Файл: История Украины .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 2250

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 11. Национально-государственное возрождение Украины в 1985-2002 гг.

План.

1. Предпосылки национально-государственного возрождения Украины, созданные в годы перестройки (1985-1991 гг.).

1.1. Диссидентское движение в Украине.

1.2. Основные направления политики перестройки.

1.3. Этапы выхода Украины из составы СССР.

2. Основные направления государственного строительства в Украине. Конституция 1996 года.

3. Основные направления внешней политики независимой Украины. Украинская диаспора.



Победа демократических сил во 2 мировой войне не привела к демократической жизни в Советском Союзе.

В нем сохранялась административно-командная система управления, которая выражалась в монополии коммунистической партии на власть.

1961 г.- 22 Съезд КПСС – взял курс на развернутое строительство коммунизма (за 20 лет построить материально-техническую базу коммунизма.)

Не имея ни какого экономического, социально-политического обоснования, этот курс выглядел очередной утопией.

Особая роль отводилась Украине, как главной житнице страны.

В связи с тем, что линия Хрущева на построение коммунизма провалилась, новому руководству во главе с Л. Брежневым необходимо было дать народу новые, более реальные ориентиры.

Такой новой идеей, «путеводной звездой» для народа, стала идея нового этапа в развитии советского общества – «развитой социализм»

Смысл ее в следующем:

«Развитой социализм» - промежуточный этап между социализмом и коммунизмом, который может длиться неопределенно долгое время».

В дальнейшем этот период получил наименование «застойного».

То есть для экономики Украины в 1970-1980 гг. было характерно сокращение производства и уменьшение темпов роста.

1.2. В такой обстановке активизировалась деятельность диссидентов. Диссиденты – это «несогласные» с лат. – люди, которые придерживаются отличных от государственных взглядов на важнейшие общественно-политические, экономические и культурные проблемы государства.

В Украине это были В. Черновил, В. Стус, Майборода, И. Драч, Антонов (они были подвержены преследованиям, уволены с работы, кроме Антонова).

Диссиденты создавали легальные и подпольные организации, выступали с протестами против политических арестов, демократизацию общества.

Диссидентское движение было проявлением национально-освободительного движения, направленного на демократизацию общественно-политической жизни, достижение настоящей независимости Украины, восстановление УГКЦ.

Усилие и жертвы диссидентов не были напрасными. Эти люди несли народу Украины правду, открыли Украину миру, их принципы стали базой для современного государственного строительства в независимой Украине.

в независимой Украине.

1975 г. - состоялось совещание глав правительств 35 стран Европы и Северной Америки в Хельсинки, в котором приняло участие СССР (Л.И. Брежнев).


На совещании был поставлен вопрос о соблюдении прав человека. СССР подписал заключительный протокол совещания, обязывающий его соблюдать права человека в стране (однако никогда не соблюдались).

Используя данную ситуацию, в стане возник ряд групп так называемых правозащитников. На Украине такую Хельсинскую группу преобразовали в Украинский Хельсинский Союз.

Цель: соблюдение прав человека и демократизация Украины. Не успев развернуть свою деятельность, руководитель группы - Руденко в 1977 г. был арестован (12 лет тюрьмы), а вскоре арестованы и др. члены союза.

К началу 80-х г.г. диссидентское движение на Украине было практически подавлено.

В начале 80 годов в Советском Союзе появились первые признаки кризиса, которые советское руководство назвало механизмом торможения:

- в экономике этот механизм проявился в падении темпов социально-экономического развития;

- в политический сфере – в разрушении связей между союзными республиками;

- в социальной сфере оно проявился в невыполнении планов жилищного строительства, недостатке продуктов питания и товаров первой необходимости. Возникают такие явления как проституция и наркомания.

В 1985году пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял М. Горбачев, который, опираясь на коммунистическую партию определил новое направление деятельности, которое состояло из экономических реформ, вошедших в историю под названием «перестройка»:

внедрение достижений научно-технического прогресса с целью повышения темпов социально-экономического развития.

Государство и предприятия стали приобретать заграничные технологические линии, которые так и не были установлены и запущены в производство.

Экономическая реформа 1985-1988 гг. не дала положительного результата, поэтому правительство решает внедрить новый механизм реформы:

изменение собственности на средства производства.

