Файл: Фотограмметрия. Ответы на вопросы 1-33.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 2148

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различают следующие типы фотоэмульсий:

несенсибилизированные — чувствительны к синим лучам спек¬тра;

ортохроматические и изоортохроматические — чувствительны к синим, зеленым и желтым лучам;

пахроматические и изопахроматические взаимодействуют с лу¬чами всей видимой зоны спектра;

инфрахроматические фотослои обладают максимальной чув¬ствительностью к лучам инфракрасной зоны спектра, причем мак¬симум приходится на различные длины волн, что отражается в их маркировке, например И-840, И-960.

Фотографическая широта — свойство фотоэмульсионного слоя сохранять пропорции оптических плотностей на снимке яркостям Фотографируемых объектов. Чем больше фотографическая широ¬та, тем больший интервал яркостей объектов будет изображаться на снимке без искажений.

Зернистая структура фотоэмульсионного слоя — важный фак¬тор в получении снимков высокого изобразительного свойства. зерна фотоэмульсии при экспонировании рассеивают световые лучи, что ограничивает воспроизведение мелких деталей, снижает Резкость изображения и уменьшает пределы увеличения снимков. ^я оценки зернистости фотоэмульсионного слоя применяют критерий, называемый коэффициентом зернистости (фактор зер¬нистости). Коэффициент зернистости используют для визуальной оценки размеров зерна фотоэмульсии, и он является показателем предельного увеличения изображений. Рассчитывают его по фор¬муле: Q=100/n,где п — увеличение, при котором визуально определяется появление зерна на уве¬личенном изображении.

Разрешающая способность фотоматериала определяет способ¬ность фотоэмульсионного слоя раздельно воспроизводить мелкие близко расположенные детали фотографируемого объекта.

Разрешающая способность зависит от размера зерна фото¬эмульсионного слоя: чем больше зерно, тем меньше разрешающая способность. Современные аэропленки имеют разрешающую спо¬собность 60...250 мм"1.

Для получения изображений с высокими изобразительными свойствами необходимо применять мелкозернистые фотоматериа¬лы. Мелкозернистые фотоэмульсионные слои обладают малой светочувствительностью. Однако специфика выполнения аэро- и космических фотосъемок предполагает применение высокочув¬ствительных фотопленок. Это одна из причин, по которой аэро- и космические фотоснимки имеют ограничения в коэффициентах увеличения и резкости.

Фотобумага, применяемая в аэрофотографии, представляет со¬бой бумажную основу с нанесенными на нее слоями сернокислого бария и фотоэмульсионным. Основу изготовляют из тонкой бума¬ги, картона, тисненого картона. В некоторых фотобумагах, напри¬мер «фотокарт», бумажная основа «запечатана» между двумя тон¬чайшими слоями полимерной пленки. Такая основа не размокает и практически не деформируется.

Светочувствительность фотобумаги невелика и не имеет такого практического значения, как светочувствительность пленки, так как при печати в лабораторных условиях выдержку можно менять в широком диапазоне.


Наиболее значимыми характеристиками фотобумаги являются полезный интервал экспозиций и средний градиент. Эти характе¬ристики по физическому смыслу схожи соответственно с фотогра¬фической широтой и коэффициентом контрастности фотопленок.

Фотобумага чувствительна к синим лучам спектра, поэтому ее фотохимическую обработку проводят при красном или желтом ос¬вещении. Разрешающая способность значительно превышает раз¬решающую способность фотопленок.


17 ПОНЯТИЕ О ЦВЕТНЫХ ФОТОМАТЕРИАЛАХ

Цветные фотопленки и фотобумаги позволяют получить цвет¬ное изображение. Преимущество цветного изображения в том, что глаза человека воспринимают во много раз больше цветов и цвето вых оттенков, чем тонов черно-белого изображения. В аэрофото¬графии используют два варианта цветного изображения: в есте¬ственных (натуральных) цветах — цвет изображения соответствует цвету объекта, в ложных (псевдоцветах) — цвет изображения отли¬чается от цвета объекта. Во втором случае получают спектрозо-нальные изображения, а съемку называют спектрозональной. Смысл спектрозональной съемки — получение наибольшего цве¬тового контраста изображений объектов местности. В отличие от черно-белых фотоматериалов у цветных фотоэмульсионный слой состоит из двух-трех слоев. Каждый слой чувствителен к лучам определенного спектра. Находящиеся в этих слоях красители пос¬ле химической обработки окрашивают их в определенные цвета. Сложение цветов изображений в отдельных слоях приводит к формированию цвета изображения в целом. В результате цвето¬воспроизведение должно соответствовать заданной цветовой гамме.

Для получения изображения в натуральных цветах используют три слоя (в некоторых зарубежных цветных фотоматериалах четы¬ре слоя). Первый слой чувствителен к синим лучам, второй — к зеленым, третий — к красным. После проявления в цветном про¬явителе первый слой окрашивается в желтый цвет, второй — в пурпурный, третий - в голубой. Цвета изображения на негативе не соответствуют цветам элементов снимаемого объекта. Фотобу¬мага для цветной печати имеет аналогичное цветовосприятие и цветоделение. Это позволяет воспроизвести изображение объекта в натуральном цвете.

