Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие понятие собственности и государственной собственной
1.1 Право собственности как основа вещных прав
1.2 Понятие и виды государственной собственности в РФ
2.1 Субъекты права на государственную собственность в России
2.2 Государственная собственность на землю
2.3 Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы
Пункт ᅚ«д» ᅚстатьи ᅚ72 ᅚКонституции ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚк ᅚпредметам совместного ᅚведения ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚи ᅚсубъектов ᅚРоссийской Федерации, ᅚособо ᅚохраняемые ᅚприродные ᅚтерритории. ᅚНапомним, ᅚчто ᅚв соответствии ᅚс ᅚпунктом ᅚ«ж» ᅚстатьи ᅚ2 ᅚФедерального ᅚзакона ᅚРоссийской Федерации ᅚот ᅚ14 ᅚмарта ᅚ1995 ᅚгода ᅚ№ ᅚ33-ФЗ «Об ᅚособо ᅚохраняемых территориях»[14], ᅚк ᅚтаковым ᅚотносятся ᅚлечебно-оздоровительные местности ᅚи ᅚкурорты.
Итак, ᅚвопросы ᅚвладения, ᅚпользования ᅚи ᅚраспоряжения ᅚприродными лечебными ᅚресурсами ᅚнаходятся ᅚв ᅚсовместном ᅚведении ᅚРоссийской Федерации ᅚи ᅚсубъектов ᅚРоссийской ᅚФедерации[15]. ᅚЭто ᅚположение ᅚпункта ᅚ2 находит ᅚсвое ᅚотражение ᅚпрактически ᅚво ᅚвсех ᅚположениях ᅚо ᅚпризнании территорий ᅚлечебно-оздоровительными ᅚместностями ᅚи ᅚкурортами.
В ᅚсоответствии ᅚс ᅚЗаконом ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚот ᅚ21 ᅚфевраля ᅚ1992 ᅚгода ᅚ№ ᅚ2395-1 ᅚ«О ᅚнедрах»[16] ᅚгосударственная собственность ᅚна ᅚнедра (кроме ᅚобщераспространенных ᅚполезных ᅚископаемых) ᅚпредполагает основной ᅚспособ ᅚосуществления ᅚправа ᅚсобственности ᅚ–ᅚсистему ᅚлицензирования ᅚнедропользования.
Законодательство ᅚуказывает ᅚна ᅚто, ᅚчто ᅚот ᅚимени ᅚгосударства ᅚправа собственности ᅚосуществляют ᅚуполномоченные ᅚна ᅚто ᅚорганы.
Учитывая ᅚто ᅚобстоятельство, ᅚчто ᅚсреди ᅚдействующих ᅚфедеральных законодательных ᅚактов ᅚмы ᅚне ᅚнаходим ᅚакта, ᅚопределяющего уполномоченный ᅚфедеральный ᅚорган, ᅚосуществляющий ᅚправа ᅚсобственника, можно ᅚпредположить, ᅚчто ᅚв ᅚкачестве ᅚтакового ᅚна ᅚсегодняшний ᅚдень выступает ᅚсамо ᅚПравительство ᅚРоссийской ᅚФедерации.
В ᅚотношении ᅚуполномоченных ᅚорганов ᅚгосударственной ᅚвласти субъектов ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚможно ᅚсказать, ᅚчто ᅚтаковые ᅚопределяются региональными ᅚвластями.
Приведем ᅚпример ᅚиз ᅚсудебной ᅚпрактики, ᅚподтверждающий, ᅚчто ᅚв отношении ᅚобъектов, ᅚнаходящихся ᅚв ᅚфедеральной ᅚсобственности, ᅚправо собственности ᅚмогут ᅚиметь ᅚтолько ᅚфедеральные ᅚорганы ᅚгосударственной власти.
