ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контроль над деятельностью нотариусов может осуществляться через рассмотрение обращений граждан, поданных в нотариальные палаты.

В широком понимании судебный контроль есть не что иное, как проверка судами требований закона всеми правоприменителями. Такая проверка осуществляется путем совершения правосудия, что является исключительной прерогативой судебных органов.

Проверкой законности действий нотариуса могут заниматься органы прокуратуры. Согласно статье 1 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации", "прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации"[78]. Вместе с тем, статья 5 Основ законодательства о нотариате гласит, что "сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами"[79]. Это означает, что прокуратура может истребовать документы у нотариуса только в одном случае - если в их производстве находится соответствующее дело по жалобе или обращению гражданина. В Вологодской области Мировой судья по судебному участку № 67 О.В. Парфенюк рассматривал подобное дело. Прокуратура запросила у нотариуса города Вологды документы для проверки, но в постановлении прокурора не было даты, номера и отсылки к соответствующему производству. Нотариус, ссылаясь на статью 5 Основ истребуемые документы не представил, было возбуждено дело об административном правонарушении, за невыполнение законных требований прокурора. Судья, рассмотрев все обстоятельства дела, вынес решение об отмене данного постановления, производство по делу об административном правонарушении прекратить[80]. Принятие данного решения подтвердило вышеуказанное положение.

Таким образом, контроль над деятельностью нотариусов производится государством, совместно с саморегулируемыми нотариальными палатами. Это означает, что контроль производится как внешне (Минюст России, судебные органы, налоговые органы), так и внутренне (самими нотариальными палатами). Данный подход можно охарактеризовать как положительный, эффективный. Он учитывает все стороны контроля, обеспечивает его комплексность и систематичность. Но наряду с положительными моментами присутствуют и недочеты. Главным минусом системы контроля является то, что полномочия Минюста в данной сфере недостаточны, в них присутствуют некоторые пробелы, и законодатель, при реформировании системы нотариата обязательно должен это учитывать.


Заключение

Подытоживая ход исследования темы, на основе изучения законодательных нормативно-правовых актов, позиций различных ученых-теоретиков, судебной практики в исследуемой области, необходимо сформулировать следующие выводы.

Нотариальная деятельность имеет огромное значение для современного российского общества, с его продолжающей формирование рыночной экономикой, становлением правового государства. Нотариус - как бы авторитетный свидетель и удостоверитель наиболее значимых в гражданском обществе юридических фактов и действий, и в этом качестве нотариальная деятельность затрагивает жизненные интересы множества людей и организаций. Об огромной роли нотариата в жизни общества свидетельствует его многовековая история. От работы нотариата зависит полноценное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. До недавнего времени роль нотариата в России была сведена к удостоверению доверенностей, согласий и свидетельствовании подлинности подписей на документах. Наследством занимались не все нотариусы. На современном этапе государство начинает уделять нотариату все больше внимания - появляется новый законопроект о нотариате, в ведение нотариата переходят сделки с долями в обществах с ограниченной ответственностью, с долями недвижимости, с участием несовершеннолетних и недееспособных.

Целью исследования являлся всесторонний анализ и характеристика института государственно-правого регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели требовалось решение следующих задач: изучение истории становления нотариата в России; рассмотрение и всесторонняя характеристика понятия, сущности и принципов государственного регулирования нотариата в России; изучение механизма государственного регулирования и государственного контроля в сфере нотариата в Российской Федерации; анализ и характеристика форм и методов государственно-правового регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации; рассмотрение механизма государственного контроля, который дает возможность выявить эффективность самого государственно-правового регулирования нотариата в Российской Федерации и является его неотъемлемой частью.

Государство, как важнейший регулятор общественных отношений должно всесторонне регулировать данную систему с ее многочисленными звеньями для правильного ее функционирования.


Важнейшей гарантией для лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, является закрепленное на законодательном уровне обязательное страхование нотариусов, но в нем также существуют проблемы. Лица, обращающиеся за совершением нотариальных действий, могут рассчитывать на возмещение причиненного неправомерными действиями нотариуса ущерба в полном объеме. С помощью страхования защищены от убытков все стороны данного процесса (сам нотариус, с его имуществом и обратившиеся к нему лица), что является огромным плюсом. Но в законодательстве имеются коллизии по поводу удостоверения сделок, цена которых очень высока.

