ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 291

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

позднее, когда Н. М. Михайловский в статье "Жестокий талант" дал глубокий

анализ образа Опискина, тенденциозно отождествляя его, однако, с самим

писателем. Много споров вокруг "Села Степанчиково..." связано с

предположением Ю. Н. Тынянова о том, что в монологах Опискина пародируются

"Выбранные места из переписки с друзьями" Н. В. Гоголя. Идея Тынянова

спровоцировала исследователей на выявление объемного пласта литературного

подтекста в повести, в т. ч. аллюзий, связанных с произведениями 1850-х

гг., за которыми Горький жадно следил в Сибири.

Горький-журналист

В 1859 Горький вышел в отставку "по болезни" и получил разрешение жить в

Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом

стал издавать журналы "Время", затем "Эпоха", сочетая огромную редакторскую

работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические

статьи, полемические заметки, художественные произведения. При ближайшем

участии Н. Н. Страхова и А. А. Григорьева, в ходе полемики и с радикальной,

и с охранительной журналистикой, на страницах обоих журналов развивались

"почвеннические" идеи (см. Почвенники), генетически связанные со

славянофильством, но пронизанные пафосом примирения западников и

славянофилов, поисками национального варианта развития и оптимального

сочетания начал "цивилизации" и народности, - синтеза, выраставшего из

"всеотзывчивости", "всечеловечности" русского народа, его способности к

"примирительному взгляду на чужое". Статьи Горького, в особенности "Зимние

заметки о летних впечатлениях" (1863), написанные по следам первой

заграничной поездки 1862 (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия),

представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно

выраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразования

русского общества на братских христианских основаниях: "русская идея ...

будет синтезом всех тех идей, которые ... развивает Европа в отдельных

своих национальностях".

"Униженные и оскорбленные" (1861) и "Записки из подполья" (1864)

На страницах журнала "Время", стремясь укрепить его репутацию, Горький

печатал свой роман "Униженные и оскорбленные", само название которого

воспринималось критикой 19 в. как символ всего творчества писателя и даже

шире - как символ "истинно гуманистического" пафоса русской литературы (Н.

А. Добролюбов в статье "Забитые люди"). Насыщенный автобиографическими

аллюзиями и обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., роман

написан уже в новой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослаблен

социальный аспект трагедии "униженных" и углублен психологический анализ.

Обилие мелодраматических эффектов и исключительных ситуаций, нагнетение

таинственности, хаотичность композиции побуждали критиков разных поколений

низко оценивать роман. Однако в следующих произведениях Горькому удалось те


же черты поэтики поднять на трагедийную высоту: внешняя неудача подготовила

взлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в "Эпохе" повесть

"Записки из подполья", которую В. В. Розанов считал "краеугольным камнем в

литературной деятельности" Горького; исповедь подпольного парадоксалиста,

человека трагически разорванного сознания, его споры с воображаемым

оппонентом, так же как и нравственная победа героини, противостоящей

болезненному индивидуализму "антигероя", - все это нашло развитие в

последующих романах, лишь после появления которых повесть получила высокую

оценку и глубокое истолкование в критике.

Семейные катастрофы и новая женитьба

В 1863 Горький совершил вторую поездку за границу, где познакомился с А. П.

Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложные

отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для

романа "Игрок" (1866). В 1864 умерла жена Горького и, хотя они не были

счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапно

скончался брат Михаил. Горький взял на себя все долги по изданию журнала

"Эпоха", однако вскоре прекратил его из-за падения подписки и заключил

невыгодный договор на издание своего собрания сочинений, обязавшись к

определенному сроку написать новый роман. Он еще раз побывал за границей

лето 1866 провел в Москве и на подмосковной даче, все это время работая над

романом "Преступление и наказание", предназначенным для журнала "Русский

вестник" М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные его романы

печатались в этом журнале). Параллельно Горькому пришлось работать над

вторым романом ("Игрок"), который он диктовал стенографистке А. Г.

Сниткиной (см. Горькая А. Г.), которая не просто помогала писателю, но и

психологически поддерживала его в сложной ситуации. После окончания романа

(зима 1867) Горький на ней женился и, по воспоминаниям Н. Н. Страхова,

"новая женитьба скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье,

которого он так желал".