В ᅚФедеральном ᅚарбитражном ᅚсуде ᅚСеверо-Кавказского ᅚокруга 2 ᅚавгуста 2006 ᅚгода ᅚсостоялось ᅚслушание ᅚдела ᅚ№ ᅚА15-1992/2005 ᅚв ᅚкассационной ᅚинстанции. ᅚВ ᅚходе ᅚсудебного ᅚзаседания ᅚбыла рассмотрена ᅚкассационная ᅚжалоба ᅚПравительства ᅚРеспублики ᅚДагестан ᅚна решение ᅚсудьи ᅚАрбитражного ᅚсуда ᅚРеспублики ᅚДагестан ᅚот ᅚ25 ᅚянваря ᅚ2006 года ᅚи ᅚПостановление ᅚапелляционной ᅚинстанции ᅚот ᅚ24 ᅚапреля ᅚ2006 ᅚгода[17].
В ᅚсудебном ᅚзаседании ᅚбыло ᅚустановлено, ᅚчто ᅚпрокурор ᅚРеспублики Дагестан ᅚобратился ᅚв ᅚарбитражный ᅚсуд ᅚс ᅚзаявлением ᅚо ᅚпризнании недействительным ᅚраспоряжения ᅚПравительства ᅚРеспублики ᅚДагестан ᅚот ᅚ25 ᅚмая ᅚ2005 ᅚгода ᅚ№ ᅚ129-р ᅚ«Об ᅚутверждении ᅚперечня земельных участков ᅚрекреационного ᅚназначения, ᅚпредлагаемых ᅚдля ᅚпроведения ᅚторгов на ᅚправо ᅚзаключения ᅚдоговоров ᅚаренды ᅚсроком ᅚна ᅚ49 ᅚлет.
К ᅚучастию ᅚв ᅚделе ᅚв ᅚкачестве ᅚтретьих ᅚлиц, ᅚне ᅚзаявляющих самостоятельных ᅚтребований ᅚотносительно ᅚпредмета ᅚспора, ᅚпривлечены Министерство ᅚимущественных ᅚотношений ᅚРеспублики ᅚДагестан ᅚи Управление ᅚФедерального ᅚагентства ᅚкадастра ᅚобъектов ᅚнедвижимости ᅚпо Республике ᅚДагестан.
Решением ᅚот ᅚ25 ᅚянваря ᅚ2006 ᅚгода, ᅚоставленным ᅚбез ᅚизменения Постановлением ᅚапелляционной ᅚинстанции ᅚот ᅚ24 ᅚапреля ᅚ2006 ᅚгода, ᅚзаявлениеᅚудовлетворено.
Судебные ᅚакты ᅚмотивированы ᅚтем, ᅚчто ᅚземельные ᅚучастки рекреационного ᅚназначения, ᅚпредлагаемые ᅚПравительством ᅚРеспублики Дагестан ᅚдля ᅚпроведения ᅚторгов ᅚна ᅚправо ᅚзаключения ᅚдоговоров ᅚаренды, относятся ᅚк ᅚземлям ᅚкурорта ᅚфедерального ᅚзначения ᅚ«побережье ᅚКаспийского моря». ᅚЗемли ᅚкурортов ᅚфедерального ᅚзначения ᅚявляются ᅚземлями ᅚособо охраняемых ᅚприродных ᅚтерриторий ᅚфедерального ᅚзначения, ᅚкоторые признаются ᅚфедеральной ᅚсобственностью ᅚи ᅚнаходятся ᅚв ᅚведении федеральных ᅚорганов ᅚгосударственной ᅚвласти. ᅚПравительство ᅚРеспублики Дагестан ᅚне ᅚвправе ᅚраспоряжаться ᅚтакими ᅚземельными ᅚучастками.