Вопрос о собственности стали решать путем образования кооперативов, акционерных обществ. Но этот процесс экономического эффекта не дал и привел к разрыву экономических связей.

Административно-командная система не оправдывала себя.

- следующим методом подъема экономики было создание рабочей демократии.

На предприятиях стали избирать директоров, всю ответственность за выполнение плана нес трудовой коллектив.

Внедрение рабочей демократии только на время замедлило экономический кризис и падение темпов производства.

1.3. Проведение экономических реформ требовало огромных финансовых вложений, инвестиций в Советский Союз уже не поступало, поэтому решать социально-экономические проблемы каждая республика должна была отдельно. Так возникли объективные предпосылки для выхода Украины из состава СССР.

Объективные предпосылки:

1. В Украине к 1990 году существовал мощный экономический потенциал, способный обеспечить всем необходимым население Украины.


2. Украина имела основу для построения новой структуры государственности Украины (существовали советы всех уровней и элементы финансовой системы (купоны)).

3. В Украине существовала реальный кадровый потенциал, который мог практически обеспечить функционирование государства.

4. Целостность территории Украины. Отсутствие особых противоречий по этому вопросу между этническими образованиями. (В 1939 году присоединена Западная Украина, а в 1954 г.- передача в состав УССР территории Крыма (в связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией, а также по инициативе Н. Хрущева – украинца по национальности).

5. Участие Украины в международных организациях (ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЕ (международная ассоциация атомной энергетики), что обеспечило возможность признание миром нового государства.


Политические или субъективные предпосылки выхода Украины из состава Советского Союза было созданы за время проведения политической реформы в Советском Союзе:

1. Принятие нового закона о выборах в марте 1989 года на альтернативной основе.

На 450 мест в Верховный Совет претендовало 3 тыс. кандидатов. Впервые за всю историю Советского Союза в Верховный Совет были избраны люди разных политических взглядов. Верховный Совет разделился на 2 лагеря – демократический и партийный.

Первым шагом в деятельности Верховного Совета стало принятие изменений к Конституции – была отменена 6 статья о монополии КПСС на политическую власть. Отмена этой статьи способствовало демократизации общественной жизни, появлению многих общественно-политических организаций и политических партий. Новые политические силы стали требовать выхода Украины из состава СССР.

Этим процессам способствовало:

1. Быстрый процесс возрождения национального самосознания населения республики.

2. Демократизация общественной жизни и формирование многопартийной системы.

3. События в Вильнюсе и Тбилиси усилили желание народа Украины самостоятельно решать свою судьбу мирным путем.

4. Наличие активной политической украинской диаспоры, которая влияла на политику Канады, США, Германии и Польши.


Значение политики «перестройки» для Украины:

  1. Получила шанс стать свободной независимой державой.

  2. Начался процесс демократизации.

  3. Стала возможной критика компартии.

  4. Началась перестройка экономики на рыночных началах.

  5. Активизировалась религиозная жизнь (в конце 80-х разрешена деятельность Греко-Католической церкви).

Украина в отличие от других Советских республик выходила из состава СССР поэтапно, мирным путем.

1 этап – это принятие Декларации о государственном суверенитете.

- Декларация предполагала размежевание полномочий между центральными органами власти Советского Союза и республиканскими органными власти. (Например, чтобы на территории Украины действовал закон Советского Союза, это закон должен быть ратифицирован Верховным Советом Украины).


- Декларация предусматривала размежевание собственности на территории Украины.

- Декларация определила основные направления внешней политики Украины. Украины определила свой статус как безъядерная страна.

2 этап выхода Украины из состава Советского Союза - стал «Акт о государственной независимости Украины», который был принят 24 августа 1991 года Верховным советом Украины в ответ на попытку государственного переворота в Советском Союзе.

19 августа 1991 года в Москве начался антигосударственный путч. Заговорщики коммунисты, организовав ГКЧП, пытались захватить власть в стране. Однако против них выступила демократические силы во главе с Б. Ельциным и одержали победу. После победы демократии в России, в Украине также запретили деятельность компартии.

Однако в 1993 году в Донецке был проведен съезд КПУ, восстановивший деятельность компартии Украины, лидер Симоненко).

3 этап – выборы президента на референдуме 1 декабря 1991 года.

На референдуме 90% населения Украины подтвердили Акт о государственной независимости и выхода их состава СССР.

