Файл: Изучение понятия государственной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подытоживая ᅚизложенное, ᅚприходим ᅚк ᅚвыводу, ᅚчто ᅚв ᅚРоссии субъектами ᅚправа ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚвыступают: ᅚ«граждане ᅚРФᅚвсех ᅚнациональностей» ᅚкак ᅚсубъекты ᅚправа ᅚпользования ᅚобъектами собственности ᅚроссийского ᅚнарода; ᅚграждане ᅚРФ ᅚкак ᅚсубъекты ᅚпользования объектами ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚ(собственности ᅚроссийского государства). ᅚОднако, ᅚпо ᅚнашему ᅚмнению, ᅚв ᅚдемократическом ᅚобществе ᅚи социально-ориентированном ᅚгосударстве ᅚсубъектами ᅚправа государственной ᅚсобственности ᅚдолжны ᅚвыступать ᅚотдельные ᅚличности.

2.2 Государственная собственность на землю

Государственная ᅚсобственность ᅚна ᅚземлю ᅚимеет ᅚсложный ᅚсостав. Согласно ᅚст. ᅚ214 ᅚГК ᅚРФ ᅚгосударственной ᅚсобственностью ᅚв ᅚРоссийской Федерации ᅚсчитается ᅚимущество, ᅚпринадлежащее ᅚна ᅚправе ᅚсобственности Российской ᅚФедерации ᅚ(федеральная ᅚсобственность), ᅚи ᅚимущество, принадлежащее ᅚна ᅚправе ᅚсобственности ᅚсубъектам ᅚРФ ᅚ–ᅚреспубликам, ᅚкраям, ᅚобластям, ᅚгородам ᅚфедерального ᅚзначения, ᅚавтономной ᅚобласти, ᅚавтономным ᅚокругам ᅚ(собственность ᅚсубъекта ᅚРФ).

От ᅚимени ᅚРФ ᅚи ᅚсубъектов ᅚРФ ᅚправа ᅚсобственника ᅚосуществляют органы ᅚгосударственной ᅚвласти ᅚв ᅚпределах ᅚих ᅚкомпетенции, ᅚустановленной актами, ᅚопределяющими ᅚстатус ᅚэтих ᅚорганов.

В ᅚслучаях ᅚи ᅚв ᅚпорядке, ᅚпредусмотренных ᅚфедеральными ᅚзаконами, указами ᅚПрезидента ᅚРФ ᅚи ᅚпостановлениями ᅚПравительства ᅚРФ, ᅚнормативными ᅚактами ᅚсубъектов ᅚРФ, ᅚпо ᅚих ᅚспециальному ᅚпоручению ᅚот ᅚих ᅚимени ᅚмогут выступать ᅚгосударственные ᅚорганы, ᅚорганы ᅚместного ᅚсамоуправления, ᅚа также ᅚюридические ᅚлица ᅚи ᅚграждане ᅚ(ст. ᅚ125 ᅚГК ᅚРФ).

Российская ᅚФедерация ᅚи ᅚее ᅚсубъекты ᅚосуществляют ᅚуправление ᅚи распоряжение ᅚземельными ᅚучастками, ᅚнаходящимися ᅚв ᅚих ᅚсобственности. Непосредственно ᅚже ᅚвладеют ᅚи ᅚпользуются ᅚтакими ᅚучастками ᅚюридические лица ᅚи ᅚграждане, ᅚкоторым ᅚнаходящиеся ᅚв ᅚгосударственной ᅚсобственности земельные ᅚучастки ᅚпредоставлены ᅚв ᅚпользование, ᅚпожизненное ᅚнаследуемое владение ᅚи ᅚв ᅚаренду.

Государство ᅚ(в ᅚлице ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚи ᅚее ᅚсубъектов) ᅚв земельных ᅚотношениях ᅚможет ᅚвыступать ᅚв ᅚодной ᅚиз ᅚдвух ᅚролей: ᅚв ᅚкачестве субъекта ᅚгосударственной ᅚвласти, ᅚустанавливающего ᅚнормы ᅚземельного законодательства, ᅚосуществляющего ᅚгосударственный ᅚконтроль ᅚза использованием ᅚземель ᅚи ᅚдругие ᅚфункции, ᅚназванные ᅚв ᅚст. ᅚст. ᅚ9 ᅚ–ᅚ10 ᅚЗК ᅚРФ, ᅚи ᅚв ᅚкачестве ᅚсобственника ᅚземельных ᅚучастков ᅚ–ᅚв ᅚпоследнем ᅚслучае ᅚоно ᅚпользуется ᅚтеми ᅚже ᅚправами ᅚи ᅚнесет ᅚте ᅚже обязанности, ᅚчто ᅚи ᅚдругие ᅚсобственники ᅚземельных ᅚучастков.


