Файл: Управление прибылью в строительстве (Теоретические вопросы управления прибылью предприятия строительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические вопросы управления прибылью предприятия строительства

1.1 Понятие, виды прибыли

Существует множество определений прибыли. Рассмотрим некоторые их них[3].

В постсоветской литературе лучше всего сущность прибыли определена доктором экономических наук И.А. Бланком: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом, совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта, внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристике, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорий капитала - особым фактором производства - и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала[4].

Прибыль - поистине уникальная экономическая категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества.[5] За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, финансируются мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и расширению

1.2 Формирование, планирование и распределение прибыли предприятия

Глава 2. Анализ управления прибылью ОАО «Тюменская домостроительная Компания»

2.1. Характеристика предприятия ОАО «ТДСК»

2.2. Оценка эффективности управления прибылью

2.3 Мероприятие по повышению прибыли предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.

В современных условиях основа экономического развития прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

Актуальность исследования обусловлена тем, что именно прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия.

Цель курсовой работы – изучить процесс управления прибылью в строительстве.

Реализация данной цели требует постановки следующих задач:

- дать понятие прибыли, механизма ее формирования и распределения;

- изучить факторы влияющие на финансовый результат предприятия;

-проанализировать механизм формирования, распределения и управления прибылью на примере строительной организации.

Объект исследования курсовой работы - ОАО «Тюменская домостроительная Компания».

Предмет исследования финансовые результаты предприятия и пути повышения прибыли предприятия.

Структурно работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена теоретическим аспектам финансовых результатов предприятия. Вторая глава работы содержит анализ формирования, распределения и управления прибылью в ОАО «Тюменская домостроительная Компания».

Глава 1. Теоретические вопросы управления прибылью предприятия строительства


1.1 Понятие, виды прибыли

Эффективность производственной, инвестиционной и финан­совой деятельности выражается в финансовых результатах.

Для выявления финансового результата необ­ходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реали­зацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый ре­зультат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве вы­ручки и затрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсут­ствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйству­ющего субъекта.[1] Когда затраты превышают выручку, субъект хо­зяйствования получает убытки — это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое поло­жение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошиб­ки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.[2]

Существует множество определений прибыли. Рассмотрим некоторые их них[3].

В постсоветской литературе лучше всего сущность прибыли определена доктором экономических наук И.А. Бланком: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом, совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта, внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристике, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорий капитала - особым фактором производства - и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала[4].

Прибыль - поистине уникальная экономическая категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества.[5] За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, финансируются мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и расширению


Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Прибыль выполняет три основные функции[6]:

1) Учетная.

Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия.[7]

2)Распределительная.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

3) Стимулирующая.

Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. [8]Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.[9]

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения. Однако, прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.[10] Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств. В российской практике употребляются следующие понятия прибыли[11]. Валовая прибыль – прибыль, полученная от продажи товаров, без вычета общих управленческих расходов.


Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества - это финансовый результат не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сто­рону различных видов имущества, числящегося на балансе хозяйствующего субъекта. Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать свое имущество: здания, сооружения, оборудование, транспортные сродства, материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый же результат имеет место только при продаже пере­численных видов.[12] Он определяется как разница между выручкой от реализации имущества (за вычетом НДС) и их оста­точной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации, скор­ректированной на коэффициент инфляции. Влияние на величину прибыли до налогообложения оказывают и доходы и расходы от прочих операций. Финансовые результаты от прочих опе­раций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности[13].

Так как прибыль хотя и установлена законодательно, но не отражается в балансе целесообразно использовать тождественное (до принятия соответствующего нормативного документа) понятие балансовой прибыли. Чистая прибыль — часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство[14].

Объём чистой прибыли зависит от объёма валовой прибыли и величины налогов; исходя из объёма чистой прибыли, исчисляются дивиденды акционерам предприятия. Предприятия, получающие прибыль, имеют возможностью, часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций, - причем не только на расширение масштабов производства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрения новой техники т.д. [15]

Таким образом, получение фирмой прибыли сегодня создает не только стимулы для предпринимателя, но и реальные возможности для получения прибыли и в будущем. Важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание, заработать прибыль.


1.2 Формирование, планирование и распределение прибыли предприятия

Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.

Основные источники получения прибыли[16]:

1) первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта.

2) второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к меняющейся конъюнктуре. [17]

3) третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации своей продукции. Кроме того, в состав общей прибыли включаются[18]:

1) прибыль (или убытки) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т. е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия;

2) прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества, которая рассчитывается как разница между ценой продажи и остаточной стоимостью;

3) прочими доходы, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции, но значение которых усиливается в условиях развития предпринимательства.

При этом прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли): от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды; проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию; от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий; от работы казино, видеосалонов, игровых автоматов. [19]

Чистая прибыль направляется на финансирование производственного развития предприятия, удовлетворение потребительских и социальных нужд, финансирование социально-культурной сферы, отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы и другие цели.