Файл: Ответственность за нарушение закона о рекламе (Общая характеристика рекламы и история ее развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Общая характеристика рекламы и история ее развития

1.1 Реклама: понятие, признаки, правовое регулирование

1.2 Общие требования к рекламе

1.3 История развития рекламы за рубежом

1.4 История развития рекламы в России

Глава II. Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе

2.1 Подведомственность дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе

2.2 Рассмотрение заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

Глава III. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

3.1 Ответственность в соответствии с Законом "О рекламе"

3.2 Виды ответственности

​​​​​​​3.3 Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя рекламораспространителя

3.3.1 Ответственность рекламодателя

3.3.2 Ответственность рекламораспространителя.

3.3.3 Ответственность рекламопроизводителя

Заключение

Список литературы

2) Основанием административной ответственности является административное правонарушение и наличие соответствующей нормы, предусматривающей данную административную ответственность.

Административная ответственность наступает только в том случае, если конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность. Основанием уголовной ответственности является преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

3) Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения норм административного права. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к ней виновных в нарушении норм других отраслей права.

4) Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, регулирующих ее различные аспекты, а также государственных органов, имеющих право ее применять. Право привлечения виновных к административной ответственности предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях. Все эти органы относятся к аппарату государственного управления, и только в прямо предусмотренных законодательством случаях меры административной ответственности применяются судами. В отличие от этого уголовное наказание могут применять только суды; дисциплинарные - органы и лица, наделенные дисциплинарной властью; материальное – суды общей юрисдикции и хозяйственные суды.

5) Административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного взыскания. За преступления налагаются уголовные наказания, за дисциплинарные проступки дисциплинарные взыскания.

Административная ответственность имеет ряд особенностей:

1. Она менее сурова, чем уголовная, и не влечет за собой судимости лица, к которому применяется. Хотя здесь необходимо оговориться, что правовые последствия наложения административного взыскания все-таки имеются и определены законодателем во временном интервале в один год.

2. Административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного особого взыскания - не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо иного, а именно административного.

3. Административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе.


4. Меры административной ответственности налагаются специальными на то органами и должностными лицами.

5. Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, чем в уголовном и гражданском процессах.

Не до конца решен вопрос и об уголовной ответственности в рекламной деятельности. Согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако Уголовный ко­декс РФ, принятый почти спустя год после опубликования Феде­рального закона "О рекламе", подобного состава преступления не предусмотрел.

Иначе обстоит дело с правонарушением, предусмотренным тем же п. 2 ст. 31 Федерального закона "О рекламе", где говорится, что заведомо ложная реклама, совершенная с целью получения при­были (дохода) и причинившая существенный ущерб государствен­ным или общественным интересам либо охраняемым законом пра­вам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в со­ответствии с законодательством Российской Федерации. Это поло­жение Федерального закона нашло отражение в ст. 182 УК РФ, которая так и называется "Заведомо ложная реклама". Использо­вание в рекламе заведомо ложной информации относительно това­ров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и при­чинившее значительный ущерб, — наказывается штрафом в раз­мере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пери­од от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В сфере рекламы применяется и еще одна статья Уголовного кодекса РФ — 242. Она ввела уголовную ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от пяти до восьми месяцев либо лишения свободы на срок до двух лет за незаконное изготовление в целях распро­странения или рекламирования, распространение, рекламирова­ние порнографических материалов или предметов, а равно неза­конную торговлю печатными изданиями, кино- или видеоматериа­лами, изображениями или иными предметами порнографического характера


​​​​​​​3.3 Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя рекламораспространителя

В законе «О рекламе» имеется четкое разделение юридической ответственности между участниками рекламных правоотношений — рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, что не было сделано в преж­них нормативно-правовых актах. Как следствие, органы государ­ственного контроля и надзора за соблюдением рекламного законо­дательства были лишены возможности действенно обеспечивать законность в рекламной деятельности.

Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодатель­ства Российской Федерации о рекламе в части содержания инфор­мации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.Рекламопроизводителъ несет ответственность за нарушение законодательства Российской Фе­дерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.  Рекламораспространитель несет ответственность за на­рушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

3.3.1 Ответственность рекламодателя

Рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, которое является инициатором рекламного процесса, нуждающимся в рекламе, и заключает договор с рекламистом [9].

Если рекламодатель является профессиональным участником рынка ценных бумаг, то он обязан включить в рекламу свое имя, сведения о видах осуществляемой им на рынке ценных бумаг деятельности в соответствии с рекламным объявлением.

В соответствии со ст. 38 ФЗ 38 «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований таких как распространение недобросовестной и недостоверной рекламы; нарушение общих требований к рекламе; нарушение правил защиты несовершеннолетних в рекламе; это размещение рекламы товаров, реклама которых запрещена; это нарушение правил рекламы товаров при дистанционном способе продажи; также это нарушение правил рекламы стимулирующих мероприятий. Помимо этого в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах. Так же рекламодатель несет ответственность за нарушение сроков хранения рекламных материалов; за нарушение законодательно установленных правил рекламы алкогольной продукции, пива, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, оружия, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания, основанных на риске игр и пари, финансовых услуг, ценных бумаг, договора ренты.


3.3.2 Ответственность рекламораспространителя.

Рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени, печатных и электронных средств информации, средств наружной рекламы и иными способами).

Распространители рекламы – коммуникационные каналы, используемые рекламодателями и рекламопроизводителями для информирования потенциальных потребителей [10].

Средства массовой информации принимают на себя юридические риски и отвечают за факт предоставления документов рекламодателем о производителе. Рекламодатель за отказ предоставить в СМИ данные документы ответственность не несет. В случае отсутствия разрешительных документов штрафу подвергнется СМИ.

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение следующих требований:

1) нарушение общих требований законодательства о рекламе;

2) в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах;

3) нарушение сроков хранения рекламных материалов;

4) рекламу товаров, реклама которых не допускается;

5) нарушение правил рекламы товаров при дистанционном способе продажи;

6) нарушение правил рекламы стимулирующих мероприятий;

7) нарушение особенностей рекламы в телепередачах, на радио, в периодических печатных изданиях, рекламы при кино - и видеообслуживание, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях;

8. нарушение правил рекламы на транспортных средствах;

9. нарушение правил рекламы алкогольной продукции, пива, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, оружия, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания, основанных на риске игр и пари, финансовых услуг, ценных бумаг, договора ренты.


Требования, за нарушение которых предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя перечислены в частях 6 и 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе".

3.3.3 Ответственность рекламопроизводителя

Рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для рекламного распространения форму. Рекламопроизводитель (рекламное агентство) готовит проект договора с рекламодателем и принимает на себя подрядные обязательства по созданию рекламной продукции и размещению ее в средствах для рекламы. Совершаемым действием по договору подряда является, например, изготовление рекламного видеоролика, озвучивание рекламного текста и т. д.

Если обязательства рекламопроизводителя носят рекламный характер, то для снижения требований по исполнению обязательств со стороны рекламодателя можно заключить вместо подрядного договор оказания рекламных услуг. В этом случае исполнитель договора оказания услуг претендует на вознаграждение независимо от сдачи результата работ заказчику. Поэтому можно рекомендовать договор возмездного оказания услуг как для комплекса мероприятий, так и для применения на коротких этапах создания основного рекламного продукта (например, на этапах консультирования и исследования рынка).

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение перечисленных требований, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (статья 4.5 КоАП РФ).

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, а также руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа и их заместители.

В случае, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование (статья 28.7 КоАП РФ).