В ᅚсоответствии ᅚсо ᅚст. ᅚ124 ᅚГК ᅚРФ ᅚпри ᅚзаключении ᅚсделок ᅚс ᅚземлей ᅚи ᅚв иных ᅚотношениях, ᅚрегулируемых ᅚгражданским ᅚзаконодательством, ᅚРФ ᅚи ᅚее субъекты ᅚвыступают ᅚна ᅚравных ᅚначалах ᅚс ᅚиными ᅚучастниками ᅚэтих отношений ᅚ- ᅚгражданами ᅚи ᅚюридическими ᅚлицами.

В ᅚСоветском ᅚСоюзе ᅚв ᅚусловиях ᅚсуществования ᅚисключительной государственной ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю ᅚсуществовал ᅚединый государственный ᅚземельный ᅚфонд, ᅚкоторый ᅚне ᅚделился ᅚна ᅚсобственность непосредственно ᅚСоюза ᅚССР ᅚи ᅚсобственность ᅚсоюзных ᅚреспублик.

С ᅚобразованием ᅚнезависимого ᅚгосударства ᅚРоссийской ᅚФедерации входящие ᅚв ᅚего ᅚсостав ᅚреспублики, ᅚкрая, ᅚобласти, ᅚавтономная ᅚобласть, автономные ᅚокруга, ᅚгорода ᅚМосква ᅚи ᅚСанкт-Петербург признаны ᅚсубъектами ᅚРФ, ᅚобладающими ᅚправом ᅚгосударственной собственности ᅚна ᅚземлю. ᅚВозникла ᅚпроблема ᅚразграничения ᅚгосударственнойᅚсобственности ᅚна ᅚземлю ᅚмежду ᅚРФ ᅚи ᅚее ᅚсубъектами.

Впервые ᅚфедеральные ᅚземли ᅚбыли ᅚвыделены ᅚУказом ᅚПрезидента ᅚРФ ᅚотᅚ16 ᅚдекабря ᅚ1993 ᅚг. ᅚ№ ᅚ2144 ᅚ«О ᅚфедеральных ᅚприродных ᅚресурсах», ᅚоднако процедура ᅚпроведения ᅚразграничения ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚна землю ᅚбыла ᅚустановлена ᅚтолько ᅚФедеральным ᅚзаконом ᅚот ᅚ17 ᅚиюля ᅚ2001 ᅚг. ᅚ№ ᅚ101-ФЗ ᅚ«О ᅚразграничении ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю».

В ᅚсоответствии ᅚс ᅚним ᅚоснованием ᅚгосударственной ᅚрегистрации ᅚправа ᅚсобственности ᅚявлялись ᅚакты ᅚПравительства ᅚРФ ᅚоб ᅚутверждении ᅚперечней земельных ᅚучастков, ᅚна ᅚкоторые ᅚсоответственно ᅚу ᅚРФ, ᅚсубъектов ᅚРФ ᅚи муниципальных ᅚобразований ᅚвозникало ᅚправо ᅚсобственности ᅚпри разграничении ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю, ᅚа ᅚтакже вступившие ᅚв ᅚзаконную ᅚсилу ᅚсудебные ᅚрешения ᅚпо ᅚспорам, ᅚсвязанным ᅚс разграничением ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю.

Указанные ᅚперечни ᅚготовились ᅚв ᅚсоответствии ᅚс ᅚутвержденными Правительством ᅚРФ ᅚправилами ᅚспециально ᅚуполномоченным ᅚфедеральным органом ᅚисполнительной ᅚвласти ᅚпо ᅚимущественным ᅚотношениям ᅚсовместно ᅚсᅚдругими ᅚфедеральными ᅚорганами ᅚисполнительной ᅚвласти ᅚи ᅚсогласовывалисьᅚс ᅚорганами ᅚгосударственной ᅚвласти ᅚсубъектов ᅚРФ ᅚи ᅚорганами ᅚместного самоуправления. ᅚБыл ᅚутвержден ᅚцелый ᅚряд ᅚтаких ᅚперечней, ᅚоднако ᅚпрактика показала, ᅚчто ᅚпредусмотренная ᅚпроцедура ᅚих ᅚподготовки ᅚи ᅚсогласования настолько ᅚсложна, ᅚчто ᅚпроцесс ᅚразграничения ᅚгосударственной собственности ᅚна ᅚземлю ᅚгрозит ᅚзатянуться ᅚна ᅚдолгие ᅚгоды.


