ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 290

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. (48)Максим Горький и театр.

Создание нового типа героев – пролетариев в пьесе «Мещане». Пьеса – притча «На дне».Постановка «На дне» на сцене в МХТ. Где ставилось?? Создание политической драматургии. Поздний период творчества: «Егор Булычев» и другие. Значение драматургии Горького. САЙТ: Творчество М. Горького (1868–1936)Начало творческого пути. Связь с традициями русского реализма:М. Горький и Л. Толстой и А. Чехов.

Неоромантические традиции в раннем творчестве М. Горького.Жанр рассказа в творчестве Горького. Особенности композиции,проблематика, идейное содержание рассказов «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике».Драматургия. «На дне» и тема «дна» в русской и западной литературе. Концепция «бывшего» человека. Очерк «Бывшие люди». Правда и религия. Философия пассивного сознания и авторская позиция,художественные средства ее выражения.Годы Февральской и Октябрьской революций. Газета «Новая жизнь». «Несвоевременные мысли»: неприятие насильственного

опыта над русским народом…Драматургия Горького Драматургия Горького. «Мещане» – первая пьеса Горького. Своеобразие и новизна конфликта. Проблематика. Система и анализ образов. Пьеса «Егор Булычев и другие». Мастерство построения сюжета,

роль символов и финалов. Сравнительная характеристика двух вариантов пьесы «Васса Железнова». Жанровое своеобразие пьес Горького.

Сайт:: Театр начала 1900*х годов как арена политической борьбы и драматургия М.Горького (1868–1936)

Деятельность литературноDхудожественных обществ. Общественные организации сценических деятелей.

М.Горький – рецензент, критик, теоретик театра. Пьеса М.Горько «Мещане». Пьеса «На дне» – протест М.Горького против философии утешительства, «Васса Железнова» как социальна драма.

М.Горький – основоположник жанра политической драматургии.

Первые постановки пьес М.Горького.

Роль драматургии М.Горького в развитии отечественного сценического искусства.

ГОРЬКИЙ Максим (1821-81), русский писатель, член-корреспондент

Петербургской АН (1877). В повестях "Бедные люди" (1846), "Белые ночи"

(1848), "Неточка Незванова" (1849, не окончена) и др. описал страдания

"маленького" человека как трагедию социальную. В повести "Двойник" (1846)

дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В.

Петрашевского, Горький в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни,

замененной каторгой (1850-54) с последующей службой рядовым. В 1859

возвратился в Санкт-Петербург. "Записки из Мертвого дома" (1861-62) - о

трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе с братом М.

М. Горьким издавал "почвеннические" журналы "Время" (1861-63) и "Эпоха"

(1864-65). В романах "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868),

"Бесы" (1871-1872), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879-80) и др.

- философское осмысление социального и духовного кризиса России,


диалогическое столкновение самобытных личностей, страстные поиски

общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм.

Публицистический "Дневник писателя" (1873-81). Творчество Горького оказало

мощное влияние на русскую и мировую литературу.

* * *

ГОРЬКИЙ Максим [30 октября (11 ноября) 1821, Москва - 28 января (9 февраля)

1881, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре], русский писатель.

"Я происходил из семейства русского и благочестивого"

Горький был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец, сын

униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где

и родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного

дворянина. Мать - из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила

детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге "Сто четыре

священные истории Ветхого и Нового Завета" (в романе "Братья Карамазовы"

воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем

детстве). В доме родителей читали вслух "Историю Государства Российского"

Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С.

Пушкина. С особым одушевлением Горький вспоминал в зрелые годы о знакомстве

с Писанием: "Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого

детства". Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная

"Книга Иова".

С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое

(Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в

памяти Горького и служили в дальнейшем творческим материалом (рассказ

"Мужик Марей" из "Дневника писателя" за 1876).

Начало учения

В 1832 Горький и его старший брат Михаил (см. Горький М. М.) начали

заниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 обучались в пансионе Н.

И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака. Атмосфера учебных

заведений и оторванность от семьи вызывали у Горького болезненную реакцию

(ср. автобиографические черты героя романа "Подросток", переживающего

глубокие нравственные потрясения в "пансионе Тушара"). Вместе с тем годы

учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 умерла мать

писателя, и вскоре отец отвез Горького с братом Михаилом в Петербург для

продолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом,

скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексического

удара, по семейным преданиям, был убит крепостными). Отношение Горького к

отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.

В Инженерном училище (1838-43)

С января 1838 Горький учился в Главном инженерном училище (впоследствии

всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Он страдал от

военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от

одиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А.

Трутовский, Горький держался замкнуто, однако поражал товарищей


начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище

оформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом

Михаилом, Горький читал отрывки из своих драматических произведений,

которые известны только по названиям - "Мария Стюарт" и "Борис Годунов", -

рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому,

самыми глубокими литературными увлечениями молодого Горького; зачитывался

также Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго. По

окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной

команде, летом 1844 Горький уволился в чине поручика, решив полностью

отдаться литературному творчеству.

Начало литературного труда

Среди литературных пристрастий Горького той поры был О. де Бальзак:

переводом его повести "Евгения Гранде" (1844, без указания имени

переводчика) писатель вступил на литературное поприще. Одновременно Горький

работал над переводом романов Эжена Сю и Жорж Санд (в печати не появились).

Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего

писателя: ему не чужда была в те годы романтическая и сентименталистская

стилистика, нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры,

остросюжетное повествование. В произведениях Жорж Санд, как вспоминал он в

конце жизни, его "поразила ... целомудренная, высочайшая чистота типов и

идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа".

Триумфальный дебют

Зимой 1844 Горький задумал роман "Бедные люди", работу над которым он

начал, по его словам, "вдруг", неожиданно, но отдался ей безраздельно. Еще

в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру,

доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет

читали "Бедных людей". Под утро они пришли к Горькому, чтобы выразить ему

восхищение. Со словами "Новый Гоголь явился!" Некрасов передал рукопись В.

Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: "... роман открывает такие

тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому".

Реакция кружка Белинского на первое произведение Горького стала одним из

самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов в истории

русской литературы: почти все участники, включая Горького, позднее

возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественных произведениях,

описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман был напечатан в 1846 в

"Петербургском сборнике" Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и

отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а

Белинский прямо предрекал Горькому великое будущее. Первые критики

справедливо заметили генетическую связь "Бедных людей" с гоголевской

"Шинелью", имея в виду и образ главного героя полунищего чиновника Макара

Девушкина, восходивший к героям Гоголя, и широкое воздействие гоголевской


поэтики на Горького. В изображении обитателей "петербургских углов", в

портретировании целой галереи социальных типов Горький опирался на традиции

натуральной школы (обличительный пафос), однако сам подчеркивал, что в

романе сказалось и влияние пушкинского "Станционного смотрителя". Тема

"маленького человека" и его трагедии нашла у Горького новые повороты,

позволяющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой

манеры писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с

анализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы

состояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров

(не случайно избрана форма "романа в письмах"), система двойников,

"сопутствующих" главным героям.

В литературном кругу

Войдя в кружок Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф.

Одоевским, И. И. Панаевым), Горький, по его позднейшему признанию,

"страстно принял все учение" критика, включая его социалистические идеи. В

конце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести "Двойник" (1846),

в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознания, предвещающий

его великие романы. Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итоге

его разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Горького с

критиком, как и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева,

высмеивавших болезненную мнительность Горького. Угнетающе действовала на

писателя необходимость соглашаться почти на любую литературную поденщину.

Все это мучительно переживалось Горьким. Он стал "страдать раздражением

всей нервной системы", появились первые симптомы эпилепсии, мучившей его

всю жизнь.

Горький и петрашевцы

В 1846 Горький сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников - А.

Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором обсуждались

не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 Горький начал

посещать "пятницы" М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 - кружок поэта С. Ф.

Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших

политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян,

реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи

А. И. Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались

планы распространения литографированной литературы. В 1848 вошел в особое

тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А.

Спешневым (имевшим значительное влияние на Горького); общество ставило

своей целью "произвести переворот в России". Горький, однако, испытывал

некоторые сомнения: по воспоминаниям А. П. Милюкова, он "читал социальных

писателей, но относился к ним критически". Под утро 23 апреля 1849 в числе

других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин


Петропавловской крепости.

Под следствием и на каторге

После 8 месяцев, проведенных в крепости, где Горький держался мужественно и

даже написал рассказ "Маленький герой" (напечатан в 1857), он был признан

виновным "в умысле на ниспровержение ... государственного порядка" и

первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после

"ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти", 4 годами каторги с

лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу

отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников ("это было

страдание невыразимое, бесконечное ... всякая минута тяготела как камень у

меня на душе"). Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, "суд

над собой", "строгий пересмотр прежней жизни", сложная гамма чувств от

отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, - весь этот

душевный опыт острожных лет стал биографической основой "Записок из

Мертвого дома" (1860-62), трагической исповедальной книги, поразившей уже

современников мужеством и силой духа писателя. Отдельной темой "Записок"

оказался глубокий сословный разрыв дворянина с простонародьем. Хотя Аполлон

Григорьев преувеличивал в духе собственных убеждений, когда писал, что

Горький "достиг страдательным п с и х о л о г и ч е с к и м процессом до

того, что в "Мертвом доме" слился совсем с народом", однако шаг к такому

сближению - через сознание общности судьбы - был сделан. Сразу после

освобождения Горький писал брату о вынесенных из Сибири "народных типах" и

знании "черного, горемычного быта" - опыте, которого "на целые томы

достанет". В "Записках" отражен наметившийся на каторге переворот в

сознании писателя, который он характеризовал позднее как "возврат к

народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного".

Горькому ясно представилась утопичность революционных идей, с которыми он в

дальнейшем остро полемизировал.

Возвращение в литературу

С января 1854 Горький служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в

унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено

дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой,

принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Горький

написал повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели" (обе

напечатаны в 1859). Центральный герой последней, Фома Фомич Опискин,

ничтожный приживальщик с притязаниями тирана, лицедей, ханжа, маниакальный

себялюбец и утонченный садист, как психологический тип стал важным

открытием, предвещавшим многих героев зрелого творчества. В повестях

намечены и основные черты знаменитых романов-трагедий Горького:

театрализация действия, скандальное и, одновременно, трагическое развитие

событий, усложненный психологический рисунок. Современники остались

равнодушными к "Селу Степанчиково...", интерес к повести возник значительно