Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и направления ее совершенствования (Функции, цели и задачи коммерческой деятельности розничной торговой организации ).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Функции, цели и задачи коммерческой деятельности розничной торговой организации
1.2 Коммерческая работа по закупке товаров
1.3 Организация коммерческой работы по продаже товаров
2.1 Оценка коммерческой работы по закупке сырья и материалов
2.2 Оценка коммерческой работы по продаже товаров
2.3 Анализ показателей эффективности коммерческой работы в розничной торговой организации
2.4 Пути повышения эффективности коммерческой работы в розничной торговой организации.
Коммерческая работа по оптовым закупкам состоит из следующих этапов:
- изучение и прогнозирование потребительского спроса;
- выявление и изучение источников дохода и поставщиков товаров;
- организация рациональных экономических отношений с поставщиками товаров, в том числе разработка договоров поставки, подача заказов и заявок поставщикам;
-организация и технология закупок напрямую у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров;
-организация учета и контроля оптовых закупок.
Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров должна основываться на принципах и методах современного маркетинга, благодаря которым коммерческие работники получают необходимую информацию о том, какие продукты и почему потребители хотят покупать, о ценах, которые потребители готовы платить, в каких регионах спрос на эти продукты (т. е. емкость рынка) самый высокий, где продажа или покупка продуктов может принести наибольшую прибыль.
Изучение и прогнозирование потребительского спроса является необходимым условием успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Теория и практика маркетинга разработали целый арсенал инструментов и методов для изучения и прогнозирования потребительского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров.
К ним относятся оперативный учет продажи товаров и движения товарно-материальных запасов за прошедший период, изучение и обобщение заявок и заказов клиентов на покупку и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса со стороны оптовых покупателей, проведение ассортимента и конъюнктурные встречи с покупателями, экономико-математические методы прогнозирования спроса и др.
Маркетинговые услуги (отделы) создаются для изучения и прогнозирования спроса на крупные и средние торговые предприятия, одной из основных функций которого является изучение как общего спроса (емкости рынка), так и структуры внутригруппового спроса на приобретаемые товары.
Чтобы успешно проводить коммерческие операции по закупке товаров, предприятия должны систематически выявлять и изучать источники закупок и поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент производимой продукции на промышленных предприятиях.
Коммерческие работники должны посещать производственные предприятия (поставщиков) с целью ознакомления с производственными возможностями предприятия, объемом и качеством продукции, а также участвовать во встречах с промышленными работниками, на оптовых ярмарках, выставках, обзорах новинок. образцы.
Коммерческие работники должны постоянно следить за рекламой в СМИ, специализированных изданиях, за информацией о запасах, брошюрами, каталогами. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы торгового аппарата оптовых баз. [12]
К источникам товаров относятся отрасли народного хозяйства, которые производят различные потребительские товары (сельское хозяйство, сельскохозяйственные предприятия, предприятия легкой, пищевой, мясной и молочной промышленности, рыболовство, военно-промышленный комплекс, тяжелая промышленность и т. д.).
К поставщикам товаров относятся конкретные предприятия с различными источниками дохода, т. е. те или иные отрасли экономики.
Учитывая большое разнообразие поставщиков товаров, их можно классифицировать в соответствии с различными критериями (функциональные, территориальные, формы собственности, ведомственная принадлежность и т. д.).
В обобщенном виде все поставщики товаров можно разделить на две категории: производители и оптовые поставщики.
Продавцы - производственные предприятия, фирмы, индивидуальные предприниматели и т. Д.. Производящие товары различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.
Поставщики - оптовики покупают товары у поставщиков, а также оптовых дилеров и продают их оптовикам (розничным торговцам, агентам, брокерам, розничным торговцам и т. Д.).
1.3 Организация коммерческой работы по продаже товаров
Коммерческая работа по розничной продаже товаров состоит из следующих этапов:
- изучение и прогнозирование спроса на товары, продаваемые в магазинах;
формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;
- рекламно-информационная деятельность предприятий розничной торговли;
- выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;
- Организация предоставления торговых услуг клиентам.
Коммерческая работа по продаже товаров на предприятиях розничной торговли, в отличие от оптовых компаний, имеет свои особенности. Ритейлеры продают товары напрямую населению, используя свои особые методы и методы розничной продажи.
Важным коммерческим условием успешной продажи товаров в розничной сети является изучение и прогнозирование потребительского спроса населения. В отличие от оптовых предприятий, где эта работа направлена на изучение объема спроса крупных территориальных образований, в розничной торговле она направлена на определение ассортиментной структуры спроса.
Ассортиментная и внутригрупповая структура спроса отражается в данных о продажах и запасах товаров, а также в информации о неудовлетворенном спросе. Основные первичные данные о структуре внутригруппового спроса можно получить только на предприятиях розничной торговли.
Организация сбора, обработки и анализа такой информации является сложной и трудоемкой задачей. Это связано с тем, что во внутригрупповом ассортименте товаров каждого магазина присутствуют тысячи сортов. Учет движения такого огромного ассортимента возможен только с использованием современных компьютерных технологий.
На малых предприятиях розничной торговли могут использоваться неавтоматизированные методы учета внутригрупповой структуры реализованного спроса (данные о запасах и поступлениях товаров, материально-производственных запасах, учет продаж по продажам и т. Д.).
Наряду с учетом реализованного спроса в магазинах организован сбор информации по анализу товарно-материальных запасов, учету неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству товаров для изучения спроса.
Важным элементом коммерческих продаж является формирование оптимального ассортимента товаров в магазине. Создание оптимального ассортимента магазина напрямую связано с типом и специализацией торгового предприятия.