Основные характеристики, применяемые для оценки черно-бе¬лых фотоматериалов: светочувствительность, коэффициент кон¬трастности, фотографическая широта, фактор зернистости и раз¬решающая способность используются в цветной фотографии. Ес¬тественно, что методики их определения и формулы для их расче¬та имеют некоторые отличия.

Цветные изображения имеют в 2...3 раза меньшую разрешаю¬щую способность в сравнении с черно-белыми. Стоимость цвет¬ных снимков значительно больше стоимости снимков, получен¬ных на черно-белых материалах.

Цветные негативные фотопленки имеют маркировку ЦН и ДС, например ЦН-3, ДС-5, а спектрозональные аэрофотопленки — СН-2, СН-4, СН-23 и т. д.




18.Билет № 18. Спектрозональная фотосъемка. В аэрофотографии используют два варианта цветного изображения в естественных (натуральных) цветах - цвет изображения спектра. Находящиеся в этих соответствует цвету объекта, в ложных (псевдоцветах) - цвет изображения отличается от цвета объекта. Во втором случае получают спектрозональные изображения, а съемку называют спектрозональной. Смысл спектрозональной съемки - получение наибольшего цветового контраста изображений объектов местности В отличие от черно-белых фотоматериалов у цветных фотоэмульсионный слой состоит из двух-трех слоев. Каждый слой чувствителен к лучам определенного слоях красители после химической обработки окрашивают их в определенные цвета Сложение цветов изображений в отдельных слоях приводит к формированию цвета изображения в целом. В результате цветовоспроизведение должно соответствовать заданной цветовой гамме.

19 Билет № 19. Многозональная фотосъемка.(МЗФ) Природные образования земной поверхности ввиду различной их структуры, физ-хим состава и т.д. по-разному отражают упавший на них электромагнитный поток. Зная эти св-ва объектов, можно выполнить фотографирование в той зоне спектра, кот-я выгодно отличает интересующий объект от других. Для этого применяют МЗФ. Под МЗФ понимают фотограф-ие в 3-х и более диапозонах эл.- магн-го спектра. Задача: получение фотоинформации для визуального дешифрирования. Достоинство: по черно-белым зональным изображениям, имеющим высокую разрешающую способность и не менее высокие геометрические качества, возможны точные геометрические измерения, а так же фотометрические – являющиеся основой количественных инструментальных методов дешифрирования. В настоящее время применяются такие многозональные системы, как МКФ-6, МSК-4, МК-4,(фотокамеры), АФА «Зенит А-707»


20.НЕГАТИВНЫЙ И ПОЗИТИВНЫЙ ПРОЦЕССЫ

Одна из важных задач, решаемых при проведении фотографи¬ческой съемки, в том числе аэро- и космических съемок, — опре¬деление оптимальной экспозиции. Поступающая на пленку при подобном экспонировании световая энергия вызывает оптимальный фотографический эффект. При этом оптические плотности изображений деталей снимаемого объекта пропорциональны их яркостям. Оптимальная экспозиция позволяет получать макси¬мально возможную для данного типа пленок разрешающую спо¬собность.

Так как аэро- и космическое фотографирование выполняют с летательных аппаратов, имеющих высокую скорость, то при опре¬делении экспозиции помимо получения оптимального фотогра¬фического эффекта учитывают минимальную выдержку, обеспе¬чивающую допустимый смаз изображения на снимке. Рассчитыва¬ют выдержку, исходя из скорости, высоты полета летательного ап¬парата и допустимого смаза изображения (подробнее этот вопрос рассмотрен в разделе 2.6).


Досле проведения аэро- или космического фотографирования получают экспонированный фильм, на котором в виде скрытого изображения записана информация о фотографируемом объекте.

Для преобразования скрытого изображения в видимое и полу¬чения негатива выполняют негативный процесс, состоящий из не¬скольких этапов: проявления, промывки, фиксирования, промыв¬ки и сушки.

Под действием водных проявляющих растворов (проявителей) экспонированные при съемке частицы галоидного серебра восста¬навливаются в металлическое серебро. В тех местах, где энергия светового потока была больше (соответственно яркости объектов), фотохимическая реакция более активна. В результате избиратель¬ного восстановления серебра создается негативное изображение. Проявляют фотопленку в строгом соответствии с рекомендован¬ным режимом проявления (соответствующий тип и температура проявляющего раствора, время проявления). Проявляющие ра¬створы (проявители) представляют собой химические вещества, растворенные в воде. В состав проявителя входят проявляющие, сохраняющие, ускоряющие, противовуалирующие вещества и т. п.

После проявления выполняют первую промывку — удаляют из фотоэмульсионного слоя остатки проявляющего раствора.

