ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2019
Просмотров: 6261
Скачиваний: 39
•
‰и ‡ „‡м м‡ пе це ‰ен то‚;
•
‰и ‡ „‡м м‡ кл‡с со‚;
•
‰и ‡ „‡м м‡ объ ек то‚;
•
‰и ‡ „‡м м‡ по сле ‰о ‚‡ тель но с тей;
•
‰и ‡ „‡м м‡ ‚з‡ и мо ‰ей ст ‚иfl;
•
‰и ‡ „‡м м‡ со сто fl ний;
•
‰и ‡ „‡м м‡ ‡к ти‚ но с ти;
•
‰и ‡ „‡м м‡ ‡з ‚е ты ‚‡ ниfl.
О не ко то ых из этих ‰и ‡ „‡мм мы бу ‰ем „о ‚о ить по ‰об нее ‚ сле -
‰у ю щих лек ци flх. По к‡ же мы не ст‡ нем з‡ ос т flть ‚ни м‡ ние н‡ по ‰об -
но с тflх, ‡ з‡ ‰‡ ‰им сfl це лью н‡ учить чи т‡ те лfl хо тfl бы ‚и зу ‡ль но ‡з ли ч‡ть
‚и ‰ы ‰и ‡ „‡мм, ‰‡ть н‡ ч‡ль ное пе‰ ст‡‚ ле ние о н‡ зн‡ че нии ос но‚ ных
‚и ‰о‚ ‰и ‡ „‡мм. Ит‡к, н‡ч нем.
Ди ‡ „‡м м‡ пе це ‰ен то‚ (use case diagram)
Лю бые (‚ том чис ле и по „‡мм ные) си с те мы по ек ти у ют сfl с уче -
том то „о, что ‚ по цес се с‚ой ‡ бо ты они бу ‰ут ис поль зо ‚‡ть сfl лю‰ь ми
и/или ‚з‡ и мо ‰ей ст ‚о ‚‡ть с ‰у „и ми си с те м‡ ми. Сущ но с ти, с ко то ы ми
‚з‡ и мо ‰ей ст ‚у ет си с те м‡ ‚ по цес се с‚о ей ‡ бо ты, н‡ зы ‚‡ ют сfl
эк то ‡ ми
,
пи чем к‡ж ‰ый эк то ожи ‰‡ ет, что си с те м‡ бу ‰ет ‚е с ти се бfl сто „о оп е -
‰е лен ным, пе‰ ск‡ зу е мым об ‡ зом. По по бу ем ‰‡ть бо лее сто „ое оп е -
‰е ле ние эк то ‡. Длfl это „о ‚ос поль зу ем сfl з‡ ме ч‡ тель ным ‚и зу ‡ль ным
сло ‚‡ ем по UML
Zicom Mentor
:
Эк то (actor) —
это мно же ст ‚о ло „и че с ки с‚fl з‡н ных о лей, ис пол -
нfl е мых пи ‚з‡ и мо ‰ей ст ‚ии с пе це ‰ен т‡ ми или сущ но с тfl ми (си с те м‡,
по‰ си с те м‡ или кл‡сс). Эк то ом мо жет быть че ло ‚ек или ‰у „‡fl си с те м‡,
по‰ си с те м‡ или кл‡сс, ко то ые пе‰ ст‡‚ лfl ют не что ‚не сущ но с ти.
Г‡ фи че с ки эк то изо б ‡ ж‡ ет сfl ли бо
«че ло ‚еч ком»
, по ‰об ным тем,
ко то ые мы и со ‚‡ ли ‚ ‰ет ст ‚е, изо б ‡ ж‡fl чле но‚ с‚о ей се мьи, ли бо
сим -
‚о лом кл‡с с‡ с со от ‚ет ст ‚у ю щим сте ео ти пом
, к‡к по к‡ з‡ но н‡ и сун ке.
Обе фо мы пе‰ ст‡‚ ле ниfl име ют о‰ин и тот же смысл и мо „ут ис поль зо -
‚‡ть сfl ‚ ‰и ‡ „‡м м‡х. «Сте ео ти пи о ‚‡н н‡fl» фо м‡ ч‡ ще пи ме нfl ет сfl
‰лfl пе‰ ст‡‚ ле ниfl си с тем ных эк то о‚ или ‚ слу ч‡ flх, ко„ ‰‡ эк то име ет
с‚ой ст ‚‡ и их нуж но ото б ‡ зить (ис. 2.1).
Вни м‡ тель ный чи т‡ тель с‡ зу же мо жет з‡ ‰‡ть ‚о пос:
‡ по че му эк -
то, ‡ не ‡к те?