4 этап – события 6-7 декабря 1991 года в Беловежской Пуще, где собрались руководители Советских республик и денонсировали (отменили) Союзный договор 1922 года. Советский Союз прекратил свое существование.


2 Основные направления государственного строительства в Украине.

Важными вехами на этапе формирования государственности стали:

  1. Фиксация границ. (Закон “Про государственные границы Украины”)

  2. Определение гражданства (Закон “Про гражданство Украины”)

  3. Признание национальной символики как государственной: государственный гимн “Ще не вмерла Украина” муз. М. Вербицкого, сине - желтое знамя, тризубец – малый герб Украины.

  4. Внедрение собственной денежной единицы. Введение национальной валюты – гривни.

  5. Создание собственных вооруженных сил – гаранта защиты государственной независимости, территориальной целостности и суверенитета страны. Была принята “Военная доктрина Украины”.

В целом процесс построения украинской армии имел управляемый и поступательный характер, но в его развертывании выявилось немало проблем. Это проблемы Черноморского флота, конверсии, кадров, социальной защиты военнослужащих и т.д.

2. Принятие Конституции 28 июня 1996 года.

В советской Украине действовали четыре Конституции —1919 г., 1929 г., 1937 г., 1978 г.

С провозглашением независимости в Украине разворачивается конституционный процесс — разработка и обсуждение разных вариантов новой Конституции, ее разделов и статей.

Конституционный процесс условно разделяют на два периода:

- І период — 1992—1994 гг.;

- II период — с 1994 г. к принятию Конституции 1996 г.

В 1 период была сформированная Конституционная комиссия во главе с Президентом Л. Кравчуком и Председателем Верховной Рады И. Плющом; в комиссию вошли также ученые-правоведы, судьи, работники правоохранительных органов, народные депутаты.


Результатом работы комиссии стало создание двух вариантов проекта Конституции, которые были вынесено на всенародное обсуждение.

Однако ни один из них принятый не был.

II период начался после внеочередных выборов Президента Украины и формирования нового состава Верховной Рады.

Конституционную комиссию возглавили Президент Украины Л. Кучма и Председатель Верховной Рады О. Мороз. Новые проекты создавались представителями разных политических партий.

Наиболее острыми проблемами были:

- механизм принятия Конституции,

- форма правления в Украине,

- вопрос собственности, избирательной системы, государственного языка и символики.

Вследствие разногласий между Президентом и Верховной Радой Л. Кучма издал Указ о проведении в сентябре 1996 г. Всеукраинского референдума относительно принятия Конституции Украины.

В поисках компромисса была создана Согласительная комиссия во главе с М. Сиротой. Были разрешены спорные вопросы.

В ночь на 28 июня 1996 г. большинством голосов депутатов Верховной Рады Конституция Украины была принята, ее текст подписали Президент Украины и Председатель Верховной Рады.

Был издан Указ Президента о введении в действие Конституции Украины.

Конституция включает 161 статью и 14 разделов (раздел 15 содержит «Переходные положения»).

Конституция Украины является демократической и имеет наивысшую юридическую силу.

Она определяет форму правления, государственное устройство, политический режим Украины как независимого, суверенного, правового государства.

Высочайшей социальной ценностью за Конституцией есть человек; Конституция определяет права, свободы и обязанности граждан Украины.

Вывод. Конституция Украины является Основным Законом, который закрепляет украинскую государственность и направлен на будущее развитие Украины.

Объединение прав и свобод граждан с обязанностями есть залогом демократического развития общества.

День 28 июня был объявлен национальным праздником Украины — Днем Конституции.

3. Приоритеты внешней политики Украины на рубеже XX—XXI столетий.

С провозглашением независимости Украина активно участвует в международной жизни. Стране было важно сформировать собственную систему внешнеполитической деятельности.

Основные принципы внешней политики Украины определенны в Декларации о государственном суверенитете Украины (1990 г.), принятой Верховной Радой, в нормативно-правовом акте Верховной Рады «Основные направления внешней политики Украины» (1993 г.), в Конституции Украины (1996).

Принципы внешней политики Украины такие:

1) невмешательство во внутренние дела других государств, взаимовыгодное, равноправное сотрудничество с ними;

2) отказ от участия в военных блоках;

3) участие в процессе ядерного разоружения (Украина стала безъядерным государством летом 1996 г.);