Файл: Понятие и виды ценных бумаг. ( Классификация ценных бумаг ).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
Для определения рыночной стоимости может быть привлечен независимый оценщик. Совет директоров при определении рыночной стоимости должен принять во внимание данные печати о цене покупки или цене спроса и предложения на размещаемые ценные бумаги, если они регулярно публикуются (привлечение независимого оценщика в таком случае необязательно); размер чистых активов общества; цену, которую согласен уплатить за все обыкновенные акции общества покупатель, имеющий полную информацию о совокупной стоимости всех обыкновенных акций.
Для определения рыночной стоимости акций, если владельцем является государство и (или) муниципальное образование, привлечение независимого оценщика (аудитора) необходимо.
На практике определение рыночной стоимости акций является достаточно сложным, во-первых, в связи с отсутствием постоянной котировки акций большинства акционерных обществ, во-вторых, в связи с отсутствием общепринятой методики определения рыночной стоимости акций.
Определение рыночной стоимости акций с существенными нарушениями установленных ст. 77 ФЗ «Об акционерных обществах» правил позволяет оспорить в судебном порядке решение совета директоров (наблюдательного совета) об определении рыночной стоимости акций. Размер определенной советом директоров рыночной стоимости акций может быть оспорен в суде только в случае, если он настолько не соответствует действительной рыночной стоимости, что свидетельствует о том, что члены совета директоров действовали недобросовестно и неразумно, или если решение об определении рыночной стоимости акций принято с участием членов совета директоров, имеющих заинтересованность в размещении обществом акций[28].
Федеральный закон «Об акционерных обществах» предусматривает два исключения из правила о размещении акций только по их рыночной стоимости. Во-первых, акционерное общество вправе осуществлять размещение акций по цене ниже их рыночной стоимости в случае размещения дополнительных акций акционерам – при осуществлении ими преимущественного права приобретения таких акций по цене, которая может быть ниже цены размещения иным лицам, но не более чем на 10%. Во-вторых, в случае размещения дополнительных акций при участии посредника. Размер вознаграждения посредника не должен превышать 10% цены размещения акций.
В тех случаях, когда общество размещает эмиссионные ценные бумаги (облигации), конвертируемые в акции, они также должны размещаться по цене не ниже номинальной стоимости акций, в которые конвертируются такие ценные бумаги. Такое правило установлено, чтобы не позволить обойти запрет о размещении акций по цене ниже их рыночной стоимости. Из этого правила также есть исключения. Во-первых, предоставляется 10% скидки акционерам, реализующим свое преимущественное право приобретения ценных бумаг по сравнению с иными лицами-приобретателями. Во-вторых, размер вознаграждения посредника не должен превышать 10% цены размещения таких бумаг.
Цена размещения эмиссионных ценных бумаг, не конвертируемых в акции, определяется советом директоров акционерного общества.
Законодательство также императивно регулирует срок оплаты дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг: размещение происходит только при условии их полной оплаты.
Постановление ФКЦБ «О совершенствовании государственной регистр
Конвертация ценных бумаг представляет собой преобразование одного вида ценных бумаг в другой. Порядок конвертации в акции эмиссионных ценных бумаг устанавливается:
• уставом общества – в отношении конвертации привилегированных акций;
• решением о выпуске – в отношении конвертации облигаций и иных, за исключением акций, эмиссионных ценных бумаг (ст. 37 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Достаточно сложным является вопрос о моменте приобретения прав на размещаемые ценные бумаги.
В ст. 29 ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлено правило о моменте возникновения прав на эмиссионные ценные бумаги, обращающиеся на вторичном рынке. Момент приобретения прав на размещаемые ценные бумаги в законодательстве не установлен. Представляется, что в, данном случае следует согласиться с мнением Л.Р. Юлдашбаевой о возможности применения аналогии закона, и момент приобретения прав на размещаемые ценные бумаги и на ценные бумаги, обращающиеся на вторичном рынке, должен определяться аналогично[29]. В то же время в исключение из общего правила об одновременности перехода прав, закрепленных эмиссионными ценными бумагами, и прав на эту ценную бумагу, права, закрепленные акцией, переходят к приобретателю только после ее полной оплаты. Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об акционерных обществах» акция, принадлежащая учредителю, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом общества. Неоплаченные акции не дают также права на получение дивиденда, поскольку действует императивное правило о том, что общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов до полной оплаты уставного капитала. Таким образом, следует признать, что только полная оплата акций является условием перехода к акционеру всех прав из акции. Кроме того, акционеру, не оплатившему полностью акции, не принадлежит право распоряжения ими. Также запрещено совершение любых сделок с ценными бумагами до регистрации отчета об итогах их выпуска. Статья 27 ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливает запрет на обращение всех эмиссионных ценных бумаг до полной их оплаты и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска. Такое правило установлено в ст. 5 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»: совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается.
До принятия Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» сделки с размещенными ценными бумагами допускались и до полной их оплаты, и до регистрации отчета об итогах их выпуска. Возможность совершения сделок была связана исключительно с необходимостью государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Так, в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций» подчеркивалось, что к обращению на вторичном рынке допускаются лишь акции, выпуск которых зарегистрирован в установленном порядке[30]. Введение ограничений на оборот не полностью оплаченных ценных бумаг, а также бумаг, отчет о выпуске которых не прошел государственную регистрацию, видится вполне оправданным, поскольку эти ограничения призваны защитить права приобретателей на вторичном рынке ценных бумаг.