В ᅚкассационной ᅚжалобе ᅚПравительство ᅚРеспублики ᅚДагестан ᅚпросит отменить ᅚвынесенные ᅚсудебные ᅚакты, ᅚв ᅚудовлетворении ᅚзаявления ᅚотказать по ᅚследующим ᅚоснованиям:
- земельные ᅚучастки ᅚне ᅚявляются ᅚфедеральной ᅚсобственностью, поскольку ᅚне ᅚвключены ᅚв ᅚреестр ᅚфедеральной ᅚсобственности;
- земельные ᅚучастки ᅚне ᅚявляются ᅚземлями ᅚкурорта ᅚфедерального значения ᅚ«побережье ᅚКаспийского ᅚморя», ᅚпоскольку ᅚпобережье ᅚКаспийского моря ᅚне ᅚотнесено ᅚк ᅚкурортам ᅚв ᅚпорядке, ᅚпредусмотренном ᅚФедеральным законом ᅚот ᅚ23 ᅚфевраля ᅚ1995 ᅚгода ᅚ№ ᅚ26-ФЗ ᅚ«О ᅚприродных ᅚлечебных ᅚресурсах, ᅚлечебно-оздоровительных местностях ᅚи ᅚкурортах»; ᅚпобережье ᅚКаспийского ᅚморя ᅚне ᅚвключено ᅚв Постановление ᅚПравительства ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚот ᅚ2 ᅚфевраля ᅚ1996 ᅚгода ᅚ№ ᅚ101 ᅚ«О ᅚФедеральной ᅚцелевой ᅚпрограмме ᅚ«Развитие ᅚкурортов федерального ᅚзначения»;
- Постановлением ᅚСовета ᅚМинистров ᅚРСФСР ᅚот ᅚ10 ᅚфевраля ᅚ1977 года ᅚ№ ᅚ105 ᅚ«Об ᅚотнесении ᅚпобережья ᅚКаспийского ᅚморя ᅚв ᅚДагестанской АССР ᅚк ᅚкурортам ᅚреспубликанского ᅚзначения» ᅚопределено ᅚтолько разрешенное ᅚиспользование ᅚземель ᅚпобережья ᅚКаспийского ᅚморя; ᅚна побережье ᅚКаспийского ᅚморя ᅚотсутствует ᅚкакой-либо федеральный курорт; ᅚземли ᅚна ᅚпобережье ᅚКаспийского ᅚморя ᅚу ᅚземлепользователей ᅚне изымались ᅚи ᅚвпоследствии ᅚпредоставлялись ᅚим ᅚв ᅚсобственность ᅚрешениями Совета ᅚМинистров ᅚДагестанской ᅚАССР ᅚи ᅚПравительства ᅚРеспублики Дагестан.
В ᅚотзыве ᅚна ᅚкассационную ᅚжалобу ᅚпрокурор ᅚвысказывается ᅚпротив удовлетворения ᅚжалобы. Изучив ᅚматериалы ᅚдела ᅚи ᅚвыслушав прокурора, ᅚФедеральный ᅚарбитражный ᅚсуд ᅚСеверо-Кавказского ᅚокруга ᅚсчитает, ᅚчто ᅚкассационная ᅚжалоба ᅚне ᅚподлежит удовлетворению.
Как ᅚустановлено ᅚсудебными ᅚинстанциями, ᅚПостановлением ᅚСовета Министров ᅚРСФСР ᅚот ᅚ10 ᅚфевраля ᅚ1977 ᅚгода ᅚ№ ᅚ105 ᅚ«Об ᅚотнесении ᅚпобережьяᅚКаспийского ᅚморя ᅚв ᅚДагестанской ᅚАССР ᅚк ᅚкурортам ᅚреспубликанского значения» ᅚв ᅚдополнение ᅚк ᅚПостановлению ᅚСовета ᅚМинистров ᅚРСФСР ᅚот ᅚ06 января ᅚ1971 ᅚгода ᅚ№ ᅚ11 ᅚ«Об ᅚутверждении ᅚперечня ᅚкурортов ᅚРСФСР, имеющих ᅚреспубликанское ᅚзначение» ᅚк ᅚкурортам ᅚреспубликанского (РСФСР) ᅚзначения ᅚотнесено ᅚпобережье ᅚКаспийского ᅚморя ᅚв ᅚДагестанской АССР ᅚот ᅚгорода ᅚМахачкалы ᅚдо ᅚграницы ᅚс ᅚАзербайджанской ᅚСССР (Махачкалинское, ᅚМанасское, ᅚКаякентское, ᅚСамурское ᅚвзморья).
Постановлением ᅚСовета ᅚМинистров ᅚ– ᅚПравительства ᅚРоссийской Федерации ᅚот ᅚ27 ᅚмая ᅚ1993 ᅚгода ᅚ№ ᅚ498 ᅚустановлены ᅚграницы ᅚи ᅚрежим ᅚокруга санитарной ᅚохраны ᅚкурортной ᅚзоны ᅚна ᅚпобережье ᅚКаспийского ᅚморя ᅚв Республике ᅚДагестан.