В ᅚсвязи ᅚс ᅚэтим ᅚФедеральным ᅚзаконом ᅚот ᅚ17 ᅚапреля ᅚ2006 ᅚг. ᅚ№ ᅚ53-ФЗ ᅚФЗ ᅚ«О ᅚразграничении ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю» ᅚбыл отменен, ᅚа ᅚФЗ ᅚо ᅚвведении ᅚв ᅚдействие ᅚЗК ᅚРФ[9] ᅚдополнен ᅚнормами, регламентирующими ᅚоснования ᅚтакого ᅚразграничения.

Установлено, ᅚчто ᅚизданные ᅚПравительством ᅚРФ ᅚдо ᅚ1 ᅚиюля ᅚ2006 ᅚг. ᅚакты об ᅚутверждении ᅚперечней ᅚземельных ᅚучастков, ᅚна ᅚкоторые ᅚсоответственно ᅚу РФ, ᅚсубъектов ᅚРФ ᅚи ᅚмуниципальных ᅚобразований ᅚвозникает ᅚправо собственности ᅚпри ᅚразграничении ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю, являются ᅚоснованием ᅚдля ᅚгосударственной ᅚрегистрации ᅚправа собственности ᅚна ᅚземельные ᅚучастки, ᅚно ᅚв ᅚдальнейшем ᅚрегистрация указанного ᅚправа ᅚбудет ᅚосуществляться ᅚнепосредственно ᅚпри ᅚналичии указанных ᅚв ᅚзаконе ᅚоснований.

Соответственно, ᅚФЗ ᅚ«О ᅚгосударственной ᅚрегистрации ᅚправ ᅚна недвижимое ᅚимущество ᅚи ᅚсделок ᅚс ᅚним» ᅚдополнен ᅚновой ᅚст. ᅚ30.1, ᅚв соответствии ᅚс ᅚкоторой ᅚгосударственная ᅚрегистрация ᅚправа ᅚсобственности РФ, ᅚсубъекта ᅚРФ ᅚили ᅚмуниципального ᅚобразования ᅚна ᅚземельный ᅚучасток при ᅚразграничении ᅚгосударственной ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю ᅚосуществляется ᅚна ᅚосновании ᅚзаявления ᅚисполнительного ᅚоргана ᅚгосударственной ᅚвласти или ᅚоргана ᅚместного ᅚсамоуправления ᅚлибо ᅚдействующего ᅚпо ᅚих ᅚпоручению лица. ᅚЭто ᅚже ᅚположение ᅚперешло ᅚв ᅚновый ᅚФедеральный ᅚзакон ᅚот ᅚ13.07.2015 ᅚ№ ᅚ218-ФЗ ᅚ«О ᅚгосударственной ᅚрегистрации ᅚнедвижимости»[10].

В ᅚтаком ᅚзаявлении ᅚдолжно ᅚбыть ᅚуказано ᅚоснование ᅚвозникновения права ᅚсобственности ᅚРФ, ᅚсубъекта ᅚРФ ᅚили ᅚмуниципального ᅚобразования ᅚна земельный ᅚучасток. ᅚПостановлением ᅚПравительства ᅚРФ ᅚот ᅚ30 ᅚиюня ᅚ2006 ᅚг. ᅚ№ ᅚ404 ᅚутвержден ᅚперечень ᅚдокументов, ᅚнеобходимых ᅚдля ᅚгосударственной регистрации ᅚправа ᅚсобственности ᅚданных ᅚсубъектов.

Согласно ᅚп. ᅚ10 ᅚст. ᅚ3 ᅚФЗ ᅚ«О ᅚвведении ᅚв ᅚдействие ᅚЗемельного ᅚкодекса Российской ᅚФедерации»[11] ᅚотсутствие ᅚгосударственной ᅚрегистрации ᅚправа собственности ᅚна ᅚземельные ᅚучастки, ᅚгосударственная ᅚсобственность ᅚна которые ᅚне ᅚразграничена, ᅚне ᅚявляется ᅚпрепятствием ᅚдля ᅚосуществления распоряжения ᅚими.