Следует учитывать, что внесение приходной записи по лицевому счету акционера действующее законодательство не связывает с фактом полной оплаты приобретенных акций. Открытие лицевых счетов и зачисление на них акций производятся на основании решения о выпуске ценных бумаг в случае размещения акций при учреждении общества или на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых между эмитентом и приобретателем в случае размещения дополнительных акций[31], т.е. лицо признается владельцем акций до момента их оплаты. Однако неоплата акций в установленный срок влечет за собой применение такого последствия, как изъятие их у акционера и передача в собственность общества, о чем в реестре акционеров должна быть сделана соответствующая запись. Запрет на совершение сделок с эмиссионными ценными бумагами до регистрации отчета об итогах их выпуска можно объяснить стремлением законодателя обеспечить права инвесторов. До регистрации отчета ФКЦБ и ее региональные отделения могут признать по основаниям, указанным в законе, выпуск несостоявшимся. Признание выпуска несостоявшимся влечет за собой изъятие из обращения ценных бумаг данного выпуска и возвращение средств, переданных инвесторами в оплату за такие бумаги. Но если допустить отчуждение таких бумаг первыми инвесторами, то сразу возникает проблема защиты прав последующих приобретателей этих бумаг на вторичном рынке. Защитить права таких приобретателей будет гораздо труднее, поэтому запрет на отчуждение эмиссионных ценных бумаг до регистрации отчета об итогах выпуска эффективно защищает права последующих инвесторов на вторичном рынке.
Подводя итог, уместно вспомнить высказанное еще в 1878 г. И.Т. Тарасовым мнение, что «не оплаченных акций в точном смысле этого слова не может быть, потому что акции выдаются или должны быть выдаваемы только тогда, когда номинальная цена их внесена вся сполна»[32]. И хотя в соответствии с действующим законодательством лицо, приобретшее акции в порядке размещения, признается акционером, право на акции и права, вытекающие из акций, переходят к нему, как и сто с лишним лет назад, в полном объеме только после их полной оплаты, а также регистрации отчета об итогах их выпуска.
Как показывает практика, наибольшее количество нарушений прав акционеров происходит в процессе закрытой подписки на акции, поэтому, чтобы защитить права мелких инвесторов, законодательство установило, что принимать решение о закрытой подписке может только общее собрание акционеров. Такое решение, в частности, должно содержать указание круга или категории лиц, среди которых предполагается разместить ценные бумаги, срок размещения, цену (порядок определения цены). ФЗ «Об акционерных обществах» установил (ст. 40), что акционеры общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством закрытой подписки, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).
Завершающим этапом процесса эмиссии является регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг. В соответствии с законодательством эмитент не позднее 30 дней после завершения размещения ценных бумаг обязан представить отчет об итогах выпуска в регистрирующий орган. Одновременно представляются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства. Регистрирующий орган в течение двухнедельного срока с даты получения отчета об итогах выпуска и иных необходимых документов обязан зарегистрировать отчет или отказать в его регистрации. Основаниями для отказа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг являются основания признания выпуска несостоявшимся.
В ряде случаев этап регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг совпадает с этапом государственной регистрации выпуска ценных бумаг; так, вместе с документами для государственной регистрации выпуска ценных бумаг при размещении акций среди учредителей акционерного общества при его учреждении, а также при размещении ценных бумаг при реорганизации коммерческих организаций представляется и отчет об итогах их выпуска.
Согласно ст. 26 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии ценных бумаг, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии эмиссионных ценных бумаг.
В регистрации выпуска ценных бумаг может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных в ст. 21 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
Признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным регулируется Стандартами эмиссии и Положением о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным[33].
В соответствии со Стандартами в случае нарушения эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства ФКЦБ или иной регистрирующий орган вправе приостановить эмиссию ценных бумаг до устранения нарушений и (или) признать выпуск ценных бумаг несостоявшимся. В случае обнаружения нарушений после регистрации отчета об итогах выпуска эти органы, а также иное заинтересованное лицо могут обратиться в суд с иском о признании выпуска ценных бумаг недействительным. Таким образом, признание выпуска несостоявшимся осуществляется ФКЦБ, иным регистрирующим органом на любом этапе процедуры эмиссии до государственной регистрации отчета об итогах выпуска этих ценных бумаг, а признание выпуска недействительным - в судебном порядке после регистрации такого отчета.
Эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена или выпуск признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений:
• нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства РФ;
• наличие в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации.
Эмитент, эмиссия ценных бумаг которого приостановлена, обязан в течение установленного срока устранить нарушения и направить отчет об их устранении в орган, принявший решение о приостановлении. Эмиссия может быть возобновлена только по письменному разрешению, принятому регистрирующим органом по результатам рассмотрения отчета об устранении нарушений.
Недействительным выпуск может быть признан в судебном порядке по иску ФКЦБ, ее региональных отделений, иного регистрирующего органа, органа государственной налоговой службы, прокурора, а также по искам иных государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере рынка ценных бумаг.