Файл: Управление миграционными процессами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2015 году оформлен 1 788 201 патент, из которых 54,9% или 982 604 -для работы у юридических лиц. Патенты оформлялись на 1 779 796 иностранных граждан, из которых 23 701 человек (1,3%) нарушили срок обращения за патентом.

Всего с начала года выдан 1 732 471 патент. Значительно возросло количество выданных патентов в Чукотском автономном округе (в 6 раз), Магаданской области (в 3 раза), г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (в 2,7 раза) и Ненецком автономном округе (в 2,4 раза).

Таблица 2

Субъекты Российской Федерации с наибольшим количеством выданных патентов

Субъект Российской Федерации

Количество выданных патентов

Доля по России

г. Москва

456 303

26,3%

г. Санкт-Петербург и ЛО

256 225

14,8%

Московская область

195 290

11,3%

Свердловская область

47 710

2,8%

Краснодарский край

47 682

2,8%

Самарская область

46 010

2,7%

Новосибирская область

40 728

2,4%

Ханты-Мансийский АО

36 610

2,1%

Иркутская область

31 292

1,8%

Республика Башкортостан

27 994

1,6%

Более половины всех патентов (52,2%) выдано гражданам Узбекистана, далее следуют граждане Таджикистана (24,3%), Украины (10,8%), Молдовы (5,8%) и Азербайджана (2,8%).

Сумма налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа за приобретение патентов, поступившего в бюджеты составила более 33,3 млрд. руб. (+84,4%; АППГ - 18,8 млрд. руб.).

Количество действительных патентов по состоянию на 31 декабря 2015 года составляет почти 1 561 тыс. (-21,8%; АППГ - 1 997 тыс. патентов).[12]

За отчетный период от работодателей получено почти 1,5 млн. уведомлений о привлечении и использовании иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности, в том числе:

- осуществляющих трудовую деятельность на основании патента - 883 601 (51,0% от общего количества выданных в 2015 году патентов);

- осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешения на работу - 241 609 (72,8% от общего числа выданных в 2015 году разрешений на работу);

- на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без оформления разрешительных документов, - 347 032, в том числе: постоянно проживающих - 25 718 чел.; временно проживающих - 59 678 чел.;


- признанных беженцами на территории Российской Федерации - 769 чел.; получивших временное убежище на территории Российской Федерации - 38 328 чел.;

- граждан государств - участников ЕАЭС - 213 388 чел.: граждан Армении - 48,3%; граждан Киргизии - 29,2%; граждан Беларуси - 14,1%; граждан Казахстана - 8,4%.

В соответствии с полученными уведомлениями, большая часть мигрантов трудится в следующих отраслях народного хозяйства:

- строительстве - 375,2 тыс. чел., или 34,0% от общего количества выданных разрешительных документов (из них 275,7 тыс. чел. - по патентам и 99,5 тыс. чел. - по разрешениям на работу);

- на обрабатывающих производствах - 115,8 тыс. чел., или 10,5% (из них 85.5 тыс. чел. - по патентам и 30,4 тыс. чел. - по разрешениям на работу);

- деятельности домашних хозяйств - 106,8 тыс. чел. , или 9,7% (из них 105,6 тыс. чел. - по патентам и 1,2 тыс. чел. - по разрешениям на работу);

- оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств - 97.6 тыс. чел., или 8,9% (из них 75 тыс. чел. - по патентам и 22,6 тыс. чел. -по разрешениям на работу);

- предоставление прочих видов услуг - 83,1 тыс. чел., или 7,5% (из них 74,5 тыс. чел. - по патентам и 8,6 тыс. чел. - по разрешениям на работу);

- сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве -72,9 тыс. чел. , или 6,6% (из них 56,6 тыс. чел. - по патентам и 16,3 тыс. чел. -по разрешениям на работу);

- деятельности гостиниц и предприятий общественного питания - 39,3 тыс. чел. , или 3,6% (из них 31,1 тыс. чел. - по патентам и 8,1 тыс. чел. - по разрешениям на работу);

- транспортировке и хранении - 38,4 тыс. чел. , или 3,5% (из них 30,7 тыс. чел. - по патентам и 7,7 тыс. чел. - по разрешениям на работу);

- иных отраслях - 171,1 тыс. чел., или 15,5% (из них 111,3 тыс. чел. -по патентам и 53,1 тыс. чел. - по разрешениям на работу).

