Файл: Оперативно-розыскная деятельность: понятие и правовые основы.pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Оперативно-розыскная деятельность: понятие и правовые основы
1.1 Понятие оперативно - розыскной деятельности
1.2 Цель и задачи оперативно-розыскной деятельности
2 Виды оперативно - розыскных мероприятий, их понятие, основания и условия проведения
2.1 Понятие и виды оперативно - розыскных мероприятий
2.2 Основания и условия проведения оперативно - розыскных мероприятий
Введение
Для любого государства важной составляющей является экономическая безопасность, и проблема ее обеспечения признается приоритетной [1, с. 113]. Функции ее обеспечения выполняются федеральными органами исполнительной власти, которые осуществляют регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе и таможенными органами.
В процессе обеспечения экономической безопасности таможенными органами основную роль играет оперативно-розыскная деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, уполномоченными законом государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств [1, с. 40].
Главной целью правоохранительной деятельности таможенной службы является противодействие угрозам экономической безопасности РФ. Для повышения эффективности в борьбе с таможенными преступлениями необходимо создание определенных условий: формирование стратегий и тактик, позволяющих своевременно пресекать правонарушения, а также усиление взаимодействия соответствующих правоохранительных органов путем их координирования и создания общих информационных баз данных.
Основным способом получения информации о правонарушениях в сфере таможенного дела является оперативно-розыскная деятельность. Актуальность дипломной работы обусловлена необходимостью совершенствования работы сотрудников ОРД с целью повышения уровня раскрытия правонарушений и преступности в сфере таможенного дела.
Объектом дипломной работы является взаимодействие таможенных органов с точки зрения оперативно-розыскной деятельности и иных соответствующих правоохранительных органов, предметом - организация оперативно-розыскной деятельности.
Основной целью работы является изучение оперативно - розыскных мероприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность, цель и задачи оперативно - розыскной деятельности
- рассмотреть понятие и виды оперативно - розыскных мероприятий
- проанализировать основания и условия проведения оперативно - розыскных мероприятий
1 Оперативно-розыскная деятельность: понятие и правовые основы
1.1 Понятие оперативно - розыскной деятельности
Очень часто лица, совершившие преступления, принимают меры к сокрытию факта и следов совершенного ими преступления. Поэтому обнаружить свидетельства имевшего место преступления, собрать необходимые доказательства и раскрыть преступление с помощью лишь уголовно-процессуальных мер не представляется возможным. В этой связи, в структуру органов дознания входят подразделения, которые наделены полномочием осуществлять оперативно - розыскную деятельность (далее - ОРД).
Понятие оперативно - розыскной деятельности может иметь три различных смысловых значения. Прежде всего, оперативно - розыскная деятельность - вид юридической государственной деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по противодействию преступности и обеспечению национальной безопасности. Во - вторых - это самостоятельная юридическая наука (то есть теория оперативно - розыскной деятельности), а в третьих - отдельная учебная дисциплина, иначе говоря, курс оперативно - розыскной деятельности.
В данной работе, оперативно-розыскная деятельность будет рассмотрена как вид юридической государственной деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [3, с. 113].
В теории, авторы определяют оперативно - розыскную деятельность по-разному, но вкладывая в понятия примерно один и тот же смысл. Так, Можаров А.В. определяет оперативно - розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
По мнению В.П. Легостаева, сам термин «оперативно-розыскная деятельность» (ОРД) означает быстрый, гласный или негласный поиск информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, для решения задач ОРД, которая характеризуется поисковой направленностью этой деятельности [5, с. 518].
В свою очередь, М.В. Кондратьев и Р.Г. Драпезо под оперативно - розыскной деятельностью понимают особого рода правоохранительную функцию, основным содержанием и характерной чертой которой является её разведывательно-поисковая сущность. Особенность этой функции состоит главным образом в том, что она носит преимущественно негласный характер и направлена на получение информации, использующейся в основном в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, выявлении и установлении лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в розыске лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания и без вести пропавших [7, с. 172].
К.К. Горяйнов, рассматривает ОРД в узком и широком смысле. В «узком» смысле слова ОРД - это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической государственной деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения ОРМ и оперативно - тактических действий и принятия оперативно значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законны средств. В «широком» смысле слова в определении ОРД изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов - цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества разумеется, включая и государство.
Понятие оперативно - розыскной деятельности, которое дает А.В. Можаров, наиболее тесно соприкасается с понятием, которое дает законодатель в статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности», где определяет оперативно - розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно - розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [8, с. 6].
