Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и принципы политико-правовых основ конституционализма
1.1 Понятие Конституционализма.
1.2.1 Принцип суверенитета народа.
1.2.2 Принцип господства права или принцип правового государства.
1.2.3. Принцип разделения властей
2 глава. Становление современного конституционализма в России.
Глава 3. Политико-правовые основы конституционализма в Российской Федерации
3.1 Суверенитет, политический плюрализм и демократия
3.2. Федеративное и правовое государство
Введение
Конституционализм — это политико-правовой режим, заключающийся в конституировании индустриального (постиндустриального) общества и установлении в нем начал конституционности (гармонии, справедливости) с целью обеспечения его равновесного существования и развития путем воплощения в праве, правосознании, общественно-государственном устройстве идей (ценностей) приоритета конституционного законодательства, обеспечения человеческого достоинства, прав и свобод человека и гражданина, демократии и децентрализации, сильной государственной власти, свободы экономической деятельности, иных идей (ценностей), а также путем выделения в обществе социальных групп, способных отстаивать названные идеи (ценности).
Конституционализм - средство соорганизации всего комплекса введенных в обществе политико-правовых режимов. Конституционализм способен напрямую, без дополнения его отраслевыми правовыми регуляторами, определять ход общественных процессов. В то же время конституционализм сам является режимом, требующим определенного содержания от всех средств социальной регуляции. Как политико-правовой режим он конституирует государство, политическую систему, общество в целом, обеспечивая текущее общественное взаимодействие.
Основное предназначение конституционализма заключается во внесении в общество начал гармонии и справедливости. К идеям конституционализма обеспечивающим внесение в общество этих начал, можно отнести идеи прав и свобод человека, демократии, сильной государственной власти, федерализма, преемственности, верховенства права
По мнению А.Н.Кокотова, конституционное право выступает одновременно в двух качествах. Во-первых, как обычная отрасль права, имеющая собственный предмет правового регулирования - отношения по поводу формирования и функционирования верховной государственной власти. Во-вторых, как своеобразная «общая часть» национального права, объединяющая все его отрасли в единое, иерархически организованное целое, обеспечивающая общеправовое целеполагание и закрепление базовых для всех отраслей права ценностей, а также снятия межотраслевых противоречий. Интеграционный потенциал конституционного права раскрывается в масштабах всего общества. Оно призвано обеспечить существование и развитие общества как целостного организма на базе конституционных принципов. В совокупности ведущих конституционных принципов (прежде всего тех, что содержатся в главе I Конституции РФ) представляются социально-экономические, политико-управленческие, духовно-культурные устои российского общества. В качестве «общей части» национального права конституционное право вбирает в себя регулирующее содержание всех иных отраслей национального права; оно способно выступать вместе с нормами отраслевого законодательства, а при необходимости и вместо них при опосредовании отношений, входящих в сферу регулирования последних."
Итак, конституционализм, во-первых, задает содержание всех иных вводимых в обществе политико-правовых режимов, являясь средством их системной соорганизации; а, во-вторых, он выступает исключительной формофункционирования институтов верховной государственной власти.
Глава 1. Понятие и принципы политико-правовых основ конституционализма
1.1 Понятие Конституционализма.
Конституционализм - это система представлений и идей о развитом демократическом государственном строе, основанном на конституции. Это понятие включает также систему общественных отношений, основанных на конституции, в которой закреплены такие ценности, как полновластие народа, ограниченное вмешательство государства в дела общества, приоритет прав человека в обществе и государстве.
Конституционализм характеризуется наличием системы ценностей по справедливому устройству общества, в котором организация государственного и общественного строя учреждена и основана на конституции как основном законе. В этом законе четко определены границы и принципы взаимоотношений общества, государства и личности, где основной ценностью является свобода личности и обеспечение основных прав и свобод человека.
Наиболее полное представление о конституционализме основывается на системе конституционных идей и ценностей. Они лежат в основе всего представления о конституционализме. В современном обществе существуют разные представления об этих идеях. Но в любом случае они должны быть направлены на поиск и оценку справедливой модели общества. И эта модель должна отвечать двум основным критериям: народность государственной власти (вся власть от народа) и свобода личности как высшая ценность.
1.2 Принципы
Поскольку конституционализм является достаточно сложным понятием, кратко рассмотрим его содержательные характеристики. В Западной политологии обычно выделяют следующие основополагающие принципы конституционализма: принцип суверенитета народа; принцип законности или господства права (принцип правового государства); принцип разделения властей; принцип консенсуса; принцип легитимности; принцип плюрализма. Во всех федеративных государствах к указанным принципам добавляется принцип федерализма и верховенства федерального права над правом субъектов федерации.
1.2.1 Принцип суверенитета народа.
В гражданском обществе народ суверенен, т.е. над ним не довлеет никакой власти, кроме власти собственной воли и силы объединения. Пространство государственной власти определено общественным договором, конкретным воплощением которого является конституция. Все проблемы, противоречия в экономике, морали, культуре решаются силами самого общества без вмешательства государства. Во всех случаях не государство определяет жизнь гражданского общества, но гражданское общество определяет задачи государства. Отсюда суверенный народ должен обладать такими социально-экономическими и политическими средствами, которые обеспечивали бы реальное участие граждан в управлении делами общества и государства.