По возрастным группам среди трудящихся иностранных граждан большинство составляют лица в возрасте от 18 до 29 лет (43,5%). В то же время, отмечается, что распределение трудовых мигрантов по возрастным группам в зависимости от оформленного им разрешительного документа различны. Так, среди иностранных граждан оформивших разрешения на работу, преобладают лица в возрасте 40 - 49 лет, патент - 18 - 29 лет.

2.3 Совершенствование миграционных процессов в России

Сегодня перед Россией стоит непростая задача модернизации экономики, более того - ее инновационного развития. Важное место в этом процессе отводится малому и среднему бизнесу, где труд мигрантов становится важным фактором экономического развития за счет пополнения трудовыми ресурсами этого сектора экономики. В структуре экономики и занятости к 2020-му году роль бизнеса должна вырасти с 15% до 60%. Но эта задача, на наш взгляд, невыполнима без привлечения мигрантов. Исследования показывают, что мигранты создают своим трудом в несколько раз большую стоимость, чем потребляют. По некоторым оценкам, благодаря труду мигрантов в стране создается 3 - 5% ВВП. Если рассматривать проблему шире, то международная миграция является своеобразным мультипликатором экономического развития. Мигранты выступают не только в качестве рабочей силы, но и как потребители. Они расширяют спрос на жилье, товары, услуги, возвращают к жизни заброшенные территории, сами создают рабочие места.


В современных условиях миграционная политика становится одним из приоритетных направлений в политической и экономической деятельности нашего государства, поэтому от законодательной и исполнительной власти требуются взвешенные и обоснованные решения в сфере миграции, способные позитивно повлиять на миграционную ситуацию и содействовать развитию территорий. Сложность и многоаспектность миграционных проблем диктует необходимость создания четких правовых и организационных механизмов регулирования миграционных потоков. Умение наладить управление этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти. В настоящее время высказываются серьезные претензии не только к миграционной политике в целом, но и к миграционному законодательству.

Эффективное использование такого важного ресурса развития, как миграция, возможно при условии повышения качества законодательной и правоприменительной практики, скоординированности и слаженности в работе миграционной службы, правоохранительных органов, представителей регионов и бизнеса. Анализ правового статуса иностранных работников в целом свидетельствует, что в России идет постепенное развитие правовой основы определения этого статуса, устанавливаются принципы взаимоотношений иностранного работника с государством и работодателем (заказчиком) его работ и услуг. Вместе с тем отсутствует системный подход к регулированию данных отношений. Предмет регулирования Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не позволяет обеспечить (в необходимом объеме) правовой статус иностранных работников. Нередки случаи, когда имеющиеся пробелы законодательного регулирования восполняются нормами подзаконных правовых актов. Однако, поскольку речь идет о правах человека, это не вполне соответствует характеру и содержанию норм, требующих законодательного уровня регламентации. Наиболее оправданной мерой в данном случае были бы разработка и принятие отдельной главы Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей особенности трудовых отношений с иностранными работниками. Другим способом решения данной проблемы могло бы стать принятие специального федерального закона, предметом регулирования которого было бы исключительно правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы как самостоятельной категории мигрантов. Комплекс норм данного закона позволил бы обеспечить регламентацию правового статуса иностранных работников в Российской Федерации. [4]


Среди других, более частных проблем определения правового статуса иностранных работников требуют решения такие, как разработка типовой формы трудового договора с учетом особенностей для иностранных работников - граждан ряда стран, с которыми заключены межправительственные соглашения о регулировании временной трудовой деятельности иностранных граждан. Одной из необходимых мер, по нашему мнению, является введение в российское законодательство нормы, разрешающей иностранному работнику продолжить свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации в пределах срока действия разрешения, если увольнение происходит по независящим от него причинам. В настоящее время перевод иностранного работника от одного работодателя к другому законодательством не допускается. Введение указанной нормы позволило бы, кроме того, обеспечить реализацию межправительственных соглашений, которые предусматривают перевод работника к другому работодателю, т. е. изменение места работы при условии письменного согласия иностранного работника.

