Файл: Субъекты предпринимательского права (Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Вышеназванным законом предусмотрены ограничения на выбор способа приватизации в отношении отдельных объектов. Например, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО, может осуществляться только путем преобразования в открытое акционерное общество.
Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе
Порядок проведения конкурса определен Законом о приватизации и Положением о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 1998 г. № 1311. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала этого общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.
Исчерпывающий перечень условий приведен в Законе о приватизации. Это сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовка или повышение квалификации работников; ограничение на изменение профиля деятельности и др. Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения исполнения.
Конкурс является открытым по составу участников. Предложения о цене подаются участниками в запечатанных конвертах. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
Законодательством определены права и обязанности продавца. В частности, он должен не позднее чем за 30 дней до объявленной даты проведения конкурса опубликовать информационное сообщение о проведении конкурса. В таком сообщении необходимо указать наименование имущества; начальную цену; условия и сроки платежа; порядок, место, дату начала и окончания подачи заявок; порядок ознакомления покупателей с информацией; порядок определения победителей; размер, срок, порядок внесения задатка; условия конкурса; место и срок подведения итогов и др.
Для участия в конкурсе претендент вносит задаток в размере 20 процентов начальной цены, но не более чем 4,5 млн. МРОТ. В Законе о приватизации перечислены документы, которые представляются претендентами, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа претенденту в участии в конкурсе.
Уведомление о победе выдается победителю в течение 5 дней с даты подведения итогов конкурса. При уклонении (отказе) победителя конкурса от заключения договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается. Остальным претендентам суммы задатков возвращаются в течение 5 дней с даты утверждения протокола. Договор купли-продажи между продавцом и покупателем, которым является победитель конкурса, заключается не позднее 10 дней с даты подведения итогов конкурса в порядке, определенном ГК РФ и Законом о приватизации. Договор купли-продажи включает в себя положения о порядке выполнения победителем условий конкурса, порядке подтверждения выполненных обязательств, порядке осуществления контроля за выполнением условий, об ответственности сторон. Передача имущества победителю конкурса и оформление права собственности осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ и договором купли-продажи, не позднее чем через 30 дней после полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса. Срок выполнения условий конкурса не может превышать одного года. Победитель вправе до перехода к нему права собственности совершать в отношении объекта ряд полномочий, определенных вышеназванным Законом.
В случае неисполнения победителем конкурса условий, ненадлежащего их исполнения договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с победителя неустойки. Имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности. Помимо неустойки с покупателя могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.
Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнять каких-либо условий в отношении такого имущества. Порядок проведения аукциона определяет Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 356. Аукцион является открытым по составу участников. Предложения по цене приватизируемого имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений) либо заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма). Форма подачи предложений определяется решением об условиях приватизации. Права и обязанности продавца и комиссии по проведению аукциона определены Законом о приватизации и Положением. Продавец публикует информационное сообщение о проведении аукциона, включающее наименование имущества; начальную цену; форму подачи предложений; порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок; исчерпывающий перечень представляемых покупателем документов и требования к ним; срок заключения договора купли-продажи; порядок определения победителя; размер, сроки и порядок внесения задатка, место и срок подведения итогов; порядок ознакомления покупателей с иной информацией.
Так же как и для конкурса, задаток устанавливается в размере 20 процентов начальной цены, но не более чем 4,5 млн. МРОТ. Аукцион, в котором принял участие только один претендент, признается несостоявшимся.
Победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за выставленное на аукционе имущество. Уведомление о победе выдается победителю в течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона. При уклонении или отказе победителя от заключения договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается, и он утрачивает право на заключение договора. Другим участникам аукциона суммы задатков возвращаются в течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона. Договор купли-продажи заключается между продавцом и победителем аукциона в соответствии с ГК РФ и Законом о приватизации не позднее 5 дней с даты подведения итогов аукциона. Оплата государственного имущества производится единовременно в течение 10 дней после заключения договора купли-продажи или в рассрочку в порядке, установленном названным Законом. Передача имущества и оформление прав собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством и договором купли-продажи не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества. Факт оплаты подтверждается выпиской со счета продавца о поступлении средств в размере и в сроки, указанные в договоре. Продавцом публикуется сообщение об итогах аукциона.
Приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества
При подготовке предприятия к преобразованию в открытое акционерное общество проводится инвентаризация, аудиторская проверка, оценка имущества. При этом должны быть определены: срок преобразования; величина уставного капитала открытого акционерного общества; номинальная стоимость, способы и сроки продажи акций.
Соответствующие органы по управлению имуществом учреждают открытое акционерное общество, утверждают его устав, осуществляют государственную регистрацию данного общества, формируют органы управления. Законом о приватизации введены некоторые ограничения в отношении распоряжения имуществом предприятия и увольнения работников со дня утверждения прогнозного плана до момента перехода права собственности к покупателю. Так, не допускается сокращать численность работников предприятия; совершать сделки, цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов; получать кредиты и др.
Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится его правопреемником в соответствии с передаточным актом. До первого собрания акционеров руководитель предприятия назначается директором (генеральным директором) открытого акционерного общества, определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и назначаются члены совета директоров.
Особенности правового положения открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотая акция")
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ могут принять решение об использовании "золотой акции". "Золотая акция" – это специальное право на участие соответственно РФ, ее субъектов в управлении открытыми акционерными обществами. Использовать такое право можно при осуществлении приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или в случаях, когда принимается решение об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ. Представители государства назначаются в Совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию общества. Представители должны уведомляться о сроках проведения собрания, повестке дня. Они могут вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания. Представители имеют право вето при принятии общим собранием акционерного общества решений по важнейшим вопросам деятельности общества, таким как внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация, ликвидация, изменение уставного капитала, совершение крупных сделок. Представители государства и муниципальных образований имеют и иные права, определенные ст. 38 Закона о приватизации. Специальное право ("золотая акция") используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества. Оно действует до принятия решения о его прекращении и не подлежит замене на акции общества, в отношении которого принято решение об использовании такого права.
Особенности правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
Права акционеров открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, осуществляют соответственно Правительство РФ, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, специализированное государственное учреждение, органы государственной масти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Представляют интересы публичных образований в органах управления и ревизионных комиссиях лица, занимающие государственные или муниципальные должности. Порядок управления определяется Правительством РФ.
При закреплении в государственной или муниципальной собственности 100 процентов акций полномочия общего собрания акционеров осуществляет от имени соответствующего собственника Правительство РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.
Единоличный исполнительный орган открытого акционерного общества, включенного в перечень стратегических, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства РФ или уполномоченного государственного органа. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна.
3. Рассмотрение споров между хозяйствующими субъектами
Высший арбитражный суд Российской Федерации письмо от 22 марта 1994 г. N С 1-7/ОП-169
О практике рассмотрения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает, что Комитетом Российской Федерации по политике цен и Министерством финансов Российской Федерации дано разъяснение от 28.12.93 N 01-17/1569-02, N 155 "О ценах на продукцию предприятий – монополистов".
Направляя для сведения указанное разъяснение, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации при рассмотрении споров между хозяйствующими субъектами и антимонопольными органами рекомендует руководствоваться следующим.
1. Споры о признании недействительными решений антимонопольных органов о включении предприятий в Государственный реестр объединений и предприятий – монополистов и в настоящее время должны рассматриваться арбитражными судами, поскольку помимо государственного регулирования цен включение предприятий в упомянутый реестр влечет и другие последствия, ущемляющие права хозяйствующих субъектов (ограничения в приватизации, обязанность принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд и т.п.).