ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 291
Скачиваний: 3
позднее, когда Н. М. Михайловский в статье "Жестокий талант" дал глубокий
анализ образа Опискина, тенденциозно отождествляя его, однако, с самим
писателем. Много споров вокруг "Села Степанчиково..." связано с
предположением Ю. Н. Тынянова о том, что в монологах Опискина пародируются
"Выбранные места из переписки с друзьями" Н. В. Гоголя. Идея Тынянова
спровоцировала исследователей на выявление объемного пласта литературного
подтекста в повести, в т. ч. аллюзий, связанных с произведениями 1850-х
гг., за которыми Горький жадно следил в Сибири.
Горький-журналист
В 1859 Горький вышел в отставку "по болезни" и получил разрешение жить в
Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом
стал издавать журналы "Время", затем "Эпоха", сочетая огромную редакторскую
работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические
статьи, полемические заметки, художественные произведения. При ближайшем
участии Н. Н. Страхова и А. А. Григорьева, в ходе полемики и с радикальной,
и с охранительной журналистикой, на страницах обоих журналов развивались
"почвеннические" идеи (см. Почвенники), генетически связанные со
славянофильством, но пронизанные пафосом примирения западников и
славянофилов, поисками национального варианта развития и оптимального
сочетания начал "цивилизации" и народности, - синтеза, выраставшего из
"всеотзывчивости", "всечеловечности" русского народа, его способности к
"примирительному взгляду на чужое". Статьи Горького, в особенности "Зимние
заметки о летних впечатлениях" (1863), написанные по следам первой
заграничной поездки 1862 (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия),
представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно
выраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразования
русского общества на братских христианских основаниях: "русская идея ...
будет синтезом всех тех идей, которые ... развивает Европа в отдельных
своих национальностях".
"Униженные и оскорбленные" (1861) и "Записки из подполья" (1864)
На страницах журнала "Время", стремясь укрепить его репутацию, Горький
печатал свой роман "Униженные и оскорбленные", само название которого
воспринималось критикой 19 в. как символ всего творчества писателя и даже
шире - как символ "истинно гуманистического" пафоса русской литературы (Н.
А. Добролюбов в статье "Забитые люди"). Насыщенный автобиографическими
аллюзиями и обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., роман
написан уже в новой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослаблен
социальный аспект трагедии "униженных" и углублен психологический анализ.
Обилие мелодраматических эффектов и исключительных ситуаций, нагнетение
таинственности, хаотичность композиции побуждали критиков разных поколений
низко оценивать роман. Однако в следующих произведениях Горькому удалось те
же черты поэтики поднять на трагедийную высоту: внешняя неудача подготовила
взлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в "Эпохе" повесть
"Записки из подполья", которую В. В. Розанов считал "краеугольным камнем в
литературной деятельности" Горького; исповедь подпольного парадоксалиста,
человека трагически разорванного сознания, его споры с воображаемым
оппонентом, так же как и нравственная победа героини, противостоящей
болезненному индивидуализму "антигероя", - все это нашло развитие в
последующих романах, лишь после появления которых повесть получила высокую
оценку и глубокое истолкование в критике.
Семейные катастрофы и новая женитьба
В 1863 Горький совершил вторую поездку за границу, где познакомился с А. П.
Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложные
отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для
романа "Игрок" (1866). В 1864 умерла жена Горького и, хотя они не были
счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапно
скончался брат Михаил. Горький взял на себя все долги по изданию журнала
"Эпоха", однако вскоре прекратил его из-за падения подписки и заключил
невыгодный договор на издание своего собрания сочинений, обязавшись к
определенному сроку написать новый роман. Он еще раз побывал за границей
лето 1866 провел в Москве и на подмосковной даче, все это время работая над
романом "Преступление и наказание", предназначенным для журнала "Русский
вестник" М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные его романы
печатались в этом журнале). Параллельно Горькому пришлось работать над
вторым романом ("Игрок"), который он диктовал стенографистке А. Г.
Сниткиной (см. Горькая А. Г.), которая не просто помогала писателю, но и
психологически поддерживала его в сложной ситуации. После окончания романа
(зима 1867) Горький на ней женился и, по воспоминаниям Н. Н. Страхова,
"новая женитьба скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье,
которого он так желал".
