Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 2130
Скачиваний: 14
11
Лабораторная работа №3
Компоновка интерфейса прикладной программы
Цель работы: Получить навыки по разработке интерфейсных форм при-
кладных программ для многооконного приложения в среде визуального програм-
мирования.
Общие сведения
При разработке интерфейса формулируются определенные правила ведения
диалога. Диалог строится из сообщений. Типы сообщений следующие:
- при вводе:
а) входные данные,
б) управляющие сообщения (команды, директивы и др.);
- при выводе:
а) сообщения об ошибках (при вводе данных и в ходе решения),
б) выходные данные,
в) сообщения о состоянии системы (что произошло или происходит в системе),
г) справка (если пользователь не может ответить на запрос системы),
д) подсказка (способ подтвердить готовность принять сообщение).
По способу ведения диалога в интерфейсе, диалоговые процессы делятся на:
- диалоги, управляемые системой:
а) меню (в виде списка, строки, блока, пиктограмм),
б) готовая форма,
в) вопросы и ответы;
- диалоги управляемые пользователем на базе команд (системы запросов на
ввод).
При форматировании экрана в состав полей меню обычно включают:
- заголовок меню (объект необязательный),
- основной текст меню (список объектов выбора),
- заключительный текст (объект необязательный).
12
Форматирование экрана при диалоге включает этапы:
- решить, какая информация должна появляться на экране,
- определить основной формат этой информации,
- решить, где она должна появляться на экране (т.е. определить область выво-
да каждого поля),
- решить, какие средства выделения требуются для каждого поля (т.е. атри-
буты полей),
- разработать проект размещения данных на экране,
- оценить эффективность этого размещения,
- принять меры (обновляемое сообщение, обновление строки состояний и
др.), если время реакции системы (задержки) превысят приемлемое.
В последнее время традиционная структура интерфейса стала заменяться на
многооконный интерфейс (всплывающее или вытягиваемое меню), где каждому
источнику информации соответствуют различные окна.
В процессе выполнения студент должен разработать внешний вид форм для
отображения входных и выходных данных, а также необходимой справочной ин-
формации. Обязательно использование всплывающих подсказок. При необходи-
мости кроме основной формы допускается использование вспомогательных форм,
а также гипертекстовых ссылок в пояснениях к работе с программой. Пример вы-
полнения данной работы в среде визуального программирования C++ Builder 6,
применительно к заданию из Приложения А, приведен в Приложении Б, в среде
Delphi, применительно к заданию из Приложения Г – в Приложении Д.
Содержание отчета
1. Окно основной формы интерфейса.
2. Окно информации о программе.
3. Окно пояснения по работе с программой.
13
Лабораторная работа №4
Разработка сценариев и реакций на события по сценарию
Цель работы: Получить навыки по формированию сценариев возможных
действий пользователя при работе с прикладной программой и разработке реак-
ций программы на эти события.
Общие сведения
Динамика диалога (его сценарий) может быть описана сетью (графом) пере-
ходов, представленной на рисунке 2. Каждая вершина графа – состояние, в кото-
ром диалог выводит сообщение или ждѐт сообщение от пользователя. Дуги графа
– возможные переходы из одного состояния в другое. В соответствии с рисунком
2, если диалог находится в состоянии N1 и условие А выполняется (истинно), то
диалог переходит в состояниеN2. Аналогично выполняются и другие переходы.
Рисунок 2
В процессе выполнения студенту необходимо учесть все возможные дей-
ствия пользователя и предусмотреть для них соответствующую реакцию про-
граммы, для чего следует:
- разработать графы возможных сценариев работы программы;
- разработать процедуры обработки событий;
- произвести тестирование программы.
N
1
N
3
N
4
N
2
А
В
Умолчание
Неверный
ответ
Сообщение
об ошибке
14
Пример выполнения данной работы в среде визуального программирования
C++ Builder 6, применительно к заданию из Приложения А и с использованием
экранных форм из Приложения Б, приведен в Приложении В, в среде Delphi, при-
менительно к заданию из Приложения Г и с использованием экранных форм из
Приложения Д – в Приложении Е.
Содержание отчета
1. Графы возможных сценариев работы программы.
2. Тексты процедур обработки событий.
3. Примеры экранных форм, полученных в результате различных сценариев рабо-
ты программы.
4. Результаты тестирования.
Рекомендуемая литература
1. Коутс Р, Влейминк И. Интерфейс «человек-компьютер». – М.: Мир, 1990. –
501с.
2. Дарахвелидзе П.Г., Марков Е.П. Delphi – среда визуального программирования.
– СПб.: BHV, 1996. – 352с.
3. Холзнер С. Visual C++. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2006. – 570с.
4. Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р. Алгоритмы: построение и анализ. – М.:
МЦНМО, 2004. – 856с.
15
Приложение А
Разработка алгоритма выполнения поставленной задачи
Необходимо написать программу для решения системы вида:
d
cx
y
b
x
a
y
Для решения этой системы уравнений необходимо вычесть из первого уравнения
второе
0
d
cx
b
x
a
и умножить правую и левую часть на x, причем необ-
ходимо учесть что
0
x
.
0
)
(
0
2
2
a
x
b
d
cx
dx
cx
bx
a
В результате получается стандартное квадратное уравнение, дискриминант кото-
рого
ac
b
d
D
4
)
(
2
.
Возможные значения x находятся по формуле:
c
ac
b
d
b
d
x
2
4
)
(
)
(
2
2
,
1
значения
2
,
1
y
находится путем подстановки
2
,
1
x
в любое уравнение исходной си-
стемы.
Схема алгоритма представлена на рисунке 1.
Исходными данными являются коэффициенты
d
c
b
a
,
,
,
, которые будут за-
даваться типом double , т.е. их значения должны будут находиться в диапазоне
1.7E-308..1.7E308
Выходными данными являются
2
,
1
x
и
2
,
1
y
, которые так же будут задавать-
ся типом long double, т.е. их значения должны будут находиться в диапазоне 3.4E-
4932..3.4E+4932.
В качестве среды программирования была выбрана среда визуального про-
граммирования C++ Builder 6, позволяющая создавать Windows-приложения.