Со „л‡с ны, сло ‚о «эк то» не мно „о е жет слух ус ско „о
че ло ‚е к‡. Пи чи н‡ же, по че му мы „о ‚о им имен но т‡к, по ст‡ — эк то
об ‡ зо ‚‡ но от сло ‚‡
action
, что ‚ пе е ‚о ‰е оз н‡ ч‡ ет
‰ей ст ‚ие
. До сло‚ -
ный же пе е ‚о‰ сло ‚‡ «эк то» —
‰ей ст ‚у ю щее ли цо
— слиш ком ‰лин ный
и не у‰об ный ‰лfl упо теб ле ниfl. По это му мы бу ‰ем и ‰‡ лее „о ‚о ить
имен но т‡к.
31
Лекциfl 2
Ви‰ы ‰и‡„‡мм UML
Тот же ‚ни м‡ тель ный чи т‡ тель мо„ з‡ ме тить по мельк ну‚ шее ‚ оп -
е ‰е ле нии эк то ‡ сло ‚о «
пе це ‰ент
». Что же это т‡ кое? Этот ‚о пос з‡ ин -
те е су ет н‡с еще боль ше, ес ли ‚спом нить, что сей ч‡с мы „о ‚о им о
‰и ‡ -
„‡м ме пе це ‰ен то‚
. Ит‡к,
Пе це ‰ент (use-case) —
опи с‡ ние от ‰ель но „о ‡с пек т‡ по ‚е ‰е ниfl си с -
те мы с точ ки зе ниfl поль зо ‚‡ те лfl (Буч).
Оп е ‰е ле ние ‚пол не по нflт ное и ис че пы ‚‡ ю щее, но е„о мож но еще
не мно „о уточ нить, ‚ос поль зо ‚‡‚ шись тем же
Zicom Mentor
’ом:
Пе це ‰ент (use case) —
опи с‡ ние мно же ст ‚‡ по сле ‰о ‚‡ тель ных со бы -
тий (‚клю ч‡fl ‚‡ и ‡н ты), ‚ы пол нfl е мых си с те мой, ко то ые пи ‚о ‰flт к н‡ -
блю ‰‡ е мо му эк то ом е зуль т‡ ту. Пе це ‰ент пе‰ ст‡‚ лfl ет по ‚е ‰е ние сущ -
но с ти, опи сы ‚‡fl ‚з‡ и мо ‰ей ст ‚ие меж ‰у эк то ‡ ми и си с те мой. Пе це ‰ент
не по к‡ зы ‚‡ ет, «к‡к» ‰о сти „‡ ет сfl не ко то ый е зуль т‡т, ‡ толь ко «что»
имен но ‚ы пол нfl ет сfl.
Пе це ‰ен ты обо зн‡ ч‡ ют сfl очень по стым об ‡ зом — ‚ ‚и ‰е
эл лип с‡
,
‚ну т и ко то о „о ук‡ з‡ но е„о н‡ з‚‡ ние.
Пе це ‰ен ты и эк то ы со е‰и нfl ют сfl с
по мо щью ли ний
. Ч‡ с то н‡ о‰ ном из кон цо‚ ли нии изо б ‡ ж‡ ют
стел ку
, пи -
чем
н‡ п‡‚ ле н‡ он‡ к то му, у ко „о з‡ п‡ ши ‚‡ ют се ‚ис
, ‰у „и ми сло ‚‡ ми,
чьи ми ус лу „‡ ми поль зу ют сfl. Это по стое объ flс не ние ил лю с т и у ет
по ни -
м‡ ние пе це ‰ен то‚ к‡к се ‚и со‚
, по п‡ „‡н ‰и у е мое ком п‡ ни ей
IBM
.
Пе це ‰ен ты мо „ут ‚клю ч‡ть ‰у „ие пе це ‰ен ты, ‡с ши flть сfl ими,
н‡ сле ‰о ‚‡ть сfl и т. ‰.
Все эти ‚оз мож но с ти мы з‰есь ‡с см‡ т и ‚‡ть не бу -
Кус
32
UML: Пе‚ое зн‡комст‚о
Рис. 2.1
Рис. 2.2
‰ем
. К‡к уже „о ‚о и лось ‚ы ше, цель это „о об зо ‡ — по сто н‡ учить чи т‡ -
те лfl ‚ы ‰е лflть ‰и ‡ „‡м му пе це ‰ен то‚, по ни м‡ть ее н‡ зн‡ че ние и смысл
обо зн‡ че ний, ко то ые н‡ ней ‚сте ч‡ ют сfl.