Распоряжением ᅚПравительства ᅚРеспублики ᅚДагестан ᅚот ᅚ25 ᅚмая ᅚ2005 года ᅚ№ ᅚ129-р ᅚутвержден ᅚПеречень ᅚземельных участков рекреационного ᅚназначения, ᅚпредлагаемых ᅚдля ᅚпроведения ᅚторгов на ᅚправо ᅚзаключения ᅚдоговоров ᅚаренды ᅚсроком ᅚна ᅚ49 ᅚлет. ᅚДанные ᅚземельные участки ᅚнаходятся ᅚв ᅚграницах ᅚокруга ᅚсанитарной ᅚохраны ᅚкурорта федерального ᅚзначения ᅚ«Побережье ᅚКаспийского ᅚморя».
Прокурор ᅚРеспублики ᅚДагестан, ᅚполагая, ᅚчто ᅚПравительство Республики ᅚДагестан ᅚнеправомерно ᅚраспорядилось ᅚземельными ᅚучастками, находящимися ᅚв ᅚфедеральной ᅚсобственности, ᅚобратился ᅚв ᅚарбитражный ᅚсуд с ᅚрассматриваемым ᅚзаявлением.
Судебные ᅚинстанции ᅚправомерно ᅚудовлетворили ᅚзаявление.
В ᅚсоответствии ᅚс ᅚпунктами ᅚ1 ᅚПоложения ᅚо ᅚкурортах, ᅚутвержденного Постановлением ᅚСовета ᅚМинистров ᅚСССР ᅚот ᅚ5 ᅚсентября ᅚ1973 ᅚгода ᅚ№ ᅚ654, ᅚи статьей ᅚ45 ᅚОснов ᅚзаконодательства ᅚСоюза ᅚССР ᅚи ᅚсоюзных ᅚреспублик ᅚо здравоохранении, ᅚутвержденного ᅚЗаконом ᅚСССР ᅚот ᅚ19 ᅚдекабря ᅚ1969 ᅚгода, признание ᅚместности ᅚкурортом, ᅚустановление ᅚграниц ᅚокругов ᅚсанитарной охраны ᅚкурортов ᅚи ᅚопределение ᅚих ᅚрежима ᅚпроизводятся ᅚСоветом Министров ᅚСССР ᅚили ᅚСоветом ᅚМинистров ᅚсоюзной ᅚреспублики ᅚпо совместному ᅚпредставлению ᅚМинистерства ᅚздравоохранения ᅚСССР ᅚи ᅚВЦСПС ᅚили ᅚминистерства ᅚздравоохранения ᅚсоюзной ᅚреспублики ᅚи республиканского ᅚсовета ᅚпрофсоюзов, ᅚсогласованному ᅚс ᅚисполнительным комитетом ᅚсоответствующего ᅚместного ᅚСовета ᅚнародных ᅚдепутатов, ᅚна территории ᅚкоторого ᅚрасположен ᅚданный ᅚкурорт.
Согласно ᅚпунктам ᅚ5 ᅚи ᅚ13 ᅚПоложения ᅚо ᅚкурортах ᅚотнесение ᅚкурортов ᅚк курортам ᅚреспубликанского ᅚзначения ᅚпроизводится ᅚСоветом ᅚМинистров союзной ᅚреспублики ᅚпо ᅚсовместному ᅚпредставлению ᅚВЦСПС ᅚи ᅚминистерстваᅚздравоохранения ᅚсоюзной ᅚреспублики. ᅚУстановление ᅚграниц ᅚокругов санитарной ᅚохраны ᅚкурортов ᅚреспубликанского ᅚзначения ᅚи ᅚопределение ᅚих режима ᅚпроизводится ᅚСоветом ᅚМинистров ᅚсоюзной ᅚреспублики ᅚпо совместному ᅚпредставлению ᅚМинистерства ᅚздравоохранения ᅚсоюзной республики ᅚи ᅚреспубликанского ᅚсовета ᅚпрофсоюзов ᅚ(в ᅚРСФСР ᅚ– ᅚВЦСПС), ᅚсогласованному ᅚс ᅚисполнительным ᅚкомитетом ᅚсоответствующего ᅚСовета ᅚнародных ᅚдепутатов, ᅚна ᅚтерритории ᅚкоторого ᅚрасположен ᅚкурорт.
