Файл: Анализ факторов и резервов улучшения использования трудовых ресурсов коммерческого банка (на примере ПАО «Газбанк»).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ БАНКА
1.1. Понятие и структура заемных средств банка
1.2. Инструментарий привлечения банковских ресурсов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ПАО «ГАЗБАНК»
2.1. Краткая характеристика банка
2.2. Анализ динамики и структуры заемных средств банка
2.3. Оценка эффективности использования заемных средств
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ПАО «ГАЗБАНК»
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ПАО «ГАЗБАНК»
2.1. Краткая характеристика банка
Коммерческий банк «Газбанк» (ПАО АКБ «ГАЗБАНК», г. Самара) основан в 1993 г. Сегодня ПАО АКБ «ГАЗБАНК» - один из крупнейших региональных коммерческих банков. Банк предоставляет полный спектр банковских услуг как для корпоративных, так и для частных клиентов. Среди банков Самарской области ПАО АКБ «ГАЗБАНК» стабильно входит в число лидеров, опережая другие банки по показателям прибыльности и объемам привлеченных средств физических лиц.
Газбанк — член ММВБ (секция валютного рынка, секция фондового рынка, секция государственных ценных бумаг) и фондовой биржи «Санкт-Петербург».
Газбанк является членом Саморегулируемой организаций «Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев» (ПАРТАД).
Также Газбанк является членом «Ассоциации российских банков». Мы участвуем в мировой платежной системе «SWIFT». Являемся членом общественного объединения «Гильдия финансистов».
В основу функционирования банка заложена идеология работы с клиентом, основанная на сочетании универсальных банковских технологий с индивидуальным подходом к ситуации и проблематике каждого клиента. Банк не просто обслуживает клиента в рамках существующей технологии, а с участием каждого клиента постоянно стремится ее усовершенствовать для того, чтобы полностью и оптимально удовлетворять потребности клиента в банковских услугах.
2.2. Анализ динамики и структуры заемных средств банка
Увеличение ресурсной базы банка происходит за счет пассивных операций. В разрезе рассматриваемой темы к пассивным операциям следует отнести операции, связанные с проведением платежей и расчетов клиентов банка, поскольку они проводятся, как правило, по банковским счетам, на основе которых формируется часть банковских ресурсов. Также источником формирования выступают остатки средств на счетах юридических лиц. Структуру, состояние и динамику ресурсной базы можно проанализировать, рассмотрев некоторые показатели работы отдела расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов.
Для оценки эффективности формирования ресурсной базы банка за счет привлечения клиентов на расчетно-кассовое обслуживание, необходимо проанализировать выполнение бизнес - плана отделом расчетно-кассового обслуживания.
Таблица 1
Выполнение бизнес-плана отделом расчетно-кассового обслуживания за 2015 -2016 гг. (тыс. руб.)
Формирование рублевых ресурсов |
01.01.2017 год |
01.01.2016 год |
||||
План |
Факт |
% выполнения плана |
План |
Факт |
% выполнения плана |
|
Остатки средств клиентов В том числе Юридических лиц Физических лиц |
1068123 403893 664230 |
1474010 549295 924715 |
138 136 139 |
2221166 1325036 896130 |
2776457 1643045 1133412 |
125 124 126 |
Прирост остатка на расчетных счетах |
258582 |
333571 |
129 |
1153043 |
1302447 |
113 |
Доход от расчетно-кассового обслуживания |
12632 |
16043 |
127 |
9980 |
10878 |
109 |
Из таблицы 1 видно, что отдел расчетно-кассового обслуживания в 2015-2016 гг. перевыполнил план по формированию рублевых ресурсов. В 2015 г. остатки на счетах юридических лиц на 38 % превысили запланированный объем и фактически составили 1474010 тыс. руб. В 2016 г. фактические остатки на счетах увеличились до 2776457 тыс. руб. Кроме того, полученный доход по расчетно-кассовому обслуживанию за последние два года был выше запланированного. В 2015 г. доход составил 16043 тыс. руб., что на 27 % выше плана. В 2016 г. величина дохода сократилась до 10878 тыс. руб., однако на 9 % выше плана. Показатель доходности является важнейшим качественным показателем, характеризующим расчетно-кассовые операции с точки зрения рентабельности. Таким образом, можно сделать вывод, что за последние два года в банке эффективно выполнялся бизнес-план. Положительная динамика наблюдается как в формировании рублевых ресурсов, вместе с тем, доходы от расчетно-кассового обслуживания в 2016 г. на 5165 тыс.руб., или на 32,19 %, ниже, чем в 2015 г.
Доход от расчетно-кассового обслуживания физических и юридических лиц определяется исходя из утвержденных банковских тарифов и объема продаж. Факт получения снижения дохода при росте остатков на расчетных и депозитных счетах свидетельствует об обоснованности тарифов и массовости продаж расчетно-кассовых услуг. Для более детального выявления тенденции доходности расчетно-кассового обслуживания, необходимо проанализировать данные о комиссионном доходе банка.
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что фактическая величина общего комиссионного дохода банк в 2016 г. составляет 84164 тыс.руб., что на 1,08 % меньше, чем в 2015 г. Из всей суммы комиссионных доходов, доход от РКО составляет 12632 тыс. руб., или 14,85 % в 2015 г. В 2016 г. этот показатель равен 10878 тыс.руб., или 12,92 %. Это значит, что более 12 % всего комиссионного дохода приносит расчетно-кассовое обслуживание физических и юридических лиц. В структуре комиссионных платежей наибольший доход приносит выдача наличных денег - 2,77 %, а также ежемесячные платежи по счету – 3,63 % (по данным 2016 г.).
Таблица 2
Структура комиссии, полученной банком.
