Файл: Финансовая политика и ее реализация в РA (Характеристика финансовой политики в России).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Анализ современного состояния национальной экономики показывает, что напряжение в мировой экономике, новый спад деловой активности сохраняются. События последнего периода свидетельствуют о затянувшейся нестабильности. Российская экономика, ее региональная составляющая тесно интегрированные с мировой экономикой так- же испытывают определенные трудности. В контексте сказанного проблемы совершенствования региональной финансовой политики, направленной на повышение эффективности социально-экономического развития имеют особую актуальность.
Сложившееся в настоящее время экономическое положение России существенно отличается от экономической ситуации прошлого десятилетия.
В современных условиях главным фактором, определяющим особенности, цели и задачи финансовой политики современной России, является макроэкономическая нестабильность. Источниками макроэкономической нестабильности, предопределяющими особенности финансовой политики России, являются: высокая доля налоговых поступлений от нефтегазового сектора в доходах бюджетной системы и их зависимость от мировой экономической конъюнктуры, недостаточный уровень монетизации экономики, низкий платежеспособный спрос домашних хозяйств, низкая инновационная активность хозяйствующих субъектов, недостаток средне- и долгосрочных инвестиционных ресурсов и др. [5, с. 14].
Главные проблемы страны связаны с тем, что страна находится в положении неопределенности своего будущего развития в связи с западными санкциями. Текущая ситуация в стране является стимулом к поиску необходимых факторов, способствующих развитию экономики. В таких условиях определение целей и задач финансовой политики имеет важное значение для будущего страны .
Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется следующими положениями: Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2014-2016 годах. Ежегодные бюджетные послания Президента РФ отменены Федеральный законом от 4 октября 2014 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» . Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации.
В содержание перечисленных выше документов подчеркивается то, что финансовая политика России нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, создания предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности».
В настоящее время в России решается ряд важнейших задач, направленных на преодоление последствий финансово-экономического кризиса и стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика России в настоящее время ориентирована на привлечение инвестиций из зарубежных стран. В 2014 году финансовый сектор России столкнулся с серией санкций, которые постепенно меняют ситуацию на финансовом рынке страны.
Цель настоящей работы- рассмотреть финансовую политику и ее реализацию в РФ.
Задачи исследования:
- рассмотреть содержание финансовой политики;
- рассмотреть особенности реализации финансовой политики в РФ.
Объект исследования - финансовая политика РФ
Предмет исследования- основные методы реализации финансовой политики РФ.
Теоретическая основа исследования. Теоретическая и методологическая основа исследования составляет положения общей экономической теории, комплексный подход, логический и исторический методы, системный анализ, методы экспертных оценок, методы статистики, включая сравнение, формирование группировок, абстрагирование. Исследование опирается также на изучение трудов и публикаций отечественных и зарубежных ученых, которые в той или иной степени рассматривали различные аспекты проблемы.
Информационная база работы.
Информационной базой исследования являются, прежде всего, ежегодные Послания Президента РФ, Постановления Правительства РФ, общедоступные данные Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики.
1. Характеристика финансовой политики в России
1.1. Содержание финансовой политики
Большинство авторов сходятся во мнении, что содержание финансовой политики определяется в единстве трех ее основных звеньев: научно обоснованной концепции развития финансов, основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, реализации целей финансовой политики. [21, стр. 105]
Подобный подход наглядно демонстрирует как основные составляющие финансовой политики (научный базис и практические мероприятия), так и главное свойство финансовой политики — ее императивный характер. Однако, на взгляд автора, подобное определение содержания финансовой политики является недостаточно полным. [8, стр. 21]
Как можно заметить из буквального толкования значения термина, содержание какого-либо явления определяется исходя из его основных элементов, свойств и связей. В связи с этим для полного определения содержания финансовой политики не хватает связывающего все элементы звена, которым являются финансовые отношения.
Они являются основой финансовой политики, хотя сама она является категорией управления. Традиционно финансовые отношения определяются как общественные отношения в сфере образования, перераспределения и использования фондов денежных средств в государстве с целью реализации его (государства) функций и задач. К ним относятся: [5, стр. 141]
во-первых, отношения по образованию, перераспределению и использованию государственных и муниципальных денежных средств в процессе образования, распределения и использования бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетных централизованных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС), а также государственного кредита;
во-вторых, отношения по поводу образования, перераспределения и использования децентрализованных государственных и муниципальных фондов.
