Файл: Практикум по политологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 9049

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Мотивация власти и тип личности*

Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия

Тест. Лидер

Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности

Тема 8

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*

Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

Тема 9 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Контрольные задания, вопросы, тесты

Деловая игра. Технология избирательной кампании

Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Права человека

Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий

Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры

Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?

Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России

Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ

Контрольные вопросы, задания, тесты

Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе

Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам

Тест Томаса

Тема 17ГЕОПОЛИТИКА

Контрольные вопросы, тесты, задания

Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира

Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА

Контрольные вопросы, задания, тесты

Основные подходы к обеспечению безопасности*

Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

имени академика ЮРИЯ БУГАЯ










Методические материалы к темам семинарских занятий по курсу
«политология»




Студента ______ курса _____________ группы


(Ф.И.О.)













Краматорськ – 2011

Тема 1

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Цель семинарского занятия: определение предмета политологии; зна­комство с ее историей, парадигмами, методами и категориями; выявление места политологии в системе гуманитарных наук; изучение основных функ­ций науки о политике; анализ роли политики в жизни общества.

Основные понятия: политика, политология, функции политологии, сравнительная политология, прикладная политология, парадигмы и школы политологии, методы политологии, предмет политологии, основные про­блемы исследования и изучения политической науки.

План семинара

  1. Понятие политики. Специфика политического.

  2. Предмет, методы и основные функции политологии.

  3. Парадигмы и школы политологии.

Контрольные вопросы, задания, тесты

  1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения со­ответствуют друг другу:

а) бихевиоризм;

б) политическая антро­пология;

в) политическая социо­логия;

г) исторический подход;

д) политика;

е) структурный функционализм;

ж) прикладная политология;

з) политико-культурологический подход;

и) политология;

к) позитивизм;

л) институционализм;

м) сравнительная политология;

н) системный подход;

о) политическая история;

п) политическая социализация;

р) политическая философия.

    1. наука, изучающая общие черты и особенности различных политических систем;

    2. наука, изучающая ценностные аспекты властных отношений, разрабатывающая нормативный подход к политике;

    3. наука, изучающая влияние родовых качеств личности, основных потребностей на политическое поведение;

    4. изучение политических явлений с точки зрения их развития;

    5. направление политической науки, основывающейся на эмпирических (прежде всего количественных) методах исследования, исходящее при анализе политических явлений из политического поведения индивидов или групп;

    6. наука, изучающая изменение политических институтов и норм в процессе эволюции общества;

    7. наука, изучающая все стороны политической жизни;

    8. метод политического исследования, направленный на выявление различных институтов и несхожих функций похожих институтов;

    9. наука, изучающая влияние общества, социальных организаций на политические процессы;

    10. направление в политической науке, изучающее политические организации, нормы и методы их деятельности;

    11. исследование политических процессов с точки зрения влияния на них норм, ценностей, установок и ориентаций индивидов и групп;

    12. функция политической науки, заключающаяся в формировании определенной политической культуры граждан, выработке политических знаний и навыков политического участия;

    13. «властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон);

    14. ориентация на изучение объекта как системы, раскрытие его целостности и создание единой теоретической картины;

    15. наука разрабатывающая различные политические технологии;

    16. ориентация на количественные и статистические методы исследований, освобождение политической науки от ценностей;


  1. Какие формы познания политики предшествовали политичес­кой науке?

  2. С именами каких мыслителей прошлого связано развитие по­литических исследований?

  3. Назовите причины, обусловливающие интерес многих филосо­фов к социально-политической проблематике.

  4. В какой исторический период политическая наука оформилась как самостоятельная научная дисциплина?

а) IV в. до н.э.;

б) XI—XIII вв.;

в) конец XIX в.;
г) середина XX в.

  1. Каким образом складывалась судьба политической науки в России?

  2. Какой смысл вкладывается в понятие «политика»? С чем свя­зана многозначность термина «политика»?

  3. Каковы причины возникновения политики?

  4. Что определяет специфику политики как самостоятельной сферы общественной жизни?

  5. Какие функции политика выполняет в обществе? Выделите, на ваш взгляд, наиболее важные функции и аргументируйте свой выбор.

  6. В каких случаях политика проникает во все сферы жизни об­щества и подчиняет их себе? Приведите конкретные примеры та­кого подчинения.

  7. Как соотносятся экономика и политика; политика и мораль; политика и право как механизмы регуляции общественной жизни?

  8. Как вы считаете, существует ли перспектива отмирания по­литики?

  9. Проделайте политический анализ конкретного шага в эконо­мической политике правительства: повышение тарифов и нало­гов на импортные товары, рассмотрите его последствия в отно­шении различных социально-экономических групп и слоев насе­ления, финансовой и политической стабильности. Определите возможные положительные и отрицательные результаты этой акции.

  10. Какие из нижеперечисленных определений политики, на ваш взгляд, правильны, верны лишь частично или некорректны?

а) концентрированное выражение экономики;

б) процесс управления;

в) отношения по поводу власти;

г) деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов в обществе;

д) борьба классов;

е) властное распределение цен­ностей внутри общества;

ж) система согласования социаль­ных интересов;

з) искусство возможного;

и) деятельность, направленная на достижение блага всего общества;

к) форма общения людей, способ коллективного существования человека;

л) отношения «друзей» — «врагов».

  1. Политика часто определяется как специфическая сфера дея­тельности, связанная с принятием решений на высшем уровне власти и управления в стране. Вместе с тем политологи утвержда­ют, что политика тесно связана и ассоциируется с функционирова­нием общества на уровне индивида, семьи и коллектива. Как и в чем проявляется эта взаимосвязь? Определите каналы воздействия и обратной связи «большой политики» и «повседневной жизни».