Однако ᅚраспоряжение ᅚземельными ᅚучастками, ᅚуказанными ᅚв ᅚст. ᅚ3.1 этого ᅚФЗ, ᅚт.е. ᅚтакими, ᅚкоторые ᅚотнесены ᅚк ᅚфедеральной ᅚсобственности, собственности ᅚсубъекта ᅚРФ ᅚили ᅚмуниципальной ᅚсобственности, осуществляется ᅚпосле ᅚгосударственной ᅚрегистрации ᅚправа ᅚсобственности ᅚна ᅚних ᅚ(если ᅚфедеральным ᅚзаконом ᅚне ᅚпредусмотрено ᅚиное).


Данным ᅚпунктом ᅚустановлен ᅚи ᅚпорядок ᅚраспоряжения ᅚтакими земельными ᅚучастками. ᅚПо ᅚобщему ᅚправилу ᅚраспоряжение ᅚземельными участками, ᅚгосударственная ᅚсобственность ᅚна ᅚкоторые ᅚне ᅚразграничена, осуществляется ᅚорганами ᅚместного ᅚсамоуправления ᅚмуниципальных ᅚрайоновᅚи ᅚгородских ᅚокругов. ᅚОднако ᅚв ᅚпоселениях, ᅚявляющихся ᅚадминистративнымиᅚцентрами, ᅚстолицами ᅚсубъектов ᅚРФ, ᅚраспоряжение ᅚтакими ᅚучастками осуществляется ᅚорганами ᅚместного ᅚсамоуправления ᅚуказанных ᅚпоселений только ᅚв ᅚтом ᅚслучае, ᅚесли ᅚзаконами ᅚсоответствующих ᅚсубъектов ᅚРФ ᅚне установлено, ᅚчто ᅚоно ᅚосуществляется ᅚисполнительными ᅚорганами государственной ᅚвласти ᅚсубъектов ᅚРФ.

При ᅚэтом ᅚв ᅚгородах ᅚМоскве ᅚи ᅚСанкт-Петербурге распоряжение ᅚземельными ᅚучастками, ᅚгосударственная ᅚсобственность ᅚна которые ᅚне ᅚразграничена, ᅚосуществляется ᅚорганами ᅚисполнительной ᅚвласти самих ᅚэтих ᅚсубъектов ᅚРФ, ᅚоднако ᅚих ᅚзаконами ᅚможет ᅚбыть ᅚустановлено, ᅚчто данные ᅚполномочия ᅚосуществляются ᅚорганами ᅚместного ᅚсамоуправления внутригородских ᅚмуниципальных ᅚобразований.

В ᅚсоответствии ᅚс ᅚЗаконом ᅚг. ᅚМосквы ᅚот ᅚ19 ᅚдекабря ᅚ2007 ᅚг. ᅚ№ ᅚ48 ᅚ«О землепользовании ᅚв ᅚгороде ᅚМоскве»[12] ᅚ(ст. ᅚ4), ᅚорганы ᅚисполнительной ᅚвласти г. ᅚМосквы ᅚосуществляют ᅚраспоряжение ᅚземельными ᅚучастками, находящимися ᅚв ᅚсобственности ᅚг. ᅚМосквы; ᅚземельными ᅚучастками, государственная ᅚсобственность ᅚна ᅚкоторые ᅚне ᅚразграничена; ᅚиными земельными ᅚучастками ᅚв ᅚсоответствии ᅚс ᅚфедеральным ᅚзаконодательством.

Этим ᅚЗаконом ᅚустановлено ᅚтакже, ᅚчто ᅚв ᅚслучаях, ᅚкогда ᅚфедеральными законами ᅚне ᅚустанавливается ᅚобязательность ᅚпередачи ᅚземельных ᅚучастков, находящихся ᅚв ᅚсобственности ᅚг. ᅚМосквы, ᅚили ᅚземельных ᅚучастков, государственная ᅚсобственность ᅚна ᅚкоторые ᅚне ᅚразграничена, ᅚв ᅚчастную собственность, ᅚпредоставления ᅚих ᅚна ᅚправе ᅚпостоянного ᅚ(бессрочного) пользования ᅚили ᅚбезвозмездного ᅚсрочного ᅚпользования, ᅚземельные ᅚучастки предоставляются ᅚгражданам ᅚи ᅚюридическим ᅚлицам ᅚисключительно ᅚв ᅚаренду. ᅚПри ᅚэтом ᅚземельные ᅚучастки, ᅚне ᅚподлежащие ᅚотчуждению ᅚиз государственной ᅚсобственности, ᅚв ᅚаренду ᅚдля ᅚстроительства ᅚгражданам ᅚи юридическим ᅚлицам ᅚне ᅚпредоставляются.