Например, отношения в области образования, распределения и использования средств, получаемых в результате обязательного страхования, и др. Тут есть принципиальные отличия от первой группы ввиду того, что императив субъекта власти становится ограниченным. [15, стр. 65] Государство (в лице своих органов) может лишь оказывать влияние на процесс аккумулирования, перераспределения и использования фондов денежных средств в нужном ему направлении посредством тех или иных рычагов (например, финансовый контроль над законностью и целесообразностью использования средств);
в-третьих, отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием частных (децентрализованных) денежных фондов, носящие еще менее непосредственный и императивный характер. [13, стр. 45]
Эти отношения могут заключаться в применении тех или иных экономических рычагов, стимулирующих образование, распределение и использование фондов денежных средств с учетом интересов государства, в контроле за соблюдением финансовой дисциплины всеми субъектами экономической деятельности. [11, стр. 214]
Рассмотрев содержание финансовых отношений, можно сделать вывод о том, что реализация финансовой политики осуществляется не только мерами принуждения, но и мерами пропаганды, что несколько смягчает императивный характер данной сферы государственной деятельности. [11, стр. 17]
Ряд авторов помимо отношений в сфере образования, перераспределения и использования централизованных (децентрализованных) фондов денежных средств выделяют так называемую вспомогательную группу финансовых отношений — отношения, способствующие образованию, распределению и использованию фондов денежных средств или опосредующие процесс финансовой деятельности. К данной группе относят отношения, складывающиеся в сфере денежного обращения, валютного регулирования, финансового контроля, учета и финансовой ответственности. Подобное разделение вполне может иметь место, если будет идти речь о финансовой системе. В связи с тем, что финансовая политика является лишь составной частью финансовой системы, действие не всех финансовых отношений будет распространяться на финансовую политику. [8, стр. 14]
В контексте финансовой политики государства мы будем говорить только о тех отношениях, которые складываются в процессе деятельности органов государственной (муниципальной) власти по управлению финансовыми ресурсами в стране и регионах, формированию и использованию доходов бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней, а также регулированию финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) предприятий. [14, стр. 241]
На основании изложенного можно выделить звенья финансовой политики, которые, на взгляд автора, составляют ее содержание:
научно обоснованная концепция развития финансов;
основные направления использования финансов на перспективу и текущий период;
действия, направленные на реализацию целей финансовой политики;
совокупность финансовых отношений, возни - кающих в процессе реализации государством финансовой политики.
Считаю, что содержание любого явления должно быть отражено в его дефиниции, чтобы правильно и полностью определить и идентифицировать объект исследования. [16, стр. 14]
На взгляд автора, не стоит рассматривать финансовую политику исключительно с точки зрения одного подхода — функционального, управленческого или научного. Это сложное, многогранное явление, которое соединяет в себе и научный базис, и управленческую деятельность, и практические действия государства (инструментарий финансовой политики). Определение финансовой политики должно отражать единство этих трех подходов. [14, стр. 241]
Учитывая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что финансовая политика — это базирующаяся на научно обоснованной концепции развития финансовой системы страны особая форма государственного управления в сфере финансовых отношений, осуществляемая путем определения стратегических направлений использования финансов и реализации тактических решений с помощью институтов и инструментов, составляющих механизм финансовой политики, в целях мобилизации ресурсов, их распределения и эффективного использования для выполнения задач и осуществления функций государства. [21, стр. 95]
1.2. Финансовая политика в России
Конституцией России таких видов политики как финансовая не предусматривается: в соответствии со ст. 114 Правительство Российской Федерации «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии». Т.е. в соответствии с основополагающим общероссийским законом на исполнительную власть в стране возложено проведение 9 направлений экономической политики. [21, стр. 95]
При этом кредитная и денежная политики являются, согласно международной и общероссийской теории финансовой политики, частью финансовой политики, а глава VII Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», призванного разукрупнить, а не изменить принятые конституционные формулировки, называется не «финансовая, кредитная и денежная политика» или только «кредитная и денежная политика, а «денежно-кредитная политика». [5, стр. 102]
Если уточнять эти направления по Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» [18, стр.52], то в нем обозначены отличные от Конституции РФ направления государственной политики (при этом сам термин «экономическая политика» не используется):
в ст. 14 «Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики» [5, стр.11] Правительство РФ «вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации», «разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества»;