Наименование |
2015 |
2016 |
Отклонение |
|||
Сумма (тыс.руб.) |
Доля в комиссионных доходах, % |
Сумма (тыс.руб.) |
Доля в комиссионных доходах, % |
Абсолютное (тыс.руб.) |
Относительное, % |
|
Открытие расчетных счетов |
380 |
3,01 |
371 |
3,41 |
-9 |
-2,37 |
За справки, копии РКО |
13 |
0,10 |
45 |
0,41 |
32 |
246,15 |
За чековые книжки |
11 |
0,09 |
11 |
0,10 |
- |
- |
За проведение платежных поручений |
268 |
2,12 |
190 |
1,75 |
-78 |
-29,10 |
За РКО счетов ежемесячно |
479 |
3,79 |
395 |
3,63 |
-84 |
-17,54 |
За систему «Клиент- Банк» |
37 |
0,29 |
33 |
0,30 |
-4 |
-10,81 |
За прием выручки |
9 |
0,07 |
11 |
0,1 |
2 |
22,22 |
За выдачу наличных денег |
673 |
5,33 |
301 |
2,77 |
-372 |
-55,27 |
За пересчет наличных 0,1% с суммы |
15 |
0,12 |
49 |
0,45 |
34 |
226,67 |
Итого по отделу РКО: |
12632 |
14,85 |
10878 |
12,92 |
-1754 |
-13,89 |
Прочая комиссия: |
72448 |
85,15 |
73286 |
87,08 |
838 |
1,16 |
Всего комиссия: |
85080 |
100 |
84164 |
100 |
-916 |
-1,08 |
Рассмотрим прирост величины остатков средств физических и юридических лиц.
Таблица 3
Динамика привлеченных средств, тыс. руб.
Наименование |
01.01.2015 года |
01.01.2016 года |
1.01.2017 года |
||||||
План |
факт |
% выполнения |
план |
Факт |
% выполнения |
План |
факт |
% выполнения |
|
На счетах и депозитах Юридических лиц Физических лиц |
695390 468066 227324 |
1140439 725502 414937 |
164 155 183 |
1068123 403893 664230 |
1474010 549295 924715 |
138 136 139 |
2221166 1325036 896130 |
2776457 1643045 1133412 |
125 124 126 |
В выпущенных долговых обязательствах |
222406 |
244647 |
110 |
573725 |
631098 |
110 |
680775 |
748852 |
110 |
Всего средств физических и юридических лиц |
917796 |
1385086 |
151 |
1641848 |
2105108 |
128 |
2901941 |
3525309 |
122 |
Удельный вес в пассиве баланса, % |
- |
84,13 |
- |
- |
86,66 |
- |
- |
82,15 |
- |
Основываясь на данных таблицы 3, можно сделать следующие выводы. В течение последних трех лет фактическая величина средств физических и юридических лиц постоянно увеличивалась. На 1 января 2017 г. их величина уже составляет 3525309 тыс. руб., что на 22 % больше запланированного в бизнес-плане. Наибольший объем средств сконцентрирован на счетах и депозитах. Здесь так же наблюдается динамика роста. Объем средств в выпущенных долговых обязательствах составляет в 2016 г. 23,46 % всех привлеченных ресурсов физических и юридических лиц. Их фактическая величина на 1.01.2017 г. составляет 748852 тыс. руб., что на 10 % больше плана. На 1.01.2017 г., удельный вес средств физических и юридических лиц в пассиве баланса составляет 82,15 %. Это – достаточно высокий процент, однако отмечается снижение данного показателя по сравнению с 2015-2016 гг. Банку следует приложить определенные усилия по привлечению клиентов для достижения положительной динамики данного показателя.
2.3. Оценка эффективности использования заемных средств
Дадим оценку привлеченных средств в виде вкладов физических лиц.
Таблица 4
Привлечение средств физических лиц
Формы привлечения |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
сумма (в тыс. руб.) |
уд. вес ( в %) |
сумма (в тыс. руб.) |
уд. вес (в %) |
сумма (в тыс. руб.) |
уд. вес (в %) |
|
Вклады населения |
16148 |
98,7 |
16085 |
98,9 |
21497 |
99,8 |
Ценные бумаги |
216 |
1,3 |
174 |
1,1 |
32 |
0,2 |
в том числе сертификаты |
96 |
44,4 |
96 |
55,2 |
- |
- |
Облигации |
120 |
55,6 |
78 |
44,8 |
32 |
100 |
Всего |
16364 |
100 |
16259 |
100 |
21529 |
100 |
Из данных таблицы 4 видно, что за анализируемый период произошел рост объёма вкладов населения на 5349 тыс.руб. Их удельный вес в общей сумме привлечённых средств увеличился с 98,7 % до 99,8 %.
Рассмотрим в динамике за три года порядок привлечения вкладов и депозитов граждан с точки зрения сроков, объёмов привлечения.
Таблица 5
Срочные вклады граждан
Источники |
01.01.2014 |
01.01.2015 |
01.01.2016 |
01.01.2017 |
Изменения |
||||
сумма (в тыс. руб.) |
уд. вес (в %) |
сумма (в тыс. руб.) |
уд. вес (в %) |
сумма (в тыс. руб.) |
уд. вес (в %) |
сумма (в тыс. руб.) |
уд. вес (в %) |
снижения (-) приросты (+) |
|
Вклады граждан |
5348 |
100 |
8076 |
100 |
8734 |
100 |
10741 |
100 |
+5393 |
В том числе до 30 дней |
3680 |
68,8 |
5265 |
65,2 |
5909 |
67,7 |
5672 |
52,8 |
+1992 |
Более 30 дней |
1668 |
31,2 |
2811 |
34,8 |
2825 |
32,3 |
5069 |
47,2 |
+3401 |