А.Н. Гущин, в своем диссертационном исследовании отмечает, что ОРД - специфический вид деятельности, являющийся разновидностью опосредованной правовыми нормами государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально-полезных задач и функций. Она опирается на законодательные и правовые нормы, но не является полностью юридической, ибо по ряду позиций имеет специфические объекты и содержит фактические отношения и действия [10, с. 19].
Говоря об определениях оперативно-розыскной деятельности, следует отметить проблему не единообразного определения понятия оперативно - розыскная деятельность в правовых актах и юридической литературе. Существует две точки зрения на данную проблему. М.В. Мешков, А.А. Орлова и В.В. Гончар - представители традиционного подхода по указанной проблеме, считают, что понятие оперативно-розыскная деятельность необходимо использовать в транскрипции «оперативно-розыскная деятельность», т.е. с написанием буквы «о» в слове «розыскная» и его производных. Свою точку зрения они обосновывают тем, что данного понятия придерживаются: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Генеральная Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, МВД России и иные государственные органы. Сторонники иной точки зрения считают возможным излагать словосочетание «оперативно-розыскная деятельность» и его производные в транскрипции «оперативно-разыскная», т.е. с написанием буквы «а» в слове «розыскная» и его производных. Свою позицию сторонники последнего подхода подкрепляют тем, что в отдельных законодательных актах понятие оперативно-розыскная деятельность используется в транскрипции «оперативно-разыскная деятельность». Так, например, в ст. 303 УК РФ законодатель использует транскрипцию «оперативно-разыскная» деятельность [11, с. 28]. В данной ситуации рациональному решению данной проблемы могло бы способствовать четкое осознание правоприменителем того, что с формально-правовой точки зрения любое отступление от закрепленного в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» словарной формы и содержания понятия «оперативно-розыскная деятельность» недопустимо. В этом смысле термин, употребляемый в транскрипции «оперативно-разыскная деятельность» не является правовым понятием, не имеет отношения к какой-либо сфере деятельности правоохранительных органов, а значит, не может содержать смысла и содержания норм закона, юридической науки и практики. По мнению автора, решить указанную проблему следует путем внесения поправок в действующее законодательство, в целях возврата к единообразному, соответствующему ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», правописанию термина «оперативно-розыскная деятельность» и его производных.
Проанализировав вышеуказанные определения, следует обозначить сущность оперативно - розыскной деятельности. И так, сущность заключается в том, что ОРД - это прежде всего:
- особый вид государственной деятельности. Важным представляется то, что это особый вид именно государственной деятельности, так как Закон РФ от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» допускает и частную детективную деятельность, весьма схожую с оперативно - розыскной, но имеющую фундаментальные отличия от нее.
- эта деятельность осуществляется на основании, в соответствии и во исполнение Федерального закона об «оперативно - розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144 - ФЗ.
- данная деятельность проводится оперативными подразделениями, уполномоченными на то федеральным законом (в статье 13 ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144 - ФЗ, содержится полный перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).
- осуществляется посредством проведения оперативно - розыскных мероприятий. ОРМ - это сердцевина всей деятельности, основной механизм осуществления оперативно - розыскной деятельности.
- осуществляется гласно и негласно. Когда невозможно получить интересующие сведения гласными методами, на помощь правоохранителям приходят негласные методы.
- осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
- Сущность оперативно - розыскной деятельности
Говоря о сущности, следует отметить дискуссию по поводу включения части оперативно-розыскных мероприятий в УПК Российской Федерации. По данной проблеме в теории существуют различные точки зрения. Так, А.С. Александров считает необходимым слить воедино предварительное расследование и уголовное преследование, создать всеохватывающую обвинительную власть, возглавляемую прокурором и подготавливающую материалы для обращения в суд с уголовным иском. А.В. Дулов и П.Д. Нестеренко, опираясь на расследование дела государственного изменника Пеньковского, предлагают внести в систему следственных действий так называемый тактический эксперимент, сочетающий в себе наблюдение за передвижением подозреваемого к месту, куда должна быть заложена информация, от иностранной разведки и захват подозреваемого в момент ее изъятия из тайника. С процессуальной точки зрения, признать тактическую операцию следственным действием не представляется возможным, в силу того, что соединить действия, имеющие различную сущность и базирующиеся на принципиально разных основаниях - невозможно [12, с. 228].