Файл: Метод наблюдения и особенности его использования в психологическим исследовании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Содержание пунктов схемы должно соответствовать общей задаче наблюдения.

2. В схеме должны описываться специфические акты поведения, соответствующие предмету исследования.

3. Каждый пункт схемы должен описывать только один способ, одну форму поведения.

4. Формулировка пункта должна охватывать достаточно широкий круг ситуаций, в которых может проявляться выделяемый поведенческий акт.

5. Пункты должны формулироваться в доступных и личностно значимых для наблюдателя понятиях.

6. Акты поведения, подлежащие наблюдению, должны описываться в настоящем времени.

2.3. Определение цели и задач наблюдения

Цель наблюдения – это то, для чего проводится наблюдение, что мы хотим в итоге получить, установить, проверить, выяснить и т. д. По сравнению с объектом и предметом наблюдения, цель наблюдения

практически совпадает с целью исследования.

Задача наблюдения – это то, что наблюдатель должен сделать, предпринять для достижения цели наблюдения. Поскольку достижение цели, как правило, осуществляется поэтапно, в наблюдении указываются несколько задач. Количество задач и их формулировки определяются сложностью цели, а также конкретными особенностями объекта, предмета и условий наблюдения.

В качестве примера можно привести следующие формулировки цели и задач наблюдения.

Цель наблюдения – установить степень влияния личности воспитателя д/с на ценностные ориентации детей.

Задачи наблюдения:

1. Выяснить какие ценностные ориентации и как проявляются в поведении детей в условиях их пребывания в д/с.

2. Определить особенности в поведении воспитателей, характеризующие специфику их личности.

3. Соотнести проявления ценностных ориентаций детей с характерными особенностями в поведении воспитателей.

2.4. Определение условий наблюдения

Условия наблюдения представляют собой совокупность факторов, определяющих своеобразие наблюдаемого процесса и хоть как-то (прямо или косвенно) влияющих на его течение.

К условиям наблюдения могут относиться: время и место наблюдения, особенности окружающей обстановки, характер деятельности, выполняемой объектом (или объектами) наблюдения, наличие посторонних лиц и т. д.


Выбор условий наблюдения определяется целями и задачами исследования, а также сложившимися на момент исследования обстоятельствами и имеющимися объективными возможностями.

Например, наблюдение за поведение учащихся может проводиться:

- в условиях школы и за ее пределами;

- в условиях учебной, трудовой, общественной, игровой и прочих видах деятельности;

- в условиях индивидуальной и совместной деятельности;

- в обычных и необычных условиях (например, стрессовых или экстремальных);

- в условиях информированности и не информированности о чем-либо;

- до и после определенных событий и т. д.[5]

2.5. Выбор способа наблюдения

Способ наблюдения – это то, как, каким образом, с помощью чего осуществляется наблюдение. По существу, способ наблюдения представляет собой определенный вид наблюдения или определенное сочетание отдельных элементов различных видов наблюдения, описанных выше. Выбор способа наблюдения определяется целями и задачами исследования, условиями наблюдения, а также возможностями наблюдателя.

В качестве примера приведем описание способа наблюдения за реакцией публики, который практиковал в своем театре В.Э. Мейерхольд в течение одного из театральных сезонов с тем, чтобы определить отношение публики к своим постановкам и некоторые закономерности восприятия публикой того или иного спектакля. Для наблюдения В.Э. Мейерхольд составлял специальную таблицу, в которой по вертикали указывал поведенческие реакции публики (сочувствие, напряженная тишина, смех, разговоры о происходящем, посторонние разговоры, шум, кашель, выходы из зала, шуршание обертками из-под конфет и т.д.), а по горизонтали – определенные моменты (эпизоды, сцены, акты, реплики, ремарки) спектакля. Наблюдатель, располагаясь в зале среди публики, должен был в определенные моменты спектакля фиксировать в таблице проявление той или иной реакции публики. Способ наблюдения, описанный в данном примере, представляет собой вариант включенного наблюдения с графической (табличной) формой регистрации наблюдаемых фактов.

2.6. Выбор способа регистрации наблюдаемого

Регистрация наблюдаемых вербальных и невербальных поведенческих признаков может осуществляться:


а) в графической форме с использованием "карандаша и бумаги" (дневниковые записи, специальные схемы, таблицы, бланки);

б) в технической форме с использованием фото-, видео- и аудиоаппаратуры, а также других технических средств.

Основное требование к регистрации результатов наблюдения состоит в том, что запись должна вестись на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемого события. Однако в реальных условиях наблюдения выполнение данного требования сопряжено с определенными трудностями, вытекающими, в частности, из необходимости соблюдения принципа невмешательства. Объекты наблюдения не должны знать, что за ними наблюдают и уж, тем более, что все особенности их поведения тут же регистрируются. Поэтому запись необходимо производить незаметно для наблюдаемых. В некоторых случаях можно, конечно, попытаться все запомнить, и затем по окончании наблюдения произвести соответствующие записи по памяти. Однако, понадеявшись на память, можно, тем не менее, что-то не вспомнить, упустить некоторые детали; возможна переоценка значимости того или иного события по истечении периода наблюдения и т. п.

В плане достижения некоторого эффекта "инкогнито" при ведении записей интересно использование символьной формы регистрации наблюдаемых поведенческих признаков. Например, характер межличностных отношений членов группы может фиксироваться символами согласия, принятия, симпатии (+), отклонения, отвержения, антипатии (-), безразличия, равнодушия (0), сомнения (?). удивления (!) и т.д. С помощью удвоения символов можно отразить и степень выраженности того или иного отношения в группе: например, (++) – значительная симпатия, (??) – большое сомнение, (!0) – небольшое удивление.

