Файл: Человеко-машинный интерфейс МУ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Программирование

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 1940

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТОРОЕНИЯ» 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

Человеко-машинный интерфейс 

 

 

Методические указания 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 

2007

 


background image

 

Составители:  

доцент, канд.техн.наук В.П.Попов; 

 

 

 

доцент, канд.техн.наук Н.В.Соловьев 

 

 

В  методических  указаниях  изложена  последовательность  действий  разра-

ботчика  прикладных  программ  в  форме  Windows-приложений,  а  также  рассмот-

рены  стандартные  компоненты  интерфейсов  прикладных  программ,  используе-

мые  в  среде  визуально-ориентированного  программирования  Delphi.  Приведен 

пример выполнения задания. 

В качестве лабораторных работ студенту предлагается изучить и подробно 

описать в отчете свойства и реакции на события одного из заданных компонентов 

и разработать  программу в форме  Windows-приложения с полностью оформлен-

ным интерфейсом пользователя, решающую заданную преподавателем математи-

ческую или физическую задачу. 

 

Методические  указания  предназначены  для  студентов,  обучающихся  по 

направлению «Информатика и вычислительная техника» и могут использоваться 

при изучении дисциплин «Человеко-машинный интерфейс», «Программирование 

на языках высокого уровня» и «Технология программирования». 

 


background image

 

 

Лабораторная работа №1 

Стандартные компоненты интерфейсов прикладных программ 

 

 

Цель работы: Ознакомить студентов с основными свойствами и поддержи-

ваемыми  событиями  стандартных  компонентов,  применяемых  для  создания  ин-

терфейсов при разработке Windows-приложений в среде визуального программи-

рования на объектно-ориентированном языке высокого уровня. 

 

Общие сведения 

В  настоящее  время  существует  довольно  большое  количество  различных 

сред  визуального  программирования  Windows-приложений,  базирующихся  на 

объектно-ориентированных  языках  высокого  уровня.  Например,  среда  Delphi,  в 

основе которой лежит язык Pascal 7.0, или Visual Basic. Существуют и специали-

зированные  среды,  предназначенные  для  создания  приложений  в  той  или  иной 

области, например, среда Microsoft Access для разработки систем управления ба-

зами данных или среда Matlab для проектирования инженерных приложений. 

 

Для максимально быстрой разработки Windows-приложений все среды ви-

зуального программирования объединяют в себе следующие элементы: 

-  высокопроизводительный  компилятор  с  языка  программирования  высокого 

уровня в EXE-файлы; 

-  объектно-ориентированная модель компонентов, предназначенных как для со-

здания  стандартных  интерфейсных  элементов,  так  и  для  разработки  новых 

классов объектов; 

-  быстрая  среда  разработки,  содержащая  полный  набор  визуальных  средств, 

поддерживающих как создание пользовательских интерфейсов, так и обработ-

ку корпоративных данных, с использованием библиотеки визуальных и неви-

зуальных компонентов; 

-  интегрированный  отладчик,  позволяющий  контролировать  выполнение  отла-

живаемого  приложения  в  различных  режимах,  следить  за  значениями  пере-


background image

 

менных  и  оперативно  изменять  эти  значения  непосредственно  в  процессе  от-

ладки; 

-  контекстно-ориентированную  справочную  систему,  позволяющую  получить 

исчерпывающую информацию по конкретным элементам среды или библиоте-

ки классов, включая их свойства и процедуры обработки событий; 

-  библиотеку  классов,  инкапсулирующих  различные  функции  Windows  API, 

предназначенные для создания стандартных и дополнительных интерфейсных 

элементов, управления базами данных, поддержки протоколов обмена и техно-

логии мультимедиа. 

Далее в качестве визуальной среды разработки Windows-приложений будет 

рассматриваться  базовая  версия  широко  известного  продукта  фирмы  Borland  – 

среды программирования Delphi. 

 

Структура среды разработки IDE 

 

Среда разработки в Delphi состоит из ряда элементов, всегда присутствую-

щих  на  экране:  главное  окно  с  панелью  инструментов  и  палитры  компонентов, 

инспектор объектов, окно для визуального создания формы, редактор исходного 

текста  программы,  и  утилит,  которые  становятся  доступными  в  определенных 

случаях: дизайнер меню, графический редактор, справочная система и т.д. Типич-

ное отображение состояния среды разработки на экране дисплея приведено на ри-

сунке 1. 

 

Главное  окно  содержит  базовые  команды  типа  File,  Edit,  Search,  View, 

Compile, Run, Debug, Options, Tools, Help, инструментальные кнопки для быстро-

го доступа к командам и палитру компонентов. 

Состав базовых команд в основном соответствует общепринятым: 

-  в меню File находятся команды для выполнения операций с проектами, моду-

лями и отдельными файлами; 

-  команды  меню  Edit  позволяют  помимо  редактирования  работать  с  областью 

обмена данными, отменять действия и управлять отображением компонентов; 

-  меню Search предоставляет команды для поиска и замены указанных символов 

и строк; 


background image

 

 

Рисунок 1 – Среда разработки Delphi 

 
-  в меню  View  содержатся  команды для отображения  различной информации  и 

вызова информационных утилит; 

-  в  меню  Compile  находятся  команды  для  компиляции  и  сборки  проектов,  про-

верки синтаксиса и получения статистической информации о проекте; 

-  меню Run содержит команды для выполнения приложений в различных режи-

мах,  задания  параметров  командной  строки  и  команд  встроенного  отладчика 

Debug; 

-  в меню Options сосредоточены команды задания различных параметров проек-

та, среды разработки и управления библиотекой компонентов;