страниц

1

Титульный лист

1

2

Содержание

1

3

Введение

1

4

Глава 1

15-25

5

Глава 2

20-25

6

Заключение и выводы

1

7

Список использованной литературы (Литература)

Не менее 5 источников

ИТОГО

Не более 55

Приложения

По необходимости



По своей структуре курсовая работа должна содержать:

  • введение, в котором формулируются цели и задачи работы;

  • краткое изложение элементов теоретических данных, необходимых для выполнения каждого из разделов задания курсовой работы;

  • сопроводительную записку, отражающую разработку моделей в рамках выполнения каждого из разделов задания;

  • заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

  • список используемых источников;

  • приложения (если требуются).

Приводимые ниже методические рекомендации по структуризации курсовой работы не являются обязательными. Тем не менее, во избежание недоразумений на этапе защиты, расхождения с ними должны быть мотивированы студентом и согласованы с преподавателем.


Введение

Введение курсовой работы содержит:

  • формулировку цели работы;

  • перечень задач работы;

  • при необходимости — дополнительные сведения, например, информацию о практическом применении полученных результатов, в том числе в учебном процессе, об опубликовании полученных результатов, об участии в студенческих научных конференциях, конкурсах студенческих научных работ и т.п. с данной темой.

Объём введения, как правило, не должен превышать одной – двух страницы.

Во введении не принято использовать таблицы, рисунки и формулы.


Структура и содержание первой главы

Первая глава курсовой работы включает в себе выполнения первого раздела задания работы, посвященному построению в стандарте IDEF0 модели, отражающей предметную область, описание которой приведено ниже в разделе индивидуальных заданий (приложение 1).

Структура данной главы включает в себя:

1. Формулировку задания и задачи, отражающей это задание и выполняемой в рамках данной главы.

2. Исходные данные – описание предметной области (приложение 1).

3. Краткие теоретические данные из методики применения стандарта IDEF0 для моделирования систем, которые будут использоваться непосредственно для выполнения задания.

4. Результаты применения стандарта IDEF0 для моделирования систем, иллюстрирующие выполнение задания, в том числе обоснование:

- выбора параметров ICOM, исходя из описания предметной области;

- точки зрения при разработке IDEF0-модели;