ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 277

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1955 Верховный суд СССР полностью снял с Всеволода Мейерхольда ложные обвинения и посмертно реабилитировал его. Долгое время о месте захоронения Мейерхольда ничего не было известно, и лишь в начале 1990-х выяснилось, что после расстрела он был кремирован и прах его тайно захоронен в общей могиле № 1 на Донском кладбище. Родительский дом в Пензе и московская квартира Мейерхольда в Брюсовом переулке стали музеями. В 1999 в Пензе, на родине Мейерхольда, выдающемуся новатору театра был установлен памятник (скульптор Ю. Ткаченко).

Среди многочисленных учеников Мейерхольда актеры и режиссеры, составившие цвет отечественного театра и кино: И. Н. Певцов, М. И. Бабанова, Э. П. Гарин, И. В. Ильинский, З. Н. Райх, Н. И. Боголюбов, Л. В. Варпаховский, М. И. Жаров, Е. В. Самойлов, С. А. Мартинсон, Н. П. Охлопков, В. Н. В. Н. Плучек, И. А. Пырьев, Б. И. Равенских, Л. Н. Свердлин, И. Ю. Шлепянов, Максим Штраух, Сергей Эйзенштейн, Н. В. Экк, Л. О. Арнштам, Сергей Иосифович Юткевич, В. Н. Яхонтов и многие другие. Всеволод Мейерхольд работал и в кино. Кроме упоминавшихся «Портрета Дориана Грея» по О. Уайльду (1915) и «Сильного человека» по Пшибышевскому (1916), в 1928 снялся в фильме «Белый орел», создав острый, гротескный образ Сенатора. Творчество Мейерхольда оказало и оказывает огромное влияние на развитие театра, кино, изобразительного искусства, фотографии и др. во всем мире. Н. Э. Звенигородская, энциклопедия Кирилл и Мефодий

Следует отметить и тот факт, что Всеволод Мейерхольд был гомосексуалистом. По словам близко знавшего его И. Романовича, «круг гомосексуальных связей Мейерхольда был достаточно широк, в него входили многие известные люди. Этот факт интимной жизни Мастера, бесспорно, оказывал огромное влияние на отношения с Зинаидой Николаевной. Может быть, меня заклеймят блюстители «чистоты роз», но я предполагаю, что в бисексуальности Мейерхольда наряду со многим иным - ибо человеком он был сложным и противоречивым, многослойным - кроется, хотя бы частично, ответ на вопрос, почему он принял большевистскую революцию. В старой России свобода и нетривиальность сексуальной жизни не поощрялись. Возможно, Мейерхольд связывал с большевистским переворотом и сексуальной. Он не мог предположить, что этот переворот принесет еще большую несвободу, закрепощение всех и каждого, что гомосексуализм будет преследоваться как уголовное или даже государственное преступление.

Касаясь этой щекотливой темы, отмечу, что Всеволод Мейерхольд довольно часто увлекался актерами своего театра. Например, известно, что он сильно симпатизировал Михаилу Цареву и, как отмечает Т. Есенина, «Мейерхольд постоянно тащил Царева в дом, на дачу. Не отпускал от себя. Постоянно восхищался им и своей дружбой с ним.

Подобные же знаки внимания Всеволод Мейерхольд оказывал и другим молодым актерам: Евгению Самойлову, Аркадию Райкину. Известен случай, когда еще молодой Аркадий Исаакович пришел на репетицию к Мейерхольду и тихо сидел в глубине зала. Однако режиссер заметил незнакомого молодого человека, познакомился с ним и стал уговаривать его переехать из Ленинграда в Москву, даже предлагал ему квартиру.


Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Майергольд (нем. Karl Kasimir Theodor Meyergold); 28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель знаменитой актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист Республики


Карл Казимир Теодор Майергольд был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье винозаводчика Эмилия Федоровича Майергольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе). В 1895 году он окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя В. М. Гаршина[1].

В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в классВл. И. Немировича-Данченко.

В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 года открылся Художественно-общедоступный театр, играл Василия Шуйского.

В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую работу, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей.

В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» М. Метерлинк, «Комедия любви» Г. Ибсена и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской ул. в Москве. Однако Студия на Поварской не была открыта, Мейерхольд возвращается в провинцию.

В 1906 году был приглашён В. Ф. Комиссаржевской в Петербург главным режиссёром её собственного Драматического театра. За один сезон выпустил 13 спектаклей — «Гедду Габлер» Г. Ибсена, «Сестру Беатрису», М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева.



В 1910 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга ХVII века Кальдерона «Поклонение кресту». Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницыМ. В. Крестовской в Молодежном (фин. Metsäkylä). Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения».


После революции






Член партии большевиков с 1918 года.

После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В. Маяковского (1918 год). В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве. В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, Мейерхольдом была поставлена пьеса А. Блока «Незнакомка»[2][3]. В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу «Театральный Октябрь».

В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений; в 1921 году в ГВЫРМ Мейерхольд использует этот термин для занятий сценическим движением[4].

[править]ГосТиМ

Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) был создан в Москве в 1920-м первоначально под названием «Театр РСФСР-I», затем с 1922 года назывался «Театр Актёра» и Театр ГИТИСа, с 1923 — Театр имени Мейерхольда (ТиМ); в 1926-м театру было присвоено название «Государственный» (ГосТиМ).

В 19221924 год Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции.

Попытки закрыть ГосТим предпринимались постоянно, начиная с 1928 года.

8 января 1938 года театр был закрыт. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. С. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. С. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто».

[править]Арест и гибель

20 июня 1939 года был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Брюсовом переулке Москвы был произведён обыск[5]. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД[6]. Вскоре она была убита неустановленными лицами.

«Мейерхольд говорил, что он верит в свою звезду, и я теперь ничего не понимаю» (Из письма дочери Зинаиды Райх, Татьяны, к М. Шагинян от 20.07.1939).

После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, подписал нужные следствию показания: обвинялся по статье 58-й УК РСФСР.

В январе 1940 года Мейерхольд писал В. М. Молотову[7]

«…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…»

Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года; приговор — расстрел2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение. Похоронен Мейерхольд на Донском кладбище в Москве в одной из трёх общих могил жертв коммунистических репрессий[8].


В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

[править]Семья


Творчество

[править]Театральные работы

[править]Актёрские

[править]Режиссёрские

[править]Адреса

Пенза

Москва


Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград

Подмосковье

  • С 1926 по 1939 годы жил и работал на даче № 3 Горенского парка Балашихи (с 1970 года — улица С.Есенина). В этот период им были подготовлены наиболее значительные спектакли: «Клоп», «Баня» Маяковского, «Последний решительный» Вишневского, «Ревизор» Гоголя и многие другие. Дом, в котором жил и работал Мейерхольд, объявлен памятником истории и подлежит охране. Здесь установлен памятный знак. Его автор — скульптор Ю. Хмелевской