Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 2128
Скачиваний: 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТОРОЕНИЯ»
Человеко-машинный интерфейс
Методические указания
Санкт-Петербург
2007
2
Составители:
доцент, канд.техн.наук В.П.Попов;
доцент, канд.техн.наук Н.В.Соловьев
В методических указаниях изложена последовательность действий разра-
ботчика прикладных программ в форме Windows-приложений, а также рассмот-
рены стандартные компоненты интерфейсов прикладных программ, используе-
мые в среде визуально-ориентированного программирования Delphi. Приведен
пример выполнения задания.
В качестве лабораторных работ студенту предлагается изучить и подробно
описать в отчете свойства и реакции на события одного из заданных компонентов
и разработать программу в форме Windows-приложения с полностью оформлен-
ным интерфейсом пользователя, решающую заданную преподавателем математи-
ческую или физическую задачу.
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по
направлению «Информатика и вычислительная техника» и могут использоваться
при изучении дисциплин «Человеко-машинный интерфейс», «Программирование
на языках высокого уровня» и «Технология программирования».
3
Лабораторная работа №1
Стандартные компоненты интерфейсов прикладных программ
Цель работы: Ознакомить студентов с основными свойствами и поддержи-
ваемыми событиями стандартных компонентов, применяемых для создания ин-
терфейсов при разработке Windows-приложений в среде визуального программи-
рования на объектно-ориентированном языке высокого уровня.
Общие сведения
В настоящее время существует довольно большое количество различных
сред визуального программирования Windows-приложений, базирующихся на
объектно-ориентированных языках высокого уровня. Например, среда Delphi, в
основе которой лежит язык Pascal 7.0, или Visual Basic. Существуют и специали-
зированные среды, предназначенные для создания приложений в той или иной
области, например, среда Microsoft Access для разработки систем управления ба-
зами данных или среда Matlab для проектирования инженерных приложений.
Для максимально быстрой разработки Windows-приложений все среды ви-
зуального программирования объединяют в себе следующие элементы:
- высокопроизводительный компилятор с языка программирования высокого
уровня в EXE-файлы;
- объектно-ориентированная модель компонентов, предназначенных как для со-
здания стандартных интерфейсных элементов, так и для разработки новых
классов объектов;
- быстрая среда разработки, содержащая полный набор визуальных средств,
поддерживающих как создание пользовательских интерфейсов, так и обработ-
ку корпоративных данных, с использованием библиотеки визуальных и неви-
зуальных компонентов;
- интегрированный отладчик, позволяющий контролировать выполнение отла-
живаемого приложения в различных режимах, следить за значениями пере-
4
менных и оперативно изменять эти значения непосредственно в процессе от-
ладки;
- контекстно-ориентированную справочную систему, позволяющую получить
исчерпывающую информацию по конкретным элементам среды или библиоте-
ки классов, включая их свойства и процедуры обработки событий;
- библиотеку классов, инкапсулирующих различные функции Windows API,
предназначенные для создания стандартных и дополнительных интерфейсных
элементов, управления базами данных, поддержки протоколов обмена и техно-
логии мультимедиа.
Далее в качестве визуальной среды разработки Windows-приложений будет
рассматриваться базовая версия широко известного продукта фирмы Borland –
среды программирования Delphi.
Структура среды разработки IDE
Среда разработки в Delphi состоит из ряда элементов, всегда присутствую-
щих на экране: главное окно с панелью инструментов и палитры компонентов,
инспектор объектов, окно для визуального создания формы, редактор исходного
текста программы, и утилит, которые становятся доступными в определенных
случаях: дизайнер меню, графический редактор, справочная система и т.д. Типич-
ное отображение состояния среды разработки на экране дисплея приведено на ри-
сунке 1.
Главное окно содержит базовые команды типа File, Edit, Search, View,
Compile, Run, Debug, Options, Tools, Help, инструментальные кнопки для быстро-
го доступа к командам и палитру компонентов.
Состав базовых команд в основном соответствует общепринятым:
- в меню File находятся команды для выполнения операций с проектами, моду-
лями и отдельными файлами;
- команды меню Edit позволяют помимо редактирования работать с областью
обмена данными, отменять действия и управлять отображением компонентов;
- меню Search предоставляет команды для поиска и замены указанных символов
и строк;
5
Рисунок 1 – Среда разработки Delphi
- в меню View содержатся команды для отображения различной информации и
вызова информационных утилит;
- в меню Compile находятся команды для компиляции и сборки проектов, про-
верки синтаксиса и получения статистической информации о проекте;
- меню Run содержит команды для выполнения приложений в различных режи-
мах, задания параметров командной строки и команд встроенного отладчика
Debug;
- в меню Options сосредоточены команды задания различных параметров проек-
та, среды разработки и управления библиотекой компонентов;