В рыночных условиях ни одна торговая компания не может успешно осуществлять продажу товаров без использования рекламы.
В розничных продажах для стимулирования продаж следует использовать различные виды рекламы - от самых простых (витрины и внутренние витрины, организация рекламных выставок товаров) до более сложных (печать, радио и др.).
Выбор эффективных методов розничной продажи товаров является важнейшим этапом коммерческой работы предприятий розничной торговли. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучше удовлетворяет спрос населения и обеспечивает прибыльную работу предприятия.
Характер и структура продажи товаров зависят, прежде всего, от ассортимента продаваемых товаров и способов их продажи. В магазинах, где используются разные способы продажи, содержание сделок по продаже товаров существенно отличается. Под такими операциями понимается совокупность методов и способов продажи товаров покупателям.
В ритейле используются следующие способы продажи товаров:
1. Самообслуживание. Продажа продуктов самообслуживания является одним из наиболее удобных способов продажи продуктов покупателями. Самообслуживание позволяет ускорить продажу товаров, увеличить емкость магазинов, расширить продажи товаров. Этот метод обеспечивает свободный доступ покупателей к выложенным товарам в зоне продаж, возможность самостоятельно осматривать и выбирать их без помощи продавца. Выбранные товары оплачиваются в расчетных узлах, обслуживаемых кассирами.
2. Через сервисный счетчик. Продажа товаров через сервисный прилавок включает в себя следующие операции:
• встреча покупателя и выявление его намерений;
• предложение и демонстрация товара;
• помощь в подборе товаров и консультации;
• поставка сопутствующих и новых продуктов;
• операции, связанные с резкой, взвешиванием, измерением;
• расчетные операции;
• упаковка и доставка покупок.
3. По образцам. Продажа товаров по образцу предполагает показ образцов в торговом зале и независимое (или с помощью продавца) знакомство с ними покупателей. Выбрав товар и оплатив покупку, продавец передает покупателю товар, соответствующий образцам. При таком методе продаж рабочие запасы размещаются отдельно от образцов. Этот метод удобен тем, что в сравнительно небольшой зоне торговой площади можно настроить образцы довольно широкого ассортимента товаров. Этот метод используется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют измерения и резки перед продажей их покупателю.
4. С открытым дисплеем и бесплатным доступом покупателей к товарам;
с предварительными заказами. При продаже товаров с открытым дисплеем и бесплатным доступом покупатели имеют возможность самостоятельно просматривать и выбирать товары, размещенные на рабочем месте продавца. Они размещаются на прилавках, на подставках, на слайдах, вешаются на вешалках и т. Д. Функции продавца в этом методе сводятся к консультированию покупателей, помогая выбирать товары, взвешивать, упаковывать и продавать выбранные товары. Расчетные операции могут проводиться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца.
2. Организация Коммерческой работы в розничной организации ( на материалах ЗАО ТД «Елена» г.Новосибирск
2.1 Оценка коммерческой работы по закупке сырья и материалов
ЗАО «ТД Елена» уделяет большое внимание закупочной коммерческой деятельности в связи с тем, что она работает с одеждой, а неправильная организация закупочной деятельности может привести к ухудшению качества товара и снижению спроса на него.
Такая ситуация неприемлема для предприятия, поскольку в настоящий момент оно работает с ограниченным числом клиентов в условиях высокой конкуренции, и даже небольшое снижение качества продукции может привести к потере клиентов и снижению прибыльности предприятия.
Закупки осуществляются в двух направлениях: покупка материалов для пошива и покупка аксессуаров.
В течение нескольких лет осуществляется покупка тканей в ООО «Логос», которое зарекомендовало себя как предприятие, которое четко выполняет сроки поставки и производит качественную продукцию. Особенность закупок упаковки заключается в том, что ТД Елена не имеет значительных складских помещений для хранения и поставки тканей, организованных методом JustInTime.
Директор определяет и изучает источники закупок и поставщиков сырья на предприятии. Он постоянно следит за рекламой в средствах массовой информации, специальными публикациями, анализирует проспекты, каталоги, публикуемые поставщиками, но следует отметить, что существуют компании-поставщики, с которыми компания постоянно работает.
Процесс переговоров для согласования условий контракта чаще всего
проводится через личные контакты с поставщиками. Эта форма имеет неоспоримое преимущество перед перепиской и телефонными разговорами. Основная задача переговоров - найти взаимовыгодные условия, которые послужат основой для установления долгосрочных отношений.
Аксессуары приобретаются у оптовых компаний Новосибирска и других городов. Компания ведет компьютеризированный инвентарь с помощью специальной программы. Узкая товарная номенклатура позволяет достаточно быстро и точно отразить поступление / отгрузку товара в программе, что позволяет руководству в любое время получать достоверную информацию об остатках материалов на складе и принимать решения о закупках. Товар приобретается в сравнительно небольших количествах с учетом небольшой площади склада.
Приведем основных поставщиков тканей и фурнитуры в ЗАО ТД «Елена» за 2017 и 2018года в таблицах.
Основные поставщики материалов ЗАО ТД «Елена» за 2017 год
Наименование поставщика |
Поставляемые товары |
Специализация |
Местонахождение |
Объем поставок, т.руб. |
Удельный вес в общем объеме поставок,% |
ООО «Логос» |
Ткани и фурнитура |
Производитель |
г.Новосибирск |
180000 |
34,8 |
ООО «Стар Текс» |
Ткани и фурнитура |
Посредник |
г.Иркутск |
65000 |
12,5 |
ЗАО «Альфа» |
фурнитура |
Производитель |
г.Новосибирск |
22000 |
4,2 |
ЗАО «Новтекс» |
Ткани |
Посредник |
г.Новосибирск |
86000 |
16,7 |