Файл: Метод наблюдения и особенности его использования в психологическим исследовании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов (протокола наблюдения, например, в форме таблицы) и формулирования промежуточных гипотез.

5. Учёт возможных ошибок. Исследователь должен знать типичные ошибки при проведении наблюдения, причины из возникновения (например, стереотипы восприятия) и способы их минимизации.

6. Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений. Ещё до начала наблюдения исследователь продумывает способ (способы), с помощью которого будет обрабатываться полученная информация.

7. Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. Количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным. Это значительно облегчает наблюдение и повышает степень достоверности его результатов. В то же время следует выбирать такое количество признаков, которое со всей возможной полнотой характеризует предмет наблюдения.

8. Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект[7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Этот метод считается одним из самых древних. Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце XIX века. Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической, социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии труда[8].

Виды наблюдений: полевое — в обычной жизни, лабораторное — в особых условиях, опосредованное, непосредственное, включенное, невключенное, прямое[9].

Важными особенностями наблюдения являются: невозможность или сложность повторного наблюдения, эмоциональная окрашенность наблюдения, связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.

Результаты данного метода обычно записываются в специальные протоколы. Наиболее объективные выводы можно сделать, если наблюдение проводит группа людей, т.к. представляется возможность обобщить разные результаты. Следует также соблюдать при наблюдении определённые требования: наблюдения не должны влиять на естественный ход событий; проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать; наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты; состоит из нескольких этапов.


Часто наблюдение путают с экспериментом. Но это два разных метода. Различие их в том, что при наблюдении: наблюдатель не влияет на процесс; наблюдатель регистрирует именно то, что наблюдает[10].

Есть определённый этический кодекс, разработанный Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association/APA). Этот кодекс подразумевает проведение наблюдений согласно определённым правилам и мерам предосторожности. В качестве примера можно привести следующие:

Если наблюдение планируется проводить в общественном месте, то получение согласия от участников эксперимента не обязательно. В противном случае требуется получить согласие.

Каждый человек, даже не являясь специалистом в области психологии, может использовать метод наблюдения для того, чтобы в случае необходимости получить данные касаемо какого-либо вопроса.

Вариантов наблюдения может быть огромное количество. Главное - это понять, что конкретно вы хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений[11].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. Т. 2. –М.: Педагогика, 1979. – 214 с. Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др. Общая пси-хология.М.:Феникс,2001.383с. 2.Выготский Л.С. Проблема обучения и развития в младшем школьном возрасте. - М.: Феникс, 2005. - 189 с.
  2. Вишняков И.А., Барханов П.В. Основы наблюдения в деятельности психолога: Учеб.-метод. пособие: [Для студентов психол.-пед. спец. при освоении курсов "Общ. основы психологии", Методология и методы психол.-пед. исследований", "Индивидуал. консультирование" и др.] / М-во образования Рос. Федерации, Ом. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003 - 75 с.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. - М: 2002. - 385с.
  4. Голубева Е.В., Тулынина А.Ю. Общий психологический практикум. Раздел III. Методы наблюдения и беседы. Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 96 с.
  5. Еремеев Б.А. Основные понятия психологии (из опыта профессиональной рефлексии) // Методология и история психологии. - 2006. -Т. 1. - С.41-54.
  6. Загвязинский В.И., Атаканов Р. Методология и методы психологического исследования. - М: Академия, 2001, - 291 с.
  7. Корниенко А.Ф. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие / Казанский пед. ун-т. - Казань, 2003. – 160 с.
  8. Макарова И.В. Психология: конспект лекций. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 314 с.
  9. Михалевская М.Б., Корнилова Т.В. Метод наблюдения в психологии // Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод. указания. Часть I / Под ред. М.Б. Михалевской. – М., 1985. – С. 112-139.
  10. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Учеб. пособие / Ин-т биологии и психологии человека. - СПб.: Речь, 2002. - 103 с.  
  11. Панова Т.В. Общая и экспериментальная психология: наблюдение: [учебно-методическое пособие] / Пензенский гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского — Пенза: ПГПУ, 2012. - 43 с.  
  12. Пятигорский А.М. Мышление и наблюдение: четыре лекции. - СПб.: Азбука-Аттикус, cop. 2016 - 188, [1] с.  
  13. Топильская О.А. Общий психологический практикум. Наблюдение. Беседа. Эксперимент: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям 030301.65 - Психология служебной деятельности, 030401.65 - Клиническая психология и направлению подготовки 0303400 - Психология. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2014. – 122 с.
  14. Шарапов А.О., Ярош О. М. Метод наблюдения в психологи: учебное пособие / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Белгородский гос. ун-т" — Белгород: Белгородский гос. ун-т, 2007. - 157, [1] с.  
  15. Шевченко Л.В. Наблюдение – метод фундаментальной психологии // Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – М., 2015. - С. 161-162.