Файл: Протезно-ортопедическая помощь (Общие положения по организации обеспечению протезно-ортопедическими изделиями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 678

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Правовое регулирование обязательств по оказанию протезно-ортопедической помощи

1.1. Правовое регулирование обязательств по оказанию протезно-ортопедической помощи

1.2 Законодательство, регулирующее оказание протезно-ортопедической помощи

Для этой в соответствии Указом Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 « О дополнительных государственной инвалидов» утверждена Федеральная целевая программа «Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий»[5].

Глава 2. Правовое регулирование обеспечения инвалидов техническими и иными средствами реабилитации

2.1. Общая характеристика технических средств реабилитации

2.2. Административно-правовое регулирование реабилитации инвалидов с помощью технических и иных средств

Заключение

Список использованных источников

Необходимо учитывать следующие основные социальные критерии:
- социально-средовой - наличие развитой инфраструктуры жизнеобеспечения человека (город, село, малообжитая местность, наличие транспортных путей, систем энергообеспечения и связи, сервисных структур и т.д.);

- материальный - возможность осуществления затрат, связанных с эксплуатацией технического средства реабилитации;

- социально-бытовой - микросоциальное окружение инвалида, условия его проживания (обеспеченность жильем, проживание в семье или одинокое проживание, обеспечение безопасности для жизни инвалида, социальный статус инвалида и др.);

- индивидуальный объективный - интеллектуально-образовательный и профессиональный уровень, социальную активность, коммуникабельность, состояние здоровья с точки зрения прогноза течения заболевания, общие физические способности с точки зрения занятия спортом, наличие вредных привычек, возраст;

- индивидуальный субъективный - уровень притязаний инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации.

Таким образом, учет всех вышеперечисленных и других мер правового характера поможет создать реальные условия для более полного обеспечения инвалидов всеми необходимыми техническими средствами реабилитации, облегчающими их труд и быт.

2.2. Административно-правовое регулирование реабилитации инвалидов с помощью технических и иных средств

Административно-правового регулирование реабилитации инвалидов в Российской Федерации представлена федеральными, региональными и нормами муниципального права, которыми предусматриваются: обязательная разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации; государственное финансирование мероприятий, направленных на реабилитацию; предоставление инвалидам необходимых технических средств и ассистивных приспособлений; создание иных условий, способных обеспечить максимальный уровень независимости инвалидов и их интеграцию в общество.

Социальное обеспечение по случаю инвалидности гарантируется каждому в соответствии со ст. 39 Конституции РФ[14]. При этом основополагающим актом в части реабилитации инвалидов является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В частности, главой 3 указанного Закона закреплены понятия реабилитации и абилитации инвалидов, понятие индивидуальной программы реабилитации, раскрыты критерии отнесения технических средств к средствам реабилитации, установлены государственные гарантии на осуществление мероприятий по реабилитации инвалидов и определен порядок их финансирования.


Важно отметить, что Федеральный закон № 181-ФЗ также определяет, какие именно реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду, могут быть получены им в рамках государственных обязательств. Номенклатура перечисленного закреплена в федеральном перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам определенные реабилитационные мероприятия, в том числе получение ими необходимых технических средств и услуг. Однако состав таких средств и услуг является закрытым, т.е. существует его конкретная номенклатура, которая закреплена нормами федерального перечня. В соответствии с вышеуказанными актами предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Между тем анализ положений нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что административно-правовое регулирование обеспечения инвалидов средствами реабилитации нуждается в совершенствовании.

Прежде всего, необходимо отметить, что в настоящее время в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ ИПР содержит не только реабилитационные мероприятия, которые могут быть предоставлены инвалиду с освобождением его от оплаты в соответствии с федеральным перечнем, но и такие реабилитационные мероприятия, которые оплачиваются либо самим инвалидом, либо другими лицами или организациями с последующей компенсацией.

Компенсируются расходы инвалида на приобретение им за счет собственных средств технических устройств или реабилитационных услуг, которые предусмотрены в его ИПР, однако размер такой компенсации не может превышать стоимость соответствующих технических средств или услуг по реабилитации, определенную ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ.

Например, Федеральным законом № 181-ФЗ закреплено, что ежегодная денежная компенсация инвалидам на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников составляет 17 420 руб., или по 1 451,67 руб. в месяц. Между тем, согласно нормативам кормления взрослой собаки-поводыря (как правило, это собаки породы лабрадор, голден-ретривер), объем ее питания, например на сухом корме, должен составлять не менее 500 г в сутки. То есть на месяц такой собаке требуется не менее 15 кг корма. При этом минимальная стоимость 15 кг сухого корма экономкласса составляет от 2 850 руб. и выше. Таким образом, рассчитанные на федеральном уровне нормативы на содержание и ветеринарное обслуживание собак-поводырей явно недостаточны.


То же касается и размеров компенсации, которая выплачивается в случае приобретения инвалидом ТСР или оплаты его ремонта либо оплаты услуг по сурдопереводу в размере не более стоимости соответствующей реабилитационной меры, которая предоставляется в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ.

Одновременно необходимо подчеркнуть, что данная норма Закона носит отсылочный характер, указывая, что средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту проживания уполномоченными органами и в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Собственно Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов о размере указанной компенсации, определяется Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. № 57н.[15]

В соответствии с п. 4 Порядка выплаты компенсации ее размер устанавливается уполномоченными органами на основании данных последних по времени осуществления закупок реабилитационных средств или услуг для инвалидов, которые осуществлялись в порядке о контрактной системе.

