Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности(Понятие и значение оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и значение оперативно-розыскной деятельности
1.1. Сущность, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности
1.2 Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Глава 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
2.1 Определение уполномоченных, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.2. Обязанности уполномоченных органов оперативно-розыскной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Оперативно – розыскная деятельность (ОРД) является одним из видов правоохранительной деятельности. ОРД осуществляется государственными органами, их оперативными аппаратами, выполняющие функции: оборона страны, охрана прав и свобод граждан, собственности и правопорядка, борьба с преступностью. Особенностью оперативно – розыскной деятельности является использование компетентными государственными органами и их должностными лицами негласных возможностей для реализации задач, стоящие перед ОРД.
Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан.
Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Целью курсовой работы является раскрытие понятия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и рассмотрение их задач, прав и обязанностей.
Данная цель обусловила необходимость следующих задач:
- Определить сущность, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности;
- Рассмотреть права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- Определить уполномоченных, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- Выделить основные обязанности уполномоченных органов оперативно-розыскной деятельности.
Объектом исследования - общая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Предметом исследования - задачи, права, обязанности органов оперативно-розыскной деятельности.
Нормативная база исследуемой проблемы. Конституция Российской Федерации, действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность органов оперативно-розыскной деятельности.
Попытки определить понятие ОРМ предпринимались в работах В.Г. Боброва, Н.С. Железняка, СИ. Захарцева, В.В. Дюкова, В.И. Елинского, A.M. Ефремова, А.Г. Лекаря, В.Н. Омелина, Д.В. Ривмана, Ю.Ф. Кваши, К.В. Суркова, А.Ю. Шумилова и ряда других ученых. Также данная проблема находит отражение в работах таких авторов как: Басков В. И., Вагин О.А., Гриб В.Г., Дубоносов Е.С., Китрова Е.В., Кузмин В.А., и др.
Методы исследования. Общенаучные методы- анализ и синтез, сравнение, метод группировки, обобщение теоретического материала по изучаемой проблеме; частнонаучные методы - изучение нормативно-правовой базы, системный анализ норм права и др.
Структура курсовой работы. Робота состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и значение оперативно-розыскной деятельности
1.1. Сущность, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности
Понятие «деятельность» определяется как «какое-либо занятие или труд».[1] Значение понятия «оперативность» в толковых словарях раскрывается в дефинициях: «непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь», «способный правильно и быстро осуществлять те или иные практические задачи»[2]; «приспособленный для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач, умеющий справляться с практическими задачами, действенный»[3].
Определение термина «оперативность» необходимо рассматривать в контексте Федерального Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) оперативно-розыскной деятельности - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. [2]
Терминологическая этимология «оперативно-розыскная деятельность» предполагает способность «быстро, вовремя направить ход дел», «поиски, разыскивание кого-чего-н.», «предшествующее суду дознание, собирание улик».[4]
Имеет месту быть и научное определение оперативно-розыскной деятельности. Теоретическое базирование данного вопроса, его трактовка определяется как в «широком» и «узком» смысле слова.
Сущность данного понятия рассматривается различными авторами неоднозначно. В.И. Зажицкий считает, что термин «оперативность» понимается, как способность сотрудника правоохранительных органов осуществлять свою профессиональную деятельность быстро, непрерывно и в кратчайшие сроки. [15]
По мнению многих авторов, одной из сущностных характеристик оперативно – розыскной деятельности является борьба с преступностью (В.Н. Цимбал) [22]
Оперативно – розыскная деятельность по мнению В.Ю. Алферова, В.Л. Ильиных, А.Е. Федюнина анализируется как особый вид государственной правоохранительной деятельности, которая осуществляется соответствующими государственными органами и их аппаратами ( оперативными), выполняющая функции: оборона страны, охрана прав и свобод граждан, собственности и правопорядка, борьба с преступностью. [20]
Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблеме указывает на то, что оперативно-розыскная деятельность всегда реализовывается на негласности, определяемой в нормативном порядке. Данное обстоятельство очевидно, поскольку получение сведений о потенциальном преступнике его интересам, связано либо с уголовным преследованием лиц, собирающих какую-либо информацию, либо с расправой в преступной среде.
Так, например, К.К Горяинов, разбирая оперативно – розыскную деятельность в узком смысле, устанавливает это понятие как вид социально полезной юридической государственной деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов. [11]
По мнению А.Ю. Шумилова, оперативно – розыскная деятельность не является видом правоохранительной деятельности, а отражает совокупность различных видов, их основных характеристик и определяет оперативно – розыскную деятельность как «правоохранительно – сыскная деятельность» и «поисково – розыскная деятельность». [24] А.Ю. Шумилов в контексте своих научных трудов определяет оперативно – розыскную деятельность как особый род государственной профессиональной правоохранительно – сыскной деятельности. Содержательной основой данного понятия выступает система актов поведения участников оперативно – розыскных мероприятий. [23]
В.Ф. Луговик как справедливо отмечает, что помимо борьбы с преступностью оперативно-розыскная деятельность находит свое решение в социально значимых задачах: как поиск лиц, без вести пропавших, установление личности неопознанных трупов, обеспечение охраны государственной тайны. [12]
Таким образом, оперативно-розыскная деятельность - это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющих собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно - значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств (т.е. речь идет о Уголовно-розыскной деятельности). В «широком» смысле слова в определении оперативно-розыскной деятельности изменяется содержание одного из основных субъективных элементов - цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).
Исходя из вышеуказанного в определении оперативно-розыскной деятельности можно выделить две группы признаков.
Признаки оперативно – розыскной деятельности
Субъективные
Объективные
складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания оперативно-розыскной работы.
установление той или иной («узкой» или «широкой») цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части - большей или меньшей);
- запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение оперативно-розыскных действий);
- определение пределов гласности (или конспиративности) в оперативно-розыскной деятельности.
Рис.1. Признаки оперативно – розыскной деятельности
Любая деятельность включает в себя цель, средства и результат. Достижение целей, предусмотренных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», обеспечивается посредством успешного решения оперативно-розыскных задач. [2]
В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" «…целью оперативно-розыскной деятельности является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств».[5]
В Конституции Российской Федерации ст. 2 определяет оперативно-розыскную деятельность в разрезе «… обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина».[6]
Государство представляет собой аппарат управления делами общества и «защиты прав личности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций». [1], структурным его компонентом являются правоохранительные органы, которые представляют собой «специальные учреждения по охране прав и свобод».[7]
Оперативно - розыскная деятельность имеет высокую социальную значимость, так как позволяет с наибольшей степенью эффективности выявлять, обнаруживать опасные преступления, возможность устанавливать лиц, совершающие скрытые преступления, а также и предупреждать противоправные действия отдельных лиц. ОПД несет в себе самостоятельный вид борьбы с преступностью, защиту личности от безосновательной компрометации и т.п.
Задачи оперативно-розыскной деятельности отражены в ст. 2 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
Задачи
ОРД
установление имущества, подлежащего конфискации.
добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
Рис. 2. Задачи оперативно – розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность базируется на правовых принципах. Правовые принципы - основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. [19]
Принципы являются основополагающими для функционирования и исполнения действующего права, развития правового государства.
Система принципов оперативно-розыскной деятельности приведена в ст. 3 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в данной статье описаны и охарактеризованы такие принципы, как законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирацию и сочетание гласных и негласных методов и средств.