Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности(Понятие и значение оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и значение оперативно-розыскной деятельности
1.1. Сущность, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности
1.2 Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Глава 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
2.1 Определение уполномоченных, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.2. Обязанности уполномоченных органов оперативно-розыскной деятельности
Требования, выходящие за пределы компетенции, установленной законом, не могут рассматриваться в качестве обязательных для исполнения. Соответственно, неисполнение только законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
2.1 Определение уполномоченных, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Статья 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности и в общей форме закрепляет их полномочия в сфере ОРД. Из содержания статьи следует, что перечень таких подразделений определяется только применительно к территории Российской Федерации. [2]
Оперативные подразделения, имеющие право осуществлять оперативно – розыскную деятельность
Органы федеральной службы безопасности
Органы внутренних дел Российской Федерации
Таможенные органы Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны
Федеральная служба исполнения наказаний
Служба внешней разведки Российской Федерации
Рис. 4. Оперативные подразделения осуществляющие оперативно – розыскную деятельность
Должностные лица, входящие в штат оперативных подразделений, реализуют ОРД. Следовательно, должностные лица других подразделений, входящих в структуру перечисленных государственных органов, не вправе самостоятельно проводить оперативно-розыскные мероприятия, а могут лишь привлекаться для их проведения должностными лицами оперативных подразделений указанных органов.
Под оперативными подразделениями понимаются структурные подразделения государственных органов, указанных в комментируемой статье, которые непосредственно выполняют оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с ведомственным распределением функций и в пределах установленных полномочий. [17]
Для примера, остановимся на характеристике ОРД в органах внутренних дел. Так, в полиции в соответствии с Законом Российской Федерации «О полиции» оперативно-розыскная деятельность реализовывается в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, осуществления розыска лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и других категорий лиц, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом. [3]
Весь перечень оперативных подразделений устанавливает министр внутренних дел. На сегодняшний день, оперативно-розыскную деятельность в полиции в полном объеме выполняют такие подразделения как:
- уголовный розыск (УР);
- экономическая безопасность и противодействия коррупции (ЭБиПК);
- противодействия экстремизму;
- обеспечение собственной безопасности (СБ) и др.
Кроме того, оперативно-розыскная деятельность может осуществляется и в узко - ограниченном объеме. Анализ нормативных документов позволил нам выделить таковые:
- подразделения специальных технических мероприятий;
- оперативно-поисковые подразделения;
подразделения оперативно-розыскной информации. [18]
Следующим аспектом для анализа данного параграфа будет являться характеристика ОРД в Министерстве юстиции РФ, в частности осуществления оперативными подразделениями учреждений уголовно-исполнительной системы.
Нормативными документами для анализа содержания оперативно – розыскной деятельности ФСИН явилось Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 (ред. от 04.11.2019) [8], на основе которого мы определили, что «Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания».[9]
Оперативно-розыскную деятельность в системе исполнения наказаний осуществляются с помощью таких подразделений как:
- оперативные подразделения;
- подразделения безопасности;
- подразделения по оперативно-техническим мероприятиям.
Основными задачами ОРД вышеперечисленных подразделений являются:
- обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц;
- выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
- розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;
- содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Остановимся на краткой характеристике оперативно – розыскной деятельности в системе Федеральной службы безопасности, которая осуществляет свою деятельность согласно ФЗ «О Федеральной службе безопасности». [4]
В ст. 8 названного Закона деятельность ФСБ содержит в себе различные виды деятельности, в частности: контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и террористической деятельностью, разведывательную деятельность, пограничную деятельность и деятельность по обеспечению информационной безопасности. Каждая из вышеперечисленных видов в той или иной мере реализует содержание оперативно – розыскной деятельности.
Соответствующие органы, с учетом специфики своей деятельности, организуют следующие виды ОРД:
- внедрение в организованные преступные группировки;
- сотрудничество с отдельными лицами на конфиденциальной основе; координация деятельности других органов исполнительной власти по обеспечению безопасности РФ;
- организация защиты сведений, составляющих государственную тайну; осуществление собственной безопасности;
- создание и использование необходимой информационной системы и др.
Оперативно – розыскная деятельность в системе Государственного таможенного комитета также характеризуется своими особенностями.
В данной системе работают оперативные подразделения, деятельность которых направлена на противодействие таможенным преступлениям.
Правовой нормативной основой в организации деятельности ФТС является Положение о Федеральной таможенной службе. [9]
В соответствии ч. 1 ст. 7 Таможенного кодекса [5] таможенные органы относятся к органам дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях.
К видам ОРД относятся:
- выявления лиц, подготавливающих, совершающих противоправное деяния;
- исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.
Оперативно – розыскная деятельность в Службе внешней разведки организуется в соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О внешней разведке». [6]
ОРД внешней разведки также имеет свою специфику, которая направлена на обеспечение собственной безопасности. Характеристика подразделений ОРД определен ч.3 ст.13 ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности», ФЗ « О внешней разведке», в частности основной перечень ОРД определяется директором службы внешней разведки. [20]
2.2. Обязанности уполномоченных органов оперативно-розыскной деятельности
Правоспособность органов - субъектов ОРД при решении задач в сфере этой деятельности обеспечивается совокупностью их обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, которая концентрирует предписания об обязанностях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые вытекают из положений других норм комментируемого Закона.
Юридическая обязанность есть должное или необходимое действие органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц в силу прямого указания закона.
Обязанностям субъектов ОРД, вытекающим из норм комментируемой статьи, также соответствуют права участников оперативно-розыскных правоотношений. Например, обязанность соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности корреспондируется с правом лиц, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, на сохранение в тайне сведений о них, предание гласности которых допускается только с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Обязанность соблюдать правила конспирации вытекает и из прав оперативных подразделений на проведение ОРМ как гласно, так и негласно, из положений законодательных и подзаконных актов, определяющих отнесение сведений об организации и тактике ОРД к государственной тайне, и др.
Защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств являются целями ОРД, провозглашенными в ст.1 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД (ст.5). [2]
Данные положения детализируют положения Конституции РФ, провозглашающей в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, а также обязанность государства по их признанию, соблюдению и защите. [1] Соответственно, субъекты ОРД, будучи государственными органами, обязаны гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Органы, осуществляющие ОРД, обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству. Речь идет о так называемом оперативном сопровождении расследования преступлений.
Данная обязанность прямо связана с положениями норм УПК РФ, определяющими право следователя, руководителя следственного органа и суда давать субъектам ОРД отдельные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (см. ст. ст.38, 157 и др.). Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами (ст.21 УПК РФ). Отдельные следственные действия практически не могут быть проведены без участия оперативных подразделений, например прослушивание и запись переговоров (ст.186 УПК РФ).
Поручения, указания и решения адресуются компетентному органу - субъекту ОРД, а не его должностным лицам. Исключение может составлять работа в составе одной следственно-оперативной группы. В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника. В поручении не может определяться вид и тактика проведения ОРМ. Выбор средств, методов и тактических приемов решения поставленных задач является прерогативой органов, осуществляющих ОРД, а определение исполнителей поручения - руководителей этих органов.