Довод ᅚПравительства ᅚРеспублики ᅚДагестан ᅚо ᅚтом, ᅚчто ᅚземельные участки ᅚне ᅚявляются ᅚземлями ᅚкурорта ᅚфедерального ᅚзначения ᅚ«Побережье Каспийского ᅚморя», ᅚпоскольку ᅚпобережье ᅚКаспийского ᅚморя ᅚне ᅚотнесено ᅚк курортам ᅚв ᅚпорядке, ᅚпредусмотренном ᅚФедеральным ᅚзаконом ᅚ«О ᅚприродных ᅚлечебных ᅚресурсах, ᅚлечебно-оздоровительных местностях ᅚи курортах», ᅚне ᅚсоответствует ᅚдействующему ᅚзаконодательству. ᅚЗаконы ᅚи ᅚиные ᅚправовые ᅚакты ᅚзаконодательства ᅚСоюза ᅚСССР ᅚи ᅚРСФСР ᅚприменяются постольку, ᅚпоскольку ᅚне ᅚпротиворечат ᅚдействующему ᅚзаконодательству. Побережье ᅚКаспийского ᅚморя ᅚв ᅚДагестанской ᅚАССР ᅚот ᅚг. ᅚМахачкалы ᅚдо границы ᅚс ᅚАзербайджанской ᅚСССР ᅚ(Махачкалинское, ᅚМанасское, Каякентское, ᅚСамурское ᅚвзморья) ᅚотнесено ᅚк ᅚкурортам ᅚреспубликанского (РСФСР) ᅚзначения ᅚПостановлением ᅚСовета ᅚМинистров ᅚРСФСР ᅚот ᅚ10.02.77 ᅚг. ᅚ№ ᅚ105 ᅚ«Об ᅚотнесении ᅚпобережья ᅚКаспийского ᅚморя ᅚв ᅚДагестанской ᅚАССР ᅚк курортам ᅚреспубликанского ᅚзначения». ᅚПоскольку ᅚПравительство Российской ᅚФедерации ᅚне ᅚустановило ᅚиные ᅚграницы ᅚи ᅚрежим ᅚокруга санитарной ᅚохраны ᅚкурорта ᅚфедерального ᅚзначения ᅚ«Побережье ᅚКаспийского ᅚморя» ᅚ(пункт ᅚ4 ᅚстатьи ᅚ32 ᅚФедерального ᅚзакона ᅚ«Об ᅚособо ᅚохраняемых природных ᅚтерриториях» ᅚи ᅚпункт ᅚ2 ᅚстатьи ᅚ16 ᅚФедерального ᅚзакона ᅚ«О природных ᅚлечебных ᅚресурсах, ᅚлечебно-оздоровительных местностях ᅚи ᅚкурортах»), ᅚграницы ᅚокруга ᅚсанитарной ᅚохраны ᅚданного курорта ᅚопределяются ᅚна ᅚосновании ᅚПостановления ᅚСовета ᅚМинистров ᅚ-ᅚПравительства ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚот ᅚ27 ᅚмая ᅚ1993 ᅚгода ᅚ№ ᅚ498.
