Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Основания возникновения и содержание гражданско-правовых отношений в сфере рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрев отличительные критерии рекламы, можно сделать вывод, что закрепленное определение «рекламы» в действующем законе необходимо изменить. Необходимо внести дополнение, что говоря о сфере и целях применения рекламы следует предусмотреть возможность как коммерческого, так и некоммерческого использования рекламы, что будет связано с реализацией социальной или политической рекламы. Выяснив, что реклама должна лишь привлекать внимание и интерес к товарам, услугам или работам, предлагаем убрать из легального определения фрагмент «и его продвижения на рынке».

Исходя из всего сказанного можно предложить следующее определение рекламы: Под рекламой понимается информация, которая распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, которая адресована неопределенному кругу лиц, которая имеет точно установленного заказчика, также которая направлена на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему[14].

Выше мы рассмотрели рекламу в качестве объекта правового воздействия, но отношения связанны не только с коммерческой деятельностью, а также затрагивают социальную и политическую сферы. В связи с этим следует ответить на вопрос, можно ли отнести социальную и политическую рекламу к объектам гражданского оборота.

Социальная реклама представляет собой термин достаточно новый и ее правовой статус регламентирован скудно. В социальной рекламе не допускается какое-либо упоминание о конкретных марках товаров, товарных знаков, об иных средствах индивидуализации, о физических и юридических лицах. Исключением являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также спонсоры. Из данного определения видно, что существует отличие между социальной и коммерческой рекламой. Социальную рекламу нельзя признать приглашением делать оферты, ни публичной офертой. И из этого определения видно. что социальная реклама носит некоммерческий характер.

Производство и распространение социальной рекламы осуществляется посредством договоров, которые установлены Гражданским кодексом. Исходя из этого можно сделать вывод, что социальная реклама не способствует коммерческому продвижению какого-либо товара на рынке, но в процессе своего производства и распространения является объектом возмездных сделок, а, следовательно, и объектом гражданско-правовых отношений.

Совсем иначе обстоит дело с политической рекламой. В настоящее время нормы, которые устанавливают политическую рекламу в качестве предвыборной агитации, отсутствуют. С одной стороны, законодатель не устанавливает данный вид рекламы в качестве одного из средств ведения политической борьбы. С другой стороны, нет норм, которые прямо бы запрещали использование политической рекламы.


Много лет Комитетом по информационной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации готовится проект Федерального закона «О политической рекламе». Исходя из отсутствия комплексного законодательного регулирования политической рекламы трудно в настоящее время говорить о правовой природе данного рода информации. Однако, теоретически производство и распространение политической рекламы может происходить на возмездных началах в рамках гражданско-правовых отношений, следовательно, политическая реклама будет являться объектом гражданских прав[15].

Подведя итоги следует отметить, что реклама бывает, как коммерческой, так и некоммерческой. Ко второму типу относят социальную и политическую рекламу. Правда в последнее время вместо политической рекламы часто упоминают про политическую агитацию. Существует много спорных вопросов по поводу отнесения рекламы к объектам гражданских правоотношений. Реклама должна содержать в себе информацию, с помощью которой будут достигаться основные цели рекламы: доведения информации до потребителя, возможность заинтересовать его, а также поддерживать его интерес к рекламируемому товару. Необходим определенный заказчик рекламы. Так как рекламная деятельность тесно связана с предпринимательской, ведь только там и используется коммерческая реклама, то все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что рекламную деятельность можно рассматривать в качестве объекта гражданских правоотношений. Но не следует забывать, что данная деятельность обладает своей спецификой.

2.3. Гражданско-правовой статус субъектов рекламной деятельности

Под субъектами рекламной деятельности понимают участников рекламных правоотношений. Состав участников и их правовой статус зависит от характера правовых связей в рекламе. Под правовым статусом понимают установленное нормами права положение субъектов, совокупность их прав и обязанностей, которые определяются всеми отраслями права. Исходя из этого следует различать конституционно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой статус субъектов рекламной деятельности.

Производство и реализация рекламных работ и услуг является основанием деятельности участников рекламного рынка. Так как рекламная деятельность представляет собой специфический вид предпринимательской деятельности, то такая деятельность проводится только коммерческими организациями на профессиональной основе и включает:


• создание, сбор, обработку, накопление, распространение, предоставление потребителю информации;

• производство рекламной продукции;

• рекламные работы и услуги (оформление витрин, презентации, размещение рекламы в СМИ и т.д.)[16].

Законодательство о рекламе выделяет основных участников рекламной деятельности. К ним относятся: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребитель рекламы, спонсоры и антимонопольные органы.

Общее содержание статуса, количественный состав участников рекламных отношений раскрываются в предпринимательской деятельности, которая осуществляется на рынке рекламы, представляющего собой совокупность отношений по производству товаров, созданию информационных продуктов, оказанию услуг и работ, связанных с рекламной деятельностью. Сотрудничество рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя, а также возникающие между ними правоотношения, образуют рекламный рынок. Вместе с этим коммерческий характер выступает основой для определения субъектного состава участников рассматриваемой деятельности.

Такой подход дает право расширить круг участников в рекламной деятельности. К таковым можно отнести посреднические организации, органы саморегулирования, управомоченные государственные органы и т.д.

Существует много мнений авторов по поводу классификации субъектов. Например, Н.Н. Ковалева предлагает разделить все субъекты на три группы: 1) Производители; 2) Обладатели, собственники информации; 3) Потребители[17].

Исходя из текстов нормативных актов относительно предпринимательской деятельности под субъектами рекламной деятельности понимают коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые обладают правоспособностью и имеют право заниматься любой незапрещенной законом деятельностью, в том числе и рекламной.

Далее рассмотрим правовую характеристику каждого субъекта рекламной деятельности.

Одним из участников рекламных правоотношений является рекламодатель. Под ним понимают лицо, которое является изготовителем или продавцом товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламодателями могут быть индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации любых организационно- правовых форм. Организации, которые по своей форме являются обществами с ограниченной ответственностью или акционерными обществами, чаще всего выступают в качестве рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Вместе с этим, в роли рекламодателей чаще всего выступают некоммерческие организации, которые исходя из специфики своей деятельности, выражающаяся в некоммерческих целях деятельности, и они в основном заказывают социальную или политическую рекламу.


По общему правилу, рекламодатель является инициатором рекламного процесса, он нуждается в рекламе, и исходя из этого заключает договор с рекламистом. В зависимости от вида информации, которая подлежит рекламе, к рекламодателю могут предъявляться особые требования. Например, если рекламодатель является профессиональным участником рынка ценных бумаг, то он обязан включить в рекламу свое имя, сведения о видах осуществляемой им на рынке ценных бумаг деятельности в соответствии с рекламным объявлением. С помощью этих требований происходит защита интересов потребителей соответствующей рекламы.

Следующим субъектом рекламной деятельности является рекламопроизводитель. Под ним понимают лицо, которое осуществляет полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму. Разработчик рекламы является производственно-творческим предприятием. Если реклама находится на стадии разработки, то разработчик не может именоваться рекламопроизводителем до тех пор, пока соответствующая реклама не будет распространена. До момента распространения данное лицо осуществляет "полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму"[18]. Данное уточнение является важным аспектом, который вносит существенные уточнения в статус конкретного предпринимателя, в том числе при разрешение вопросов установления и распределения вины в том случае, если рассматривается дело о привлечении к ответственности за ненадлежащую рекламу.

Рекламораспространителем является такое лицо, которое осуществляет распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. С помощью данного субъекта происходит информирование потенциального потребителя о товаре, услуге или работе.

Рекламораспространитель должен не только обладать и предоставлять соответствующее имущество для размещения рекламы, но участвовать в самом процессе размещения, совершать по этому поводу определенные действия.

На рекламораспространителей ложатся и налоговые обязанности. Например, при осуществлении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению рекламы на поверхности транспортных средств плательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации или индивидуальные предприниматели, которые осуществляют непосредственно распространение и размещение рекламы для заказчиков, а не организации, которые предоставили транспортное средство для размещения на нем рекламной информации (за исключением случаев, когда транспортное средство является собственностью рекламораспространителя).


Потребителями рекламы являются лица, на привлечение внимания которых направлена реклама. Так как основной целью рекламы является донести до потребителя информацию, воздействовать на него, побудить к действиям. Д.А. Копытин полагал, что целью рекламного сообщения является оказание положительного воздействия на потребителя рекламы, это обуславливает высокое значение прав и законных интересов данного вида субъектов не только для государства и общества, но и для самих рекламистов. В этом проявляется публичный характер рекламных отношений[19].

В отношениях потребителей особое место занимает информация, которая обуславливает выбор, так как на основании достоверной и полной информации у потребителя появляется возможность выбрать тот товар, который обладает необходимыми свойствами. В настоящее время довольно часто возникают вопросы о защите прав потребителей в сфере рекламы.

Именно поэтому одной из важнейших задач рекламного законодательства - защита потребителей от ненадлежащей рекламы.

Неверное представление о товаре может складываться у потребителя в случаях, если в рекламе сообщаются ложные, недостоверные сведения, либо, в случаях, если получена не полная информация, когда отсутствуют важные для потребителя характеристики товара.

Также ввести потребителя в заблуждение можно в случае недостоверного перевода текста рекламы. В таком случае предприниматель будет нести гражданско-правовую ответственность перед потребителем, поскольку последний будет обладать правом потребовать возмещения причиненного вреда.

Следующим субъектом рекламных правоотношений является спонсор. Он является основополагающим субъектом, который финансирует определенные проекты, проведение разного рода мероприятий. Под спонсором понимают лицо, которое предоставило средства либо обеспечило предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. В роли спонсора выступают физические или юридические лица. В некоторых случаях подчеркивается, что под спонсором признается лицо, которое выделяет средства и оказывает помощь в обмен на распространение информации о себе, но также возможно предоставлять помощь безвозмездно, не рассчитывая на упоминание своего имени. В этом случае спонсорство будет обладать благотворительным характером[20].