"Преступление и наказание" (1865-66)
Круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в
самом туманном виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и
душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с
неосуществленным замыслом "Пьяненькие", новый роман Горького подводил итог
творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные
мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от
нравственной драмы Раскольникова, "убийцы-теоретика", современного
Наполеона, который, по словам писателя, "кончает тем, что п р и н у ж д е н
сам на себя донести ... чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять
к людям...". Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки
стать "властелином судьбы", подняться над "тварью дрожащею" и одновременно
осчастливить человечество, спасти обездоленных - философский ответ Горького
на революционные настроения 1860-х гг. Сделав "убийцу и блудницу" главными
героями романа и вынеся внутреннюю драму Раскольникова на улицы Петербурга,
Горький поместил обыденную жизнь в обстановку символических совпадений,
надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных философских
диспутов-дуэлей, превращая нарисованный с топографической точностью
Петербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей,
система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых
сцен с трагическими, парадоксалистски заостренная постановка моральных
проблем, поглощенность героев идеей, обилие "голосов" (различных точек
зрения, скрепленных единством авторской позиции) - все эти особенности
романа, традиционно считающегося лучшим произведением Горького, стали
основными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя радикальная критика
истолковала "Преступление и наказание" как произведение тенденциозное,
роман имел огромный успех.
Мир великих романов
В 1867-68 гг. написан роман "Идиот", задачу которого Горький видел в
"изображении положительно прекрасного человека". Идеальный герой князь
Мышкин, "Князь-Христос", "пастырь добрый", олицетворяющий собой прощение и
милосердие, с его теорией "практического христианства", не выдерживает
столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его
гибель - приговор миру. Однако, по замечанию Горького, "где только он ни п
р и к о с н у л с я - везде он оставил неисследимую черту". Следующий роман
"Бесы" (1871-72) создан под впечатлением от террористической деятельности
С. Г. Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа", но
идеологическое пространство романа много шире: Горький осмыслял и
декабристов, и П. Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х гг., и
шестидесятничество, интерпретируя революционное "бесовство" в философско-
психологическом ключе и вступая с ним в спор самой художественной тканью
романа - развитием сюжета как череды катастроф, трагическим движением судеб
героев, апокалипсическим отсветом, "брошенным" на события. Современники
прочитали "Бесов" как рядовой антинигилистический роман, пройдя мимо его
пророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875 напечатан роман
"Подросток", написанный в форме исповеди юноши, сознание которого
формируется в "безобразном" мире, в обстановке "всеобщего разложения" и
"случайного семейства". Тема распада семейных связей нашла продолжение в
итоговом романе Горького - "Братья Карамазовы" (1879-80), задуманном как
изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие
главного героя Алеши Карамазова. Проблема "отцов и детей" ("детская" тема
получила обостренно-трагедийное и вместе с тем оптимистическое звучание в
романе, особенно в книге "Мальчики"), а также конфликт бунтарского безбожия
и веры, проходящей через "горнило сомнений", достигли здесь апогея и
предопределили центральную антитезу романа: противопоставление гармонии
всеобщего братства, основанного на взаимной любви (старец Зосима, Алеша,
мальчики), мучительному безверию, сомнениям в Боге и "мире Божьем" (эти
мотивы достигают кульминации в "поэме" Ивана Карамазова о Великом
инквизиторе). Романы зрелого Горького - это целое мироздание, пронизанное
катастрофическим мироощущением его творца. Обитатели этого мира, люди
расколотого сознания, теоретики, "придавленные" идеей и оторванные от
"почвы", при всей их неотделимости от российского пространства, с течением
времени, в особенности в 20 веке, стали восприниматься как символы
кризисного состояния мировой цивилизации.
"Дневник писателя". Конец пути
В 1873 Горький начал редактировать газету-журнал "Гражданин", где не
ограничился редакторской работой, решив печатать собственные
публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны,
рассказы. Эта пестрота "искупалась" единством интонации и взглядов автора,
ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться "Дневник
писателя", которому Горький посвятил в последние годы много сил, превратив
его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической
жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные,
эстетические убеждения. В 1874 он отказался от редактирования журнала из-за
столкновений с издателем и ухудшения здоровья (летом 1874, затем в 1875,
1876 и 1879 он ездил лечиться в Эмс), а в конце 1875 возобновил работу над
"Дневником", имевшим огромный успех и побудившим многих людей вступить в
переписку с его автором (вел "Дневник" с перерывами до конца жизни). В
обществе Горький приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как
проповедник и учитель. Апогеем его прижизненной славы стала речь на
открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о
"всечеловечности" как высшем выражении русского идеала, о "русском
скитальце", которому необходимо "всемирное счастье". Эта речь, вызвавшая
огромный общественный резонанс, оказалась завещанием Горького. Полный
творческих планов, собираясь писать вторую часть "Братьев Карамазовых" и
издавать "Дневник писателя", в январе 1881 Горький внезапно скончался.