1.2.2 Принцип господства права или принцип правового государства.
Этот принцип означает, что в обществе и государстве существует приоритет, т.е. верховенство права над властью. Там, где конституционализм является определяющей чертой политического режима, конституция первична. Принцип господства права над властью означает, что все государственные органы и должностные лица – это всего лишь толкователи и исполнители конституции. Представительный орган, которому теоретически принадлежат неограниченные законодательные полномочия, – это прежде всего инструмент для придания праву, существующему независимо от государственной власти, законной формы.
1.2.3. Принцип разделения властей
предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Согласно этому принципу никакая ветвь власти не может пользоваться правами, предоставленными конституцией для другой ветви власти. Все три ветви власти, функционируя автономно друг от друга, обладают механизмами взаимного контроля и уравновешивания в процессе их взаимодействия.
1.2.4. Принцип консенсуса
предполагает согласие населения с данной формой правления, с данной конституционной политической системой. В политологии в этой связи современные государства подразделяются на консенсусные, частично консенсусные и неконсенсусные. Степень консенсусности основана на том, как долго общество развивается без революционных потрясений.
1.2.5. Принцип легитимности
связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин "легитимность" не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям о ней большинства граждан. Принцип легитимности связан с принципом консенсуса: если в обществе преобладает консенсус (т.е. согласие населения с данной формой правления, конституционной системой в целом), то существующая форма и режим правления легитимны.
1.2.6. Принцип плюрализма
означает, что в данном обществе все социальные группы, за исключением незаконных, имеют организационные (институциональные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей. Принцип плюрализма предполагает многообразие субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. Многочисленные "заинтересованные группы", в том числе политические партии, движения и государственные органы, в процессе взаимодействия сталкиваются, конкурируют и уравновешивают друг друга на основе демократического порядка, соблюдение которого, обусловленное консенсусом, является важным условием плюрализма. Содержание принципа плюрализма можно кратко выразить как единство в многообразии. Наличие в обществе плюрализма предотвращает монополизацию власти в одних руках.
1.2.7. Принцип федерализма
характерен только для государственных территориально -политических сообществ с федеративным устройством. Федеративное устройство является высшей формой автономии частей государства внутри единого государственного целого. С точки зрения конституционализма принцип федерализма обычно рассматривается как разграничение государственной власти по вертикали – между центральными (федеральными) органами и региональными органами власти. Как и разделение власти между ветвями правления по горизонтали, принцип федерализма используется в конституционном государстве как средство, препятствующее монополизации и злоупотреблению власти.
Рассмотренные выше принципы составляют единую теоретическую систему конституционализма, которой в реальной политической практике соответствуют конкретно-исторические модели со свойственной им спецификой взаимоотношений гражданского общества и государства. В настоящее время можно выделить две установившиеся модели конституционализма: англо-американскую и евроконтинентальную.
2 глава. Становление современного конституционализма в России.
Феномен конституционализма занимает приоритетное место в ряду критериев «измерения» общественного прогресса. Становление конституционализма крупнейшее событие всемирной истории цивилизации, связанное с эпохой крушения феодального миропорядка и революционной заменой абсолютистских режимов республиканскими. С конца XVIII в. идеи конституционализма приобретают нарастающее влияние на мировой конституционный процесс.
Конституционализм – категория всеобъемлющая, однако в ней можно выделять и страноведческие аспекты, несущие в себе специфику конституционно-правового развития конкретной страны (группы стран). Именно в ϶ᴛᴏм аспекте можно говорить о российском (французском, немецком, американском и пр.) конституционализме.
Конституционализм в России хотя и зародился позднее, чем в других государствах (Россия значительно дольше других стран оставалась в рамках абсолютно самодержавного режима), прошел достаточно длительный путь развития, характеризующийся противоречивостью, этапами становления, падения, возрождения основополагающих идей и принципов.
Конституционное развитие государства не следует связывать исключительно с принятием и сменой формальных конституций, крайне важно анализировать и учитывать становление (утверждение) конституционных идей и принципов, принятие актов конституционного характера высшими органами государственной власти и т. п. Исходя из ϶ᴛᴏго, в истории российского конституционализма можно выделить три периода: 1) досоветский (до октября 1917 г.); 2) советский (с октября 1917 г. до второй половины 1980-х гг.); 3) постсоветский (современный).
- В России на конституционном уровне закреплялись отказ от социалистической модели развития, монополии коммунистической партии, признание политического плюрализма и многопартийности, разделения власти, частной собственности и ϲʙᴏбоды предпринимательства;
- произошли изменения в системе государственной власти: принципиально изменилась избирательная система, были учреждены пост Президента РФ, двухуровневый представительный и законодательный орган (Съезд народных депутатов РФ и постоянно действующий Верховный Совет РФ) и Конституционный Суд РФ;