"Преступление и наказание" (1865-66)

Круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в

самом туманном виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и

душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с

неосуществленным замыслом "Пьяненькие", новый роман Горького подводил итог

творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные

мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от

нравственной драмы Раскольникова, "убийцы-теоретика", современного

Наполеона, который, по словам писателя, "кончает тем, что п р и н у ж д е н

сам на себя донести ... чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять

к людям...". Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки

стать "властелином судьбы", подняться над "тварью дрожащею" и одновременно


осчастливить человечество, спасти обездоленных - философский ответ Горького

на революционные настроения 1860-х гг. Сделав "убийцу и блудницу" главными

героями романа и вынеся внутреннюю драму Раскольникова на улицы Петербурга,

Горький поместил обыденную жизнь в обстановку символических совпадений,

надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных философских

диспутов-дуэлей, превращая нарисованный с топографической точностью

Петербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей,

система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых

сцен с трагическими, парадоксалистски заостренная постановка моральных

проблем, поглощенность героев идеей, обилие "голосов" (различных точек

зрения, скрепленных единством авторской позиции) - все эти особенности

романа, традиционно считающегося лучшим произведением Горького, стали

основными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя радикальная критика

истолковала "Преступление и наказание" как произведение тенденциозное,

роман имел огромный успех.

Мир великих романов

В 1867-68 гг. написан роман "Идиот", задачу которого Горький видел в

"изображении положительно прекрасного человека". Идеальный герой князь

Мышкин, "Князь-Христос", "пастырь добрый", олицетворяющий собой прощение и

милосердие, с его теорией "практического христианства", не выдерживает

столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его

гибель - приговор миру. Однако, по замечанию Горького, "где только он ни п

р и к о с н у л с я - везде он оставил неисследимую черту". Следующий роман

"Бесы" (1871-72) создан под впечатлением от террористической деятельности

С. Г. Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа", но

идеологическое пространство романа много шире: Горький осмыслял и

декабристов, и П. Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х гг., и

шестидесятничество, интерпретируя революционное "бесовство" в философско-

психологическом ключе и вступая с ним в спор самой художественной тканью

романа - развитием сюжета как череды катастроф, трагическим движением судеб

героев, апокалипсическим отсветом, "брошенным" на события. Современники

прочитали "Бесов" как рядовой антинигилистический роман, пройдя мимо его

пророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875 напечатан роман

"Подросток", написанный в форме исповеди юноши, сознание которого

формируется в "безобразном" мире, в обстановке "всеобщего разложения" и

"случайного семейства". Тема распада семейных связей нашла продолжение в

итоговом романе Горького - "Братья Карамазовы" (1879-80), задуманном как

изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие

главного героя Алеши Карамазова. Проблема "отцов и детей" ("детская" тема

получила обостренно-трагедийное и вместе с тем оптимистическое звучание в


романе, особенно в книге "Мальчики"), а также конфликт бунтарского безбожия

и веры, проходящей через "горнило сомнений", достигли здесь апогея и

предопределили центральную антитезу романа: противопоставление гармонии

всеобщего братства, основанного на взаимной любви (старец Зосима, Алеша,

мальчики), мучительному безверию, сомнениям в Боге и "мире Божьем" (эти

мотивы достигают кульминации в "поэме" Ивана Карамазова о Великом

инквизиторе). Романы зрелого Горького - это целое мироздание, пронизанное

катастрофическим мироощущением его творца. Обитатели этого мира, люди

расколотого сознания, теоретики, "придавленные" идеей и оторванные от

"почвы", при всей их неотделимости от российского пространства, с течением

времени, в особенности в 20 веке, стали восприниматься как символы

кризисного состояния мировой цивилизации.

"Дневник писателя". Конец пути

В 1873 Горький начал редактировать газету-журнал "Гражданин", где не

ограничился редакторской работой, решив печатать собственные

публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны,

рассказы. Эта пестрота "искупалась" единством интонации и взглядов автора,

ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться "Дневник

писателя", которому Горький посвятил в последние годы много сил, превратив

его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической

жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные,

эстетические убеждения. В 1874 он отказался от редактирования журнала из-за

столкновений с издателем и ухудшения здоровья (летом 1874, затем в 1875,

1876 и 1879 он ездил лечиться в Эмс), а в конце 1875 возобновил работу над

"Дневником", имевшим огромный успех и побудившим многих людей вступить в

переписку с его автором (вел "Дневник" с перерывами до конца жизни). В

обществе Горький приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как

проповедник и учитель. Апогеем его прижизненной славы стала речь на

открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о

"всечеловечности" как высшем выражении русского идеала, о "русском

скитальце", которому необходимо "всемирное счастье". Эта речь, вызвавшая

огромный общественный резонанс, оказалась завещанием Горького. Полный

творческих планов, собираясь писать вторую часть "Братьев Карамазовых" и

издавать "Дневник писателя", в январе 1881 Горький внезапно скончался.