Как видим, при регистрации наблюдаемых фактов возможна не только фиксация самого наблюдаемого факта как такового по типу "да – нет", но и некоторая его оценка, измерение по определенным фиксированным критериям. В частности, можно оценивать наблюдаемое по следующим критериям:

а) количества (меньше – больше),

б) интенсивности (сильнее – слабее),

в) частоты проявления (чаще – реже),

г) скорости (быстрее – медленнее) и т. п.

В этом случае наблюдатель помимо собственно наблюдения выполняет и оценочную функцию, характерную для эксперта. Использование в наблюдении процедуры экспертного оценивания наблюдаемых фактов изменяет статус и самого метода, в результате чего метод наблюдения переходит в метод экспертных оценок (см. Экспертные оценки).


Среди факторов, оказывающих влияние на результаты наблюдения, большое значение принадлежит особенностям личности наблюдателя. Успех наблюдения во многом зависит от квалификации наблюдателя, уровня его интеллекта, от его коммуникативных навыков, организованности. Одним из основных качеств наблюдателя является добросовестность. Однако даже при наличии соответствующей квалификации, уровня интеллекта и добросовестного отношения к исполнению своих функций, наблюдатель, особенно не имеющий опыта наблюдения и соответствующей подготовки, может допускать разные ошибки.

2.7. Типичные ошибки наблюдателя

Типичными ошибками являются:

- подмена описания наблюдаемого факта мнением о нем;

- предубеждение (фиксация ограниченной совокупности

фактов в силу сложившейся установки, предвзятого отношения к объекту или предмету наблюдения, при игнорировании других фактов);

- заблуждение (выделение и фиксация не тех поведенческих признаков в силу неверного, ошибочного представления о предмете наблюдения: красноречие, например, принимается за проявление интеллекта или любая форма активности рассматривается как проявление агрессивности);

- эффект "ореола" (наблюдаемые факты рассматриваются через призму хорошего или плохого отношения к объекту наблюдения: при хорошем отношении значение наблюдаемого факта увеличивается, при плохом - уменьшается);

- ошибки, связанные с этническими, профессиональными и другими стереотипами восприятия;

- ошибки "узнавания" и "контраста" (склонность наблюдателя выделять и подчеркивать у наблюдаемых те черты и особенности поведения, которые присущи самому наблюдателю, или те, которые противоположны его чертам)[6].

Для того, чтобы на основе результатов наблюдения можно было делать правильные выводы и принимать правильные решения, они должны отвечать требованиям надежности (достоверности), обоснованности (валидности) и точности.

Надежными можно считать результаты такого наблюдения, которое, будучи проведенным в тех же условиях и на том же объекте наблюдения, даст такие же результаты, независимо от того, кем оно будет проведено. Другими словами, о надежности результатов наблюдения можно говорить в том случае, когда они воспроизводятся при повторении процедуры наблюдения.

Результаты наблюдения можно считать обоснованными, если совокупность фиксируемых поведенческих признаков соответствуют цели и предмету исследования, т.е. фиксируются именно те признаки, которые в действительности являются проявлением интересующих исследователя свойств наблюдаемого объекта. Например, наблюдение за тем, сколько раз ученик отвлекался на уроке при объяснении нового материала, может быть обоснованным при изучении устойчивости внимания ученика, его интереса к излагаемому материалу, но не является обоснованным в случае изучения, например, мотивов учения или особенностей памяти этого ученика.


Точность результатов наблюдения характеризуется правильностью и подробностью описания наблюдаемых фактов - насколько подробно и правильно (без ошибок и искажений) представлены изучаемые свойства наблюдаемого объекта в совокупности зафиксированных признаков, а также насколько соответствуют записи и оценки наблюдаемых явлений тому, что в действительности наблюдалось.

В целях повышения точности и достоверности результатов наблюдения необходимо скорректировать объем и сферу наблюдения в соответствии с возможностями наблюдателя. Необходимо учитывать особенности внимания, памяти, скорости переработки информации, индивидуальные личностные качествами и пристрастия наблюдателя.

Если в соответствии с задачами наблюдения предполагается фиксация большого количества показателей, и сфера наблюдения достаточно широкая, целесообразно подключить к наблюдению несколько наблюдателей. Одним, например, можно поручить наблюдение за одной группой испытуемых, другим - за другой. Третьим можно предложить вести наблюдение за вербальными проявлениями в поведении испытуемых (кто, что и когда сказал), четвертым - за особенностями невербального поведения (действия, жесты, мимика) и т. д. Однако, прежде чем допустить наблюдателей непосредственно к наблюдению, необходимо убедиться в том, насколько хорошо ими понята задача и насколько хорошо они подготовлены к ее выполнению, и в случае необходимости обеспечить прохождение ими соответствующей подготовки и обучения.

Подготовка наблюдателя предполагает:

- ознакомление с объектом и предметом наблюдения;

- указание на характерные особенности поведенческих признаков, подлежащих регистрации;

- разъяснение способа наблюдения, порядка и формы регистрации наблюдаемых фактов;

- выполнение соответствующих упражнений по приобретению практических навыков наблюдения, умения выделять значимые признаки, правильно и точно вести записи.

Требования к проведению наблюдения:

1. Целенаправленность. Наблюдение как метод исследования предполагает постановку чёткой, корректно сформулированной цели.

2. Объективность. Во время наблюдения фиксируются все факты, отвечающие задачам наблюдения, даже те, которые противоречат гипотезе и концепции исследования.

3. Наличие плана наблюдения. В плане определяются цель и предполагаемый результат наблюдения, объект, предмет, ситуация и способ наблюдения, выявляемые параметры и единицы наблюдения, продолжительность, способ регистрации наблюдаемого.