В ᅚсоответствии ᅚс ᅚпунктом ᅚ2 ᅚраздела ᅚ1 ᅚприложения ᅚ№ ᅚ1 ᅚк Постановлению ᅚВерховного ᅚСовета ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚот ᅚ27 ᅚдекабря ᅚ1991 ᅚгода ᅚ№ ᅚ3020-1 ᅚ«О ᅚразграничении государственной ᅚсобственности в ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚна ᅚфедеральную ᅚсобственность, ᅚгосударственную собственность ᅚреспублик ᅚв ᅚсоставе ᅚРоссийской ᅚФедерации, ᅚкраев, ᅚобластей, автономной ᅚобласти, ᅚавтономных ᅚокругов, ᅚгородов ᅚМосквы ᅚи ᅚСанкт-Петербурга ᅚи ᅚмуниципальную ᅚсобственность» ᅚкурорты, ᅚимеющие общереспубликанское ᅚзначение, ᅚявляются ᅚобъектами, ᅚотносящимися исключительно ᅚк ᅚфедеральной ᅚсобственности. ᅚВ ᅚсилу ᅚпункта ᅚ6 ᅚстатьи ᅚ2 Федерального ᅚзакона ᅚот ᅚ14 ᅚмарта ᅚ1995 ᅚгода ᅚ№ ᅚ33-ФЗ ᅚ«Об ᅚособо охраняемых ᅚприродных ᅚтерриториях» ᅚи ᅚстатьи ᅚ1 ᅚФедерального ᅚзакона ᅚ«О ᅚприродных ᅚлечебных ᅚресурсах, ᅚлечебно-оздоровительных местностях ᅚи ᅚкурортах» ᅚкурорты ᅚфедерального ᅚзначения, ᅚотносящиеся ᅚк особо ᅚохраняемым ᅚприродным ᅚтерриториям ᅚфедерального ᅚзначения ᅚ(пункт ᅚ1 статьи ᅚ95 ᅚЗемельного ᅚкодекса ᅚРоссийской ᅚФедерации), ᅚявляются федеральной ᅚсобственностью ᅚи ᅚнаходятся ᅚв ᅚведении ᅚфедеральных ᅚорганов государственной ᅚвласти. ᅚПоэтому ᅚсудебные ᅚинстанции ᅚобоснованно ᅚуказали на ᅚотсутствие ᅚу ᅚПравительства ᅚРеспублики ᅚДагестан ᅚправа ᅚраспоряжаться земельными ᅚучастками, ᅚнаходящимися ᅚв ᅚграницах ᅚокруга ᅚсанитарной ᅚохраныᅚкурорта ᅚфедерального ᅚзначения ᅚ«Побережье ᅚКаспийского ᅚморя», ᅚи признали ᅚнедействительным ᅚоспариваемое ᅚПостановление.
Довод ᅚПравительства ᅚРеспублики ᅚДагестан ᅚо ᅚтом, ᅚчто ᅚземельные участки, ᅚнаходящиеся ᅚв ᅚграницах ᅚокруга ᅚсанитарной ᅚохраны ᅚкурорта «Побережье ᅚКаспийского ᅚморя», ᅚне ᅚявляются ᅚфедеральной ᅚсобственностью, поскольку ᅚне ᅚвключены ᅚв ᅚреестр ᅚфедеральной ᅚсобственности, ᅚнеправомерен. ᅚВ ᅚсоответствии ᅚс ᅚпунктом ᅚ2 ᅚПоложения ᅚоб ᅚучете ᅚфедерального ᅚимущества ᅚи ᅚведении ᅚреестра ᅚфедерального ᅚимущества, ᅚутвержденного ᅚПостановлением Правительства ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚот ᅚ3 ᅚиюля ᅚ1998 ᅚгода ᅚ№ ᅚ696 ᅚ«Об организации ᅚучета ᅚфедерального ᅚимущества ᅚи ᅚведения ᅚреестра ᅚфедерального ᅚимущества», ᅚреестр ᅚфедерального ᅚимущества ᅚявляется ᅚфедеральной информационной ᅚсистемой, ᅚпредставляющей ᅚсобой ᅚсовокупность построенных ᅚна ᅚединых ᅚметодологических ᅚи ᅚпрограммно-технических ᅚпринципах ᅚгосударственных ᅚбаз ᅚданных, ᅚсодержащих ᅚперечни объектов ᅚучета ᅚи ᅚданные ᅚо ᅚних, ᅚподлежащая ᅚучету ᅚв ᅚГосударственном регистре ᅚбаз ᅚи ᅚбанков ᅚданных. ᅚПоэтому ᅚвнесение ᅚсведений ᅚв ᅚреестр федерального ᅚимущества ᅚносит ᅚучетный, ᅚа ᅚне ᅚправоустанавливающий характер.