Прямое регулирование деятельности нотариата на уровне государства осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации. Следует отметить, что Министерство Юстиции Российской Федерации определяет основные направления политики в сфере нотариата совместно с Федеральной нотариальной палатой. Контроль собственно Минюста в основном сводится к проверке соблюдения нотариусами правил нотариального делопроизводства. Поскольку нотариусы совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации, в интересах граждан и юридических лиц, полномочия Минюста в этой сфере должны быть значительно расширены. В законодательстве плохо описаны механизмы осуществления государственного регулирования в сфере нотариата, что требует существенных дополнений.

Таким образом, контроль над деятельностью нотариусов производится государством, совместно с саморегулируемыми нотариальными палатами. Это означает, что контроль производится как внешне (Минюст России, судебные органы, налоговые органы), так и внутренне (самими нотариальными палатами). Такой подход обеспечивает комплексность контроля над нотариатом. Недочетом системы контроля является то, что полномочия Минюста в данной сфере недостаточны, и законодатель, при реформировании системы нотариата должен это учитывать.

Необходимо подытожить и систематизировать законодательство в сфере нотариата, опираясь на уже сложившуюся практику. Требуется принятие на уровне государства нового закона о нотариате и нотариальной деятельности. О необходимости реформирования законодательства о нотариате написаны ряд докторских и кандидатских диссертационных исследований, научных статей, учебных пособий. О том, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате устарели, не раз говорила и экс-президент Федеральной Нотариальной палаты М.И. Сазонова[81].


Список использованных источников

Ι. Нормативные правовые акты и официальные документы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1993. - № 31. - Ст.4398; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 6. - Ст.548.
  2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ред. от 03 июля 2016 года) // Российская газета. - 1993. - 13 марта; Российская газета. - 2016. - 12 июля.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 137-ФЗ (ред. от 19 декабря 2016 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст.4532; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 52 (часть V). - Ст.7487.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст.3824; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 1 (Часть I). - Ст.16.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ (ред. от 03 апреля 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст.3340; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 15. - Ст.2133.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): федеральный закон от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ (ред. от 28 марта 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - ст.4552; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 14. - Ст. 1998.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. от 28 марта 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст.16; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 14. - Ст. 1998. - Ст.40.
  8. Об электронной подписи: федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ // Парламентская газета. - 2011. - 08 апреля.
  9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ // Российская газета. - 2014. - 31 декабря.
  10. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 (ред. от 07 марта 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47. - Ст.4472; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 11. - Ст.1536. - Ст.1.
  11. Консульский устав Российской Федерации: федеральный закон от 05 июля 2010 года № 154-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 28. - ст.3554; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 30. - ст.4268 - П.7 ст.5.
  12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 03 апреля 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст.3822; Российская газета. - 2017. - № 71. - П.3 ст.14.1, п.12 ст.15.
  13. О персональных данных: федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31. - ст.3451.
  14. Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов: указ Президента Российской Федерации от 22 июля 2002 года № 767 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст.3036.
  15. Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей: постановление Правительства РФ от 01 июня 2012 года № 543 // Российская газета. - 2012 год. - 19 июня.
  16. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 379-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 51. - Ст.6699.
  17. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 29 июля.
  18. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 02 июня 2016 года № 172-ФЗ // Российская газета. - 2016 года. - 06 июня.
  19. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 391-ФЗ // Российская газета. - 2015 года. - 31 декабря.
  20. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов: приказ Минюста России от 27 декабря 2007 года № 256 // Российская газета. - 2008. - 11 января.
  21. Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации: приказ Минюста России от 15 марта 2000 года № 91 // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - 2000. - № 4.
  22. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации: приказ Минюста России // Российская газета. - 2016. - 19 января.
  23. Об утверждении Правил нотариального делопроизводства (вместе с Правилами нотариального делопроизводства): приказ Минюста России от 16 апреля 2014 года № 78 (ред. от 21 декабря 2016 года) // Российская газета. - 2014. - 25 апреля.
  24. Положение о Министерстве Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 42. - Ст.4108.
  25. Положение о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации: приказ Минюста России от 03 марта 2014 года № 25 // Российская газета. - 2014. - 21 марта.
  26. Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации: приказ Минюста России от 03 марта 2014 года № 26 // Российская газета. - 2014. - 26 марта.
  27. Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (ред. от 20 октября 2016 года): приказ Минюста России от 03 марта 2014 года № 26. - Российская газета. - 2014. - 26 марта; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2016. - № 47.
  28. О внесении изменений в Положение о главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации: приказ Минюста России № 237 от 20 октября 2016 года // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - 2016. - № 44136.
  29. Перечень уважительных причин временного отсутствия нотариуса и временной невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей: решение Правления ФНП, протокол № 07/15 от 18 мая 2015 года // Нотариальный вестник. - 2015. - № 7.
  30. О деятельности нотариальных палат субъектов Российской Федерации и нотариусов, занимающихся частной практикой в 2013 году: аналитическая записка к статистическому отчету. - Москва: Федеральная нотариальная палата. - 2014. - С.3.
  31. Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей: решением Правления ФНП от 17 июня 2005 года, протокол № 04/05 // Нотариальный вестник. - 2005. - № 9. - С.45-67.
  32. Об основных принципах организации государственного нотариата: постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР, Совета Народный Комиссаров СССР от 14 мая 1926 года // Известия Центрального Исполнительного Комитета СССР и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета СССР. - 1926. - № 119.
  33. Об упорядочении засвидетельствования копии с документа, касающегося личных прав и интересов гражданина: постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР, Совета Народный Комиссаров СССР № 99 от 03 июня 1937 года // Известия Центрального Исполнительного Комитета СССР и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета СССР. - 1937. - № 130.