Исключения ᅚиз ᅚизложенных ᅚвыше ᅚправил ᅚразграничения государственной ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю ᅚмогут ᅚбыть ᅚпредусмотрены законодательством ᅚРФ ᅚоб ᅚавтомобильных ᅚдорогах ᅚи ᅚо ᅚдорожной деятельности.


Порядок ᅚопределения ᅚразмера ᅚарендной ᅚплаты, ᅚа ᅚтакже ᅚпорядок, условия ᅚи ᅚсроки ᅚвнесения ᅚарендной ᅚплаты ᅚза ᅚиспользование ᅚземельных участков, ᅚгосударственная ᅚсобственность ᅚна ᅚкоторые ᅚне ᅚразграничена, устанавливаются ᅚорганами ᅚгосударственной ᅚвласти ᅚсубъектов ᅚРФ ᅚ(если ᅚиное не ᅚпредусмотрено ᅚФЗ ᅚ«О ᅚГосударственной ᅚкомпании ᅚ«Российские автомобильные ᅚдороги» ᅚи ᅚо ᅚвнесении ᅚизменений ᅚв ᅚотдельные законодательные ᅚакты ᅚРоссийской ᅚФедерации»[13]).

В ᅚ2014 ᅚг. ᅚЗК ᅚРФ ᅚбыл ᅚсущественно ᅚдополнен ᅚнесколькими ᅚглавами, посвященными ᅚрегламентации ᅚотношений, ᅚсвязанных ᅚс ᅚгосударственной ᅚи муниципальной ᅚсобственностью ᅚна ᅚземлю: ᅚуточнен, ᅚупорядочен ᅚи детализирован ᅚпорядок ᅚпредоставления ᅚземельных ᅚучастков, ᅚнаходящихся ᅚв государственной ᅚили ᅚмуниципальной ᅚсобственности, ᅚустановления сервитута ᅚна ᅚтаких ᅚучастках, ᅚвосполнены ᅚсуществовавшие ᅚдо ᅚпоследнего времени ᅚпробелы ᅚв ᅚзаконодательстве, ᅚсвязанные ᅚс ᅚопределением ᅚпорядка обмена ᅚземельных ᅚучастков, ᅚнаходящихся ᅚв ᅚгосударственной ᅚили муниципальной ᅚсобственности, ᅚна ᅚземельные ᅚучастки, ᅚнаходящиеся ᅚв частной ᅚсобственности, ᅚперераспределения ᅚземель ᅚи ᅚземельных ᅚучастков, находящихся ᅚв ᅚгосударственной ᅚили ᅚмуниципальной ᅚсобственности, безвозмездной ᅚпередачи ᅚземельных ᅚучастков, ᅚнаходящихся ᅚв ᅚфедеральной собственности, ᅚв ᅚмуниципальную ᅚсобственность ᅚили ᅚв ᅚсобственность ᅚсубъектов ᅚРФ; ᅚвведен ᅚпорядок ᅚиспользования ᅚземель ᅚили ᅚземельных ᅚучастков, находящихся ᅚв ᅚгосударственной ᅚили ᅚмуниципальной ᅚсобственности, ᅚбез предоставления ᅚземельных ᅚучастков ᅚи ᅚустановления ᅚсервитута.

2.3 Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы

Природные ᅚресурсы ᅚмогут ᅚнаходиться ᅚв ᅚгосударственной ᅚфедеральной собственности ᅚи ᅚсубъектов ᅚРоссийской ᅚФедерации, ᅚсоответственно, природные ᅚресурсы ᅚмогут ᅚпринадлежать ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚи ᅚсубъектам Российской ᅚФедерации.

Начать ᅚнужно ᅚс ᅚтого, ᅚчто ᅚпод ᅚгосударственной ᅚсобственностью ᅚв Гражданском ᅚкодексе ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚпонимается ᅚимущество, принадлежащее ᅚна ᅚправе ᅚсобственности ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚ(федеральнаяᅚсобственность), ᅚи ᅚимущество, ᅚпринадлежащее ᅚна ᅚправе ᅚсобственности субъектам ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚ–ᅚ республикам, ᅚкраям, областям, городам ᅚфедерального ᅚзначения, ᅚавтономной области, ᅚавтономным округам ᅚ(собственность ᅚсубъекта ᅚРоссийской Федерации).