  2. Как вы считаете: влияет ли политика на профессиональную деятельность, которой вы рассчитываете заниматься после окон­чания вуза?

  3. Какие из нижеприведенных факторов в наибольшей степени влияют на характер и содержание проводимой политики?


а) природа правящей элиты;

б) политическая культура общества;

в) социально-экономическое неравенство;

г) интересы социальных групп;

д) социальные и экономические процессы;

е) нормы морали;


ж) объективные законы обществен­ного развития;

з) ценностные ориентации полити­ческих лидеров;

и) борьба между элитными группами за контроль над ресурсами;

к) забота об общем благе со сторо­ны субъектов власти;

л) все из вышеперечисленных в одинаковой степени;

м) никакие из вышеперечисленных.

  1. Д. Истон определяет политику как властное распределение ценностей внутри общества. Определите, что подразумевает данная трактовка:

а) определение государством величины доходов и привилегий для различных социальных групп;

б) распределение жилплощади в порядке очереди;

в) определение наиболее важных целей общественного развития и приоритетов;

г) определение порядка доступа к наиболее дефицитным ресурсам.

  1. Определите, что из нижеперечисленного относится к форме, содержанию и процессу политики:

а) цели и ценности политики, мотивы и механизмы принятия решений;

б) политическая деятельность, взаимодействие между различными социальными группами;

в) организационная структура политики, институты, нормы и законы, позволяющие урегулировать политическое поведение людей.

  1. Определите содержание политики для каждого уровня:

    Уровень политики

    Содержание политики

    1. Низший

     

     

    2. Локальный

     

     

    3. Национальный

     

     

    4. Международный

     

     

  2. Дайте развернутое определение понятия «политология».

  3. Исходя из определения политики Р. Шнайдера как процесса принятия общезначимых решений, раскройте содержание пред­мета политологии.

  4. Что является предметам политической науки?

а) общество в целом;

б) политические отношения;

в) классы и социальные группы;

г) политическая власть;

д) политические институты;

е) политические идеи;

ж) типы социальных действий;

з) права человека;

и) неравенство;

к) государство;

л) процесс властного распределе­ния ценностей в обществе;

м) социальные конфликты;

н) эволюция общественных отно­шений.

  1. Назовите известных вам мыслителей, внесших наибольший вклад в процесс становления современной политологии и оказав­ших наибольшее влияние на ее дальнейшее развитие.

  2. Что изучают следующие разделы науки о политике?

    Разделы

    Что изучают

    1. Политическая философия

     

     

    1. Политическая социология

     

     

    1. Политическая антропология

     

     

    1. Политическая история

     

     

    1. Политическая психология

     

     

    1. История политических учений

     

     

    1. Политическая география

     

     

    1. Теория политико-правовых норм и политических институтов

     

     

  3. Определите круг наиболее важных проблем, изучаемых политологией.

  4. Какие проблемы изучает


а) теоретическая политология;
б) прикладная политология;

в) сравнительная политология.

  1. исследование общего и особенного в различных политических системах;

  2. политическая власть;

  3. технологии избирательных кампаний;

  4. история политических учений;

  5. политическая культура;

  6. стратегии выработки и принятия ре­шений;

  7. технологии разрешения и урегулиро­вания конфликтов;

  8. различные модели федерализма;

  9. политическое поведение.

  1. Назовите основные сферы применения прикладной политологии.

  2. Гносеологическая функция политологии заключается:

а) в определении альтернатив общественного развития;

б) в познании механизмов функционирования политических систем;

в) в приобщении индивидов и групп к определенной политический куль­туре.

  1. Прогностическая функция политологии заключается:

а) в магическом предсказании будущего;

б) в разработке эффективных способов преобразования полити­ческой и иных сфер общества;

в) в выработке способности рационально оценивать политические процессы;

г) в разработке возможных аль­тернатив развития политичес­ких процессов.

  1. Функция политической социализации заключается:

а) в определении соответствую­щих программ и целей общест­венного развития возможнос­тям общества;

б) в приобщении индивидов и групп к определенной политичес­кой культуре;

в) в разработке альтернативных сценариев будущего политичес­кого развития;

г) в выработке единой идеологии у всех граждан.

  1. Инструменталистская функция политологии заключается:

а) в разработке эффективных методов политических исследований;

б) в разработке эффективных методов реформирования обще­ства;

в) в приобщении индивида к опре­деленной политической культуре;

г) в определении и разработке возможных сценариев полити­ческого развития.

  1. Чем отличаются методы политической науки от методов ес­тественных наук?

  2. Какие из известных вам методов политологии можно приме­нить для анализа:

а) политического лидерства ____________________________________________
б) политических партий ____________________________________________

в) политической системы ____________________________________________

д) политического поведения ____________________________________________

  1. Какие социологические методы используются в политическом анализе?

  2. В чем заключается суть моделирования политических процес­сов?

  3. В каких случаях в политологии применяется метод эксперт­ных оценок?

  4. Чем отличаются качественные методы исследования от коли­чественных?

  5. Немецкие социологи Риккерт и Вебер сформулировали два ме­тодологических принципа для социальных наук: «отнесение к цен­ности» и «свободу от оценки». Раскройте содержание этих принци­пов. Возможно ли их использование в политической науке?

  6. Назовите специфические черты бихевиоризма. Чем было обусловлено появление бихевиористского направления в поли­тологии?

  7. Кто из политологов стоял у истоков бихевиоризма?