Такой подход к определению стоимости реабилитационных средств или услуг в целях реализации государственных гарантий по обеспечению инвалидов представляется не вполне адекватным, поскольку, по существу, контрактная система закупок в большей степени ориентирована не на качество предоставляемых государственными или муниципальными органами услуг, а на экономию их бюджета (контракт заключается с тем заявителем, который предлагает поставки по минимальной цене).

С учетом изложенного представляется целесообразным изложение п. 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельное приобретение инвалидом средств и услуг реабилитации в части определения стоимости такой компенсации в следующей редакции: «размер компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом средства или услуги реабилитации определяется средним размером розничных цен, которые сложились в субъекте РФ, где проживает инвалид».

Кроме того, необходимо учитывать, что инвалиды как одна из наиболее малообеспеченных категорий населения в большинстве случаев могут вообще не располагать денежными средствами для приобретения необходимых им средств или услуг реабилитации. Поэтому более эффективным способом реализации государственных гарантий инвалидам в части предоставления им компенсации по факту приобретения средств и услуг реабилитации представляется прямое целевое финансирование.


Другой проблемой оказания реабилитационных услуг является неравная доступность для различных категорий инвалидов необходимых им видов реабилитации. Например, инвалиды, которые нуждаются в кресле-коляске, могут либо бесплатно получить его у государства, либо приобрести за свой счет с последующей компенсацией. В то же время инвалиды по психическому заболеванию, нуждающиеся в психолого-педагогической коррекции и имеющие право на получение таких услуг бесплатно, зачастую могут не иметь ни физической в силу проживания в удаленных населенных пунктах, ни материальной возможности их получения.

Другим негативным аспектом административно-правового регулирования порядка оказания реабилитационных услуг инвалидам является четко прослеживающаяся в законодательстве тенденция к минимизации предоставления таких услуг за счет федерального бюджета. В частности, данный вывод находит свое подтверждение, например, в том, что в составе федерального перечня отсутствуют услуги социальной реабилитации, что порядок компенсации приобретаемых инвалидами самостоятельно услуг и средств для реабилитации не вполне эффективен, как было показано выше.

Кроме того, еще в 2010 г. в ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ были внесены изменения, закрепившие, что компенсация услуг и средств реабилитации, которые инвалид приобрел самостоятельно, не может превышать стоимость данных средств и услуг, определенную в соответствии с Порядком выплаты компенсации. До этого подобных ограничений в Федеральном законе № 181-ФЗ не было.

Между тем названные нормы Федерального закона № 181-ФЗ прямо противоречат Конвенции о правах инвалидов[16].

Конвенция о правах инвалидов подписана Российской Федерацией в 2008 г., а затем ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ[17]. Так как Конвенция имеет статус международного договора, то ее положения применяются в обязательном порядке, в том числе в тех случаях, когда они не совпадают с нормами внутреннего законодательства (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

В то же время ст. 26 Конвенции закрепляет, что «государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания». Кроме того, «государства-участники поощряют наличие, знание и использование относящихся к абилитации и реабилитации ассистивных устройств и технологий, предназначенных для инвалидов».


Исходя из буквального толкования ст. 26 Конвенции государству запрещено сужать имеющиеся программы и услуги и создавать препятствия к использованию средств реабилитации. Внесенные же в 2010 г. в Федеральный закон № 181-ФЗ изменения однозначно ограничили для многих категорий инвалидов доступ к средствам и услугам реабилитации.

Кроме перечисленного, можно выделить и иные недостатки административно-правового регулирования порядка предоставления реабилитационных услуг инвалидам. Например, в соответствии со сроками использования технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий до их замены, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. № 1666н[18], предусмотрено, что предоставление детям-инвалидам комнатных кресел-колясок за счет средств федерального бюджета осуществляется на срок не менее 6 лет. Однако данным сроком не учитывается, что ребенок в силу относительно быстрого своего роста утрачивает физическую возможность пользоваться такой коляской значительно раньше срока ее плановой замены.

Согласно п. 3 Правил предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет федерального бюджета бесплатные услуги по сурдопереводу предоставляются инвалиду в количестве до 40 часов сурдоперевода в 12-месячный период, исчисляемый начиная с даты подачи заявления. В указанном документе не конкретизировано, для каких целей предоставляются эти услуги. Если даже предположить, что инвалид использует эти услуги не в быту, а только для реализации его права на образование, то все равно 40 часов в год для этого будет явно недостаточно.

Кроме того, анализ административно-правового регулирования порядка оказания реабилитационных услуг инвалидам в Российской Федерации показал, что в настоящее время осуществление реабилитации по многим аспектам возлагается непосредственно на субъекты РФ, которые имеют разные экономические возможности. В результате возможность обеспечения на всей территории страны единого для всех инвалидов удовлетворительного уровня реабилитационной помощи существенно снижается.

С учетом изложенного, а также с учетом социально-экономического положения России наиболее эффективным представляется такой подход к организации предоставления инвалидам реабилитационных услуг, при котором базовый уровень реабилитационной помощи по всем направлениям обеспечивается за счет федерального бюджета. Услуги по реабилитации инвалидов, которые финансируются на уровне субъектов РФ, должны носить дополнительный характер, учитывающий социально-экономические, климатические и иные региональные особенности. Именно такой подход позволит обеспечить соответствие уровня реабилитации в России международным стандартам.