Остается нерешенным и вопрос о легализации иностранного гражданина, находящегося на территории Российской Федерации, до передачи ему работодателем разрешения на работу. Как известно, срок рассмотрения заявления составляет до 1,5 месяцев, однако никаких других документов, позволяющих иностранному гражданину, еще не получившему разрешение на работу, легализовать свое нахождение на территории Российской Федерации, в настоящее время не предусмотрено.

В целях более эффективного регулирования внешней трудовой миграции и реализации поставленных руководством Российской Федерации задач по модернизации экономики и привлечению высококвалифицированной рабочей силы необходимо осуществить определенный комплекс мер:

- дальнейшее совершенствование законодательства в сфере трудовой миграции, которое должно развиваться по пути разработки четких правил постановки на миграционный учет, выдачи разрешений на проживание и работу, с учетом постепенного перехода на электронный формат предоставления таких услуг. Особого внимания заслуживает проблема совершенствования системы регистрации, поскольку в ней еще имеются определенные правовые пробелы;

- государство должно не только устанавливать нижние границы необходимых ей масштабов привлечения мигрантов на постоянное жительство, но и определять этнические и страновые приоритеты, как это делается многими государствами. Основной приоритет должен принадлежать соотечественникам. К ним можно отнести либо лиц тех национальностей, которые являются титульными для данной страны независимо от того, где они проживают, либо лишь ту их часть, которая проживает в других государствах, будучи их гражданами;


- обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания;

- информирование населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность; - развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности;

- поддержка учебной миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и переквалификации по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда;

- для изменения ситуации в области миграции необходимо формирование жестких механизмов селективной миграции, аналогичных тем, которые созданы, например, в странах Европейского союза, в США. [4]

Государственная миграционная политика должна на порядок повысить свою наукоемкость, опираться на анализ рынка труда, потребности регионов и отраслей в специалистах и рабочей силе; - необходима разработка новых комплексных критериев оценки эффективности государственной миграционной политики как на федеральном, так и на региональном уровне; - необходимо создать комплексный механизм обратной связи, обеспечивающий защиту прав мигрантов. Важным элементом государственного регулирования миграции может стать создание контролируемых государством каналов организованного набора мигрантов, способных осуществлять защиту интересов мигрантов, потеснить стихийно сложившиеся теневые рынки их вербовки, перевозки, снабжения необходимой документацией, обучения, медицинского обследования. Должны быть созданы механизмы, гарантирующие со стороны работодателей условия работы и проживания иностранных работников, соответствующие современным нормам охраны труда. Важнейшей материальной предпосылкой эффективного управления и регулирования миграционных потоков, по мнению экспертов, является оборудование границ Российской Федерации. Требует анализа, обобщения и тиражирования разнообразный опыт субъектов Российской Федерации по регулированию миграционных трудовых потоков на региональных рынках труда. Мониторинг применения в регионах миграционного законодательства мог бы стать серьезным импульсом к обновлению и совершенствованию государственной миграционной политики в сфере трудовой миграции. Необходимо признать, что несовершенства сегодняшней миграционной политики привели к тому, что страна наводняется бросовой рабочей силой. 40% трудовых мигрантов не имеют профессионального образования, а 20% вообще не имеют никаких специальных навыков. И эти люди работают сегодня в строительстве, на транспорте, в общепите, т. е. в тех отраслях, где от качества рабочей силы нередко зависят здоровье и жизнь граждан России.