Следующий этап — фиксирование (закрепление). Если после промывки вынести проявленный фотоматериал на. свет, то под действием света неэкспонированные частицы галоидного серебра (их в фотоэмульсии остается порядка 70"...80%) начнут превра¬щаться в металлическое серебро. Через некоторое время фотома¬териал станет одинаково черным и изображение исчезнет.

Изображение закрепляют в водном растворе гипосульфита на¬трия, в котором остатки галоидного серебра превращаются в ра¬створимую соль, остающуюся в фиксаже. Затем промывают вто-рой раз, вымывая из фотоэмульсии остатки фиксажа и раствори¬мой соли серебра. Изображение, образовавшееся в фотоэмульсии, построено оставшимися в ней темными частицами металлическо¬го серебра.

Промывка в проточной воде должна быть продолжительной. Если в фотослое останется фиксаж, то со временем изображение станет разлагаться и исчезнет.

Сушат аэрофильм таким образом, чтобы исключить или умень¬шить возможные деформации подложки и фотоэмульсионного слоя.

С полученных негативов изготовляют фотоотпечатки и диапо¬зитивы. Этот процесс называют позитивным. На позитивах опти¬ческая плотность изображения обрати а негативу, но в прямом со¬ответствии с яркостью фотографируемого объекта. Последова¬тельность отдельных этапов позитивного процесса аналогична съемочному и негативному процессам — после экспонирования (фотопечати) выполняют проявление, промывку, фиксирование, промывку и сушку.

Фотоотпечатки (фотоснимки) изготовляют на фотобумаге, а диапозитивы — на фотоматериалах с прозрачной подложкой (плёнка или стекло). Существует два способа печати с негативов позитивных копий: контактный и проекционный. " При контактном способе позитивный фотоматериал (фотобу¬мага "или "позитивная пленка) плотно прижимается к негативу эмульсионными слоями друг к другу и освещается через негатив. Масштаб изображения позитива равен масштабу негатива. Кон¬тактную печать выполняют на контактных копировальных прибо¬рах, схема которых приведена на рисунке 2.1. Резкость изображе¬ния на отпечатках зависит от плотности прижима позитивного материала к негативу.


Проекционная печать позволяет получать позитив в ином мас¬штабе, чем негатив. На практике обычно изготовляют увеличен¬ные позитивы (снимки). Для этого используют приборы —фото¬увеличители (рис. 2.2). Масштаб проецированного изображения (увеличенного снимка) зависит от расстояния между объекти¬вом и экраном D, которое изме¬няют, перемещая проектор по вертикальной штанге. При большем расстоянии D коэффи¬циент увеличения больше. Для получения резкого изображения на экране, а следовательно, и на снимке должно выполняться оптическое сопряжение трех плоскостей: негатива, объекти¬ва и экрана (позитива). Это ус¬ловие выражается уравнением: 1/D+1/d=1/Fоб, где Fоб - фокусное расстояние объек¬тива. Таким образом, изменяя расстояние D для достижения необходимого масштаба пози¬тива, требуется изменение от¬стояния негатива от объектива d согласно формуле (2.2). В обыч¬ных фотоувеличителях это делают вручную, а резкость оценивают визуально. В аэрофотогеодезическом производстве используют фотоувеличители с коэффициентом увеличения до 40...100 крат, при этом оптическое сопряжение (наведение на резкость) проис¬ходит автоматически.

Для правильного воспроизведения яркостей объекта на позитиве при печати фотобумагу подбирают к негативу в зависимости от его контрастности. Если негатив контрастен, используют малоконтрастные («мягкие») фотобумаги, и наоборот, если негатив имеет малый контраст («мягкий негатив»), печать выполняют на контрастных и высококонтрастных фотобумагах.

После фотохимической обработки фотоотпечатки сушат на

специальных стеллажах или с помощью приборов — глянцевателей.


21 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ АЭРОФОТОСЪЕМКИ

Качество материалов съемки оценивают с целью выявления со¬ответствия реально получаемых результатов требованиям техни¬ческого задания и существующим нормативам, значения которых установлены инструкциями и наставлениями по проведению аэрофотосъемок. Оценивают также фотографическое качество аэрофотоснимков и фотограмметрическое качество материалов аэрофотосъемки.

Фотографическое качество зависит от состояния атмосферы, освещения объекта съемки, технических условий проведения аэрофотографирования, фотохимической обработки. При визу¬альной оценке на аэрофотонегативах не должно быть обнаружено механических повреждений, изображений облаков, теней от них, бликов, ореолов. Изображение на снимках должно быть резким, с хорошей проработкой деталей в светлых и темных участках. Опти¬ческая плотность (тон) и контрастность должны соответствовать нормативам. При визуальном способе для сравнения можно ис¬пользовать снимки-эталоны. Эталонными являются снимки, фо¬тографическое качество которых оценено высококвалифициро¬ванными специалистами — экспертами. Применение приборов позволяет более точно и объективно оценить фотографическое ка¬чество аэрофотоизображений.