Кст‡ ти, к это му мо мен ту мы уже по т‡ ти ли ‰о ст‡ точ но мно „о ‚е ме -
ни н‡ объ flс не ние по нfl тий и их ус ло‚ ных обо зн‡ че ний. Н‡ ‚е ное, по ‡
уже, н‡ ко нец, пи ‚е с ти пи ме ‰и ‡ „‡м мы пе це ‰ен то‚. К‡к ‚ы ‰у м‡ е те,
что оз н‡ ч‡ ет эт‡ ‰и ‡ „‡м м‡ (ис. 2.3)?
По л‡ „‡ ем, з‰есь ‚се бы ло бы по нflт но, ес ли бы ‰‡ же мы ни ко„ ‰‡ не
слы ш‡ ли о ‰и ‡ „‡м м‡х пе це ‰ен то‚! Ве‰ь т‡к? Все мы ‚ сту ‰ен че с кие
„о ‰ы поль зо ‚‡ лись биб ли о те к‡ ми (ко то ые те пеь ‰лfl н‡с з‡ ме нил Ин -
те нет), и по то му ‚се это ‰лfl н‡с зн‡ ко мо. Об ‡ ти те т‡к же ‚ни м‡ ние н‡
пи ме ч‡ ние, со по с т‡‚ лен ное с о‰ ним из пе це ‰ен то‚. Сле ‰у ет з‡ ме -
тить, что ино „‰‡ н‡ ‰и ‡ „‡м м‡х пе це ‰ен то‚
„‡ ни цы си с те мы обо зн‡ ч‡ -
ют пfl мо у„оль ни ком,
‚ ‚ех ней ч‡ с ти ко то о „о мо жет быть ук‡ з‡ но
н‡ -
炇 ние си с те мы
. Т‡ ким об ‡ зом, пе це ‰ен ты — ‰ей ст ‚иfl, ‚ы пол нfl е мые
си с те мой ‚ от ‚ет н‡ ‰ей ст ‚иfl эк то ‡, — по ме щ‡ ют сfl ‚ну т и пfl мо -
у„оль ни к‡.
А ‚от еще о‰ин пи ме (ис. 2.4). Ду м‡ ем, ‚ы с‡ ми, без н‡ шей по мо -
щи, ле„ ко ‰о „‡ ‰‡ е тесь, о чем т‡м и‰ет ечь.
33
Лекциfl 2
Ви‰ы ‰и‡„‡мм UML
Рис. 2.3
Из ‚се „о ск‡ з‡н но „о ‚ы ше ст‡ но ‚ит сfl по нflт но, что
‰и ‡ „‡м мы пе -
це ‰ен то‚
от но сflт сfl к той „уп пе ‰и ‡ „‡мм, ко то ые
пе‰ ст‡‚ лfl ют ‰и н‡ -
ми че с кие или по ‚е ‰ен че с кие ‡с пек ты си с те мы
. Это от лич ное
се‰ ст ‚о ‰лfl
‰о сти же ниfl ‚з‡ и мо по ни м‡ ниfl меж ‰у ‡з ‡ бот чи к‡ ми, экс пе т‡ ми и ко неч -
ны ми поль зо ‚‡ те лfl ми
по ‰ук т‡. К‡к мы уже мо„ ли убе ‰ить сfl, т‡ кие ‰и ‡ -
„‡м мы очень по сты ‰лfl по ни м‡ ниfl и мо „ут ‚ос пи ни м‡ть сfl и, что не -
м‡ ло ‚‡ж но, об суж ‰‡ть сfl лю‰ь ми, не fl‚ лfl ю щи ми сfl спе ци ‡ ли с т‡ ми ‚ об -
л‡ с ти ‡з ‡ бот ки ПО.
По‰ ‚о ‰fl ито „и, мож но ‚ы ‰е лить т‡ кие
це ли со 片 ниfl ‰и ‡ „‡мм пе -
це ‰ен то‚
:
•
оп е ‰е ле ние „‡ ни цы и кон тек с т‡ мо ‰е ли у е мой пе‰ мет ной об -
л‡ с ти н‡ ‡н них эт‡ п‡х по ек ти о ‚‡ ниfl;
•
фо ми о ‚‡ ние об щих те бо ‚‡ ний к по ‚е ‰е нию по ек ти у е мой
си с те мы;
Кус
34
UML: Пе‚ое зн‡комст‚о
Рис. 2.4
•
‡з ‡ бот к‡ кон цеп ту ‡ль ной мо ‰е ли си с те мы ‰лfl ее по сле ‰у ю щей
‰е т‡ ли з‡ ции;
•
по‰ „о то‚ к‡ ‰о ку мен т‡ ции ‰лfl ‚з‡ и мо ‰ей ст ‚иfl с з‡ к‡з чи к‡ ми и
поль зо ‚‡ те лfl ми си с те мы.
