Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий(Понятие оперативно-розыскных мероприятий, основания их проведения).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация
1.2 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
2.1 Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий
2.2 Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий
Прослушивание телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Прослушивание телефонных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.
Прослушивание телефонных переговоров на проводных линиях связи может осуществляться на различных участках канала связи - на станционной аппаратуре операторов связи и на самой линии. Прослушивание телефонных переговоров на беспроводных линиях связи (сотовая связь, радиосвязь, связь через спутники, вращающиеся на низких орбитах; связь интегрального обслуживания (видеоконференции, видеофоны и мультимедийные приставки) может осуществляться путем подключения к станционной аппаратуре операторов связи и путем сканирования сигнала, идущего к средству связи (телефону).
В соответствии с ФЗ от 16 февраля 1995 г. №15-ФЗ «О связи» (ст. 64) в сфере ОРД операторы связи обязаны:
- предоставлять органам, осуществляющим ОРД, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач;
- обеспечивать реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий;
- приостанавливать и возобновлять оказание услуг связи юридическим и физическим лицам на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД.
Порядок взаимодействия органов, осуществляющих ОРД, с уполномоченным органом исполнительной власти в области связи по вопросу прослушивания телефонных переговоров осуществляется на основании двусторонних соглашений между ними. Например, в настоящее время действует Соглашение между Министерством связи РФ и Федеральной службой безопасности РФ по вопросу внедрения технических средств системы ОРМ на сетях электросвязи России, объявленное для руководства и исполнения приказами ФСБ России и Минсвязи России (от 18 февраля 1997 г. № 25).
В соответствии с Соглашением на ФСБ России возложено функционирование системы технических средств системы ОРМ в целом, на Минсвязи России - регулирование и контроль деятельности операторов связи при проектировании, создании и эксплуатации сетей электросвязи в части выполнения требований системы ОРМ.
Результаты прослушивания отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются полученные фонограммы. Фонограммы хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
В дальнейшем фонограммы могут быть направлены на экспертизу для определения их подлинности (отсутствие монтажа), составления протокола о прослушивании и быть использованы в качестве доказательства.
Снятие информации с технических каналов связи – ОРМ, заключающееся в негласном съеме информации, передаваемой по сетям электрической связи, компьютерным и иным сетям, путем контроля специальными техническими средствами работы соответствующих систем и устройств, в том числе излучаемых ими электромагнитных и других полей.
Указанное мероприятие затрагивает конституционное право гражданина на тайну сообщений, поэтому оно проводится на основании судебного решения либо на основании мотивированного постановления соответствующего руководителя органа, осуществляющего ОРД, с обязательным получением судебного решения о проведении данного мероприятия в течение 48 часов (ст. 23 Конституции РФ, ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД).
За нарушение данного правила УК РФ предусмотрена ответственность, в частности, за неправомерный доступ к компьютерной информации (ст.272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273).
Снятие информации с технических каналов связи, как правило, осуществляется путем:
- внедрения аппаратных, программных, аппаратно-программных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи;
- перехвата информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрования этой информации;
- внедрения программ, нарушающих нормальное функционирование систем защиты информации, воздействия на парольно-ключевые системы защиты информации, компрометации ключей и средств криптографической защиты информации в целях получения доступа к защищаемой информации.
С учетом особенностей данного мероприятия подлежащая съему информация находится в электронно-цифровой форме. Полученная информация записывается на различные носители информации (лазерные, жесткие диски и другое).
Мероприятие проводится оперативными сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К мероприятию могут также привлекаться сотрудники организаций – владельцев технических каналов и соответствующей информации.
Результаты снятия информации отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются соответствующие носители (помещенные в упаковку и опечатанные) с полученной информацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, теория оперативно-розыскных мероприятий - это частная теория оперативно-розыскной деятельности, представляющая собой систему знаний, положений о понятиях, видах, принципах, участниках, основаниях и условиях, организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, о представлении и использовании их результатов, образующая самостоятельный раздел науки оперативно-розыскной деятельности.
Объектом теории оперативно-розыскных мероприятий являются общественные отношения, возникающие при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и использовании их результатов.
Предметом теории оперативно-розыскных мероприятий являются: закономерности возникновения оперативно-розыскных мероприятий и потребности их проведения; закономерности практики проведения оперативно-розыскных мероприятий; закономерности использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности, уголовном процессе и других видах деятельности; закономерности развития законодательства, регламентирующего порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий; закономерности систематизации теоретико-методологических работ об оперативно-розыскных мероприятиях; закономерности дальнейшего развития оперативно-розыскных мероприятий.
Оперативно-розыскное мероприятие - это составная часть оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющая собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающая нормам морали и нравственности и непосредственно направленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскное мероприятие представляет собой основную категорию теории оперативно-розыскных мероприятий.
Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделяются на общие и специально предусмотренные. Общие условия относятся ко всем без исключения оперативно-розыскным мероприятиям. Специально предусмотренными являются условия, определяющие особые правила проведения некоторых мероприятий.
Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий зависят, в первую очередь, от ограничения при их проведении конституционных прав человека.
Мероприятия, проводимые в процессе ОРД, нуждаются в организации. От того, насколько тщательно спланировано их проведение, зачастую зависит их окончательный результат.
Основой организации данных мероприятий является план проведения ОРМ, в котором должны быть предусмотрены:
- содержание мероприятий;
- время и место их проведения;
- участники проведения (конкретные сотрудники органа, осуществляющего ОРД, а также сотрудничающие с ними граждане);
- используемые технические и иные средства ОРД;
- привлекаемые со стороны МВД и других органов силы и средства, с указанием их задач и порядка действий.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий».
- в ст. 6 при опросе использование полиграфа с целью оценки достоверности информации, сообщаемой опрашиваемым лицом без соглашения опрашиваемого, но при наличии судебного решения.
Таким образом, перспективы развития теории оперативно-розыскных мероприятий заключаются в проведении научных исследований, направленных на обобщение открытой информации по оперативно-розыскным мероприятиям и ее частичной переоценке; конкретизацию сведений, составляющих государственную тайну; выделение из числа оперативно-розыскных мероприятий оперативно-технических мероприятий и их самостоятельную правовую регламентацию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015)
"О государственной тайне" [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 29.07.2017) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 26.07.2017)
"О банках и банковской деятельности" [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
"О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017)
"О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 07.06.2017)
"О связи" [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 07.12.2011) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
ЛИТЕРАТУРА
Алферов В. Ю. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие . – Саратов: Саратовский социально-экономический ин- ститут (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 296с.
Горяинов К. К. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / К. К. Горяинов, В. С. Овчинский, А. Ю. Шумилов. - М., 2006. 609с.
- Давыдов Я. В. Оперативно-розыскная деятельность (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2004. – 80с.
- Доля Е. А. Использование в доказывании результатов ОРД: учебное пособие. - М., 2003. 461с.
- Дубоносов Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. – М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2004. – 184с.
- Железняк Н. С. Основы оперативно-розыскной деятельности: конспективные ответы на традиционные вопросы: монография. – Красноярск, 2002. - 43с.
- Захарцев С. И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. – СПб. : Издательство Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. – 259с.