ΙΙ. Учебники, статьи, монографии, диссертации

  1. Абрамян, А.И. Из истории развития нотариата в России // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2013. - № 6. - С.148-151.
  2. Авдеенко, Н.И. Нотариат в СССР / Н.И. Авдеенко, М.А. Кабанова. - Москва: Издательство ЛГУ. - 1984. - 143 с.
  3. Андреева, Ю.А. История становления российского нотариата // Нотариус. - 2007. - № 6. - С. 19-21.
  4. Асватурова, М.Б. Из истории российского нотариата // Нотариус. - 1997. - № 3. - С.49.
  5. Ахрамеева, О.В., Звонок, С.О. Гражданско-правовые и нравственно-религиозные аспекты исторического становления и развития нотариата как института государства и права // Нотариус. - 2007. - № 1. - С.2-10.
  6. Бахарев, П.В. Основы нотариата в Российской Федерации/ П.В. Юахарев, О.Н. Диордиева. - Москва: Университетская книга. - 2016. - 175 с.
  7. Бурова, А.С. Налогово-правовой статус нотариуса в России и странах латинского нотариата (сравнительно-правовое исследование): диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А.С. Бурова. - Москва. - 2015. - 211 с.
  8. Вергасова, Р.И. Нотариат в России / Р.И. Вергасова. - Москва: Юристъ. - 2015. - 363 с.
  9. Власов, Ю.Н., Калинин, В.В. Нотариат / Ю.Н. Власов, В.В. Калинин. - Москва: Издательство "Юрайт". - 2012. - 196 с.
  10. Гасман, А.Г. Объяснительная записка к проекту новой редакции Положения о нотариальной части. - Санкт-Петербург. - 1904. - С. XXXII.
  11. Гомола, А.И. Нотариат: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А. И Гомола. - Москва: Издательский центр "Академия". - 2011. - 192 с.
  12. Демина, Н.В. Исторические этапы развития нотариата в России // Государство и право: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. - Санкт-Петербург: Лема. - 2008. - Выпуск 4. - С.39-42.
  13. Денисова, Ю.Н. Правовые проблемы российского нотариата на современном этапе // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. - 2015. - № 1. - С.51-54.
  14. Золотарёва, Е.В. Осуществление судебного контроля за нотариальными действиями // Вестник ВГУ. - Серия: Право. - № 1. - 2016. - С.148-158.
  15. Карасев, А.И. Правовые формы государственной промышленности в условиях новой экономической политики // Советское право. - 1923. - № 1 (4). - С.45-53.
  16. Кириллова, Е.А. Нотариат. Учебное пособие / Е.А. Кириллова, Р.А. Курбанов. - Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2017. - 245 с.
  17. Клец, А.О. Удостоверение нотариусом электронной подписи // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции по итогам НИР. - Издательство: ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет им. Трубилина". - 2016. - С.742-745.
  18. Косенко, Д.В. Нотариальные действия как правовой институт: проблемы определения и содержания // Нотариальный вестник. - 2012. - № 4. - С.8-19.
  19. Куленко, Н.И. Конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата на федеральном и региональном уровнях // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 2. - С.34-37.
  20. Куликов, В.И. Квартира пополам // Российская газета. - 2016. - 05 июня.
  21. Кулишова, Р.Т. Некоторые аспекты публично-правового регулирования нотариальной деятельности на современном этапе // Вопросы современной юриспруденции. - № 56. - 2016. - С.10-15.
  22. Мелехин, Д.В. Страхование профессиональной ответственности нотариусов // Нотариальный вестник. - 2016. - № 2. - С.39-43.
  23. Мирзоев, Г.Б., Волкова Н.А. Нотариат: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Г.Б. Мирзоев, Н.А. Волкова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. - 2015. - 447 с.
  24. Настольная книга нотариуса / Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников, В.Ю. Юшкова, В.В. Яркова, Федеральная нотариальная палата, Центр нотариальных исследований. - Москва: Волтерс Клувер. - 2015. - Том 1. - 453 с.
  25. Настольная книга нотариуса. Учебно-методическое пособие / П.В. Крашенинников. - Москва: Издательство БЕК. - 2015. - Т.1. - 122 с.
  26. Настольная книга нотариуса: в 4 томах / И.Г. Медведев; Центр нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате. - Москва: Статут. - 2015. - Т.1: Организация нотариального дела. - 268 с.
  27. Долгов, М.А. Нотариат в российском государстве: история и современность / М.А. Долгов. - Москва: Издательство РГТЭУ. - 2005. - С.78.
  28. Курбанов, Р.А. Нотариат: учебное пособие. - Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова / Р.А. Курбанов. - 2017. - 567 с.
  29. Нотариат: учебник / под ред. Ралько В.В., Репиной Н.В., Дударева А.В., Фомина В.А. - Москва: ЮСТИЦИЯ. - 2016. - 214 с.
  30. Панов, Л.С. История нотариата в Вологодской области / Л.С. Панов; Федеральная нотариальная палата, Нотариальная палата Вологодской области. - Вологда: Полиграф-Книга. - 2012. - 124 с.
  31. Пепеляева, С.Г. Налоговое право: учебник / С.Г. Перепеляева. - Москва: Юристъ. - 2016. - 796 с.
  32. Пономарев, А.Ф. Из истории российского нотариата // Нотариат в России: сборник статей. - Москва: Наука. - 2001. - С.144-156.
  33. Ралько, В.В., Репин, Н.В., Дударев, А.В., Фомин, В.А. Нотариат: Учебник. - Москва: Юстиция. - 2016. - 224 с.
  34. Романовская, О.В. Нотариат в Российской Федерации: Проблемы развития / О.В. Романовская, Г.Б. Романовский. - Санкт-Петербург: Юридический Центр "Пресс". - 2006. - 335 с.
  35. Романовский, Г.Б., Романовская, О.В. Организация нотариата в России / Г.Б. Романовский, О.В. Романовская. - Москва. - 2015. - 125 с.
  36. Сазонова, М.И. Круглый стол: современное состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его реформирования // Нотариальный вестник. - 2010. - №4. - С.4-25.
  37. Смирнов, С.В., Калиниченко, Т.Г., Бочковенко, В.А. О контроле в сфере нотариата в свете грядущей реформы // Российская юстиция. - 2015. - № 9. - С.33-39.
  38. Стешенко, Л.А. Нотариат в Российской Федерации / под ред. Л.А. Стешенко, Т.М. Шам6а. - Москва: Норма. - 2001. - 416 с.
  39. Сычев, О.М. О времени возникновения нотариата в России: историко-правовой анализ // Нотариальный вестник. - 2008. - № 7. - С.46-57.
  40. Тарбагаева, Е.Б. Организация и деятельность нотариата в Российской Федерации. - Санкт-Петербург. - 2006. - 205 с.
  41. Терехов, Е.В. История развития и становления нотариата // Актуальные проблемы политики и права. Межвузовский сборник научных статей. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ. - 2005. - Выпуск 8. - С.93-99.
  42. Цечоев, В.К. История органов и учреждений юстиции России / В.К. Цечоев. - Москва: Юрайт. - 2016. - 456 с.
  43. Черемных, Г.Г., Черемных, И.Г. Нотариальное право: учебник / под ред. Ю.А. Дмитриева. - Москва: Издательство "Эксмо". - 2014. - 416 с.
  44. Черемных, И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. - Москва / И.Г. Черемных. - 1999. - 223 с.
  45. Черемных, И.Г. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности: Автореферат диссертации доктора юридических наук / И.Г. Черемных. - Москва. - 2015. - 54 с.
  46. Шевченко, С.Н. Контроль Министерства юстиции Российской Федерации в сфере небюджетного нотариата: пробелы нормативного регулирования и пути совершенствования // Актуальные проблемы юриспруденции и пути решения: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Омск. - 2016. - С.36-39.
  47. Шевченко, С.Н. Пробелы нормативного регулирования уровня тарифов, взимаемых нотариусами // Вестник Омского университета. Серия "Право". - 2015. - № 3 (40). - С.171-174.
  48. Ярков, В.В. Настольная книга нотариуса: учебно-методическое пособие / Авторский коллектив Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников. - Москва: Волтерс Клувер. - 2015. - Том 1. - 81 с.