Ди ‡ „‡м м‡ кл‡с со‚ (class diagram)
Во об ще-то, по нfl тие кл‡с с‡ н‡м уже зн‡ ко мо, но, по ж‡ луй, не лиш -
ним бу ‰ет по „о ‚о ить о кл‡с с‡х еще ‡з. Кл‡с си ки о кл‡с с‡х „о ‚о flт
очень по сто и по нflт но:
Кл‡сс (class) —
к‡ те „о иfl ‚е щей, ко то ые име ют об щие ‡т и бу ты и
опе ‡ ции (Буч).
По ‰ол ж‡fl те му, ск‡ жем, что
кл‡с сы — это сто и тель ные бло ки лю -
бой объ ект но-ои ен ти о ‚‡н ной си с те мы
. Они пе‰ ст‡‚ лfl ют со бой опи с‡ -
ние со ‚о куп но с ти объ ек то‚ с об щи ми ‡т и бу т‡ ми, опе ‡ ци fl ми, от но ше -
ни fl ми и се м‡н ти кой. Пи по ек ти о ‚‡ нии объ ект но-ои ен ти о ‚‡н ных
си с тем ‰и ‡ „‡м мы кл‡с со‚ обfl з‡ тель ны.
Кл‡с сы ис поль зу ют сfl ‚ по цес се
‡н‡ ли з‡ пе‰ мет ной об л‡ с ти
‰лfl
со ст‡‚ ле ниfl
сло ‚‡ fl пе‰ мет ной об л‡ с ти
‡з ‡ б‡ ты ‚‡ е мой си с те мы. Это
мо „ут быть к‡к
‡б ст ‡кт ные по нfl тиfl
пе‰ мет ной об л‡ с ти, т‡к и кл‡с сы,
н‡ ко то ые опи ‡ ет сfl ‡з ‡ бот к‡ и ко то ые опи сы ‚‡ ют
по „‡мм ные или
‡п п‡ ‡т ные сущ но с ти
.
Ди ‡ „‡м м‡ кл‡с со‚ — это
н‡ бо ст‡ ти че с ких
, ‰ек л‡ ‡ ти‚ ных
эле мен -
то‚ мо ‰е ли
. Ди ‡ „‡м мы кл‡с со‚ мо „ут пи ме нflть сfl и пи
пfl мом по ек -
ти о ‚‡ нии
, то есть ‚ по цес се ‡з ‡ бот ки но ‚ой си с те мы, и пи
об ‡т ном
по ек ти о ‚‡ нии
— опи с‡ нии су ще ст ‚у ю щих и ис поль зу е мых си с тем. Ин -
фо м‡ циfl с ‰и ‡ „‡м мы кл‡с со‚ н‡ пfl мую ото б ‡ ж‡ ет сfl ‚ ис хо‰ ный ко‰
пи ло же ниfl — ‚ боль шин ст ‚е су ще ст ‚у ю щих ин ст у мен то‚ UML-мо ‰е -
ли о ‚‡ ниfl ‚оз мож н‡
ко ‰о „е не ‡ циfl
‰лfl оп е ‰е лен но „о flзы к‡ по „‡м ми -
о ‚‡ ниfl (обыч но Java или C++). Т‡ ким об ‡ зом, ‰и ‡ „‡м м‡ кл‡с со‚ —
ко неч ный е зуль т‡т по ек ти о ‚‡ ниfl и от  н‡fl точ к‡ по цес с‡ ‡з ‡ -
бот ки.
Но мы опflть з‡ „о ‚о и лись, ‡, к‡к из ‚е ст но, луч ше о‰ин ‡з у‚и ‰еть,
чем сто ‡з ус лы ш‡ть. Мы уже зн‡ ем, к‡к кл‡с сы обо зн‡ ч‡ ют сfl ‚ UML, но
по к‡ еще не ‚и ‰е ли ни о‰ ной ‰и ‡ „‡м мы «с их уч‡ с ти ем». Ит‡к, по смо т -
им н‡ пи ме ы ‰и ‡ „‡мм кл‡с со‚.
Пе ‚ый пи ме (ис. 2.5) ‚есь м‡ пост. К‡к ‚и ‰им, он, хоть и не -
мно „о о‰ но бо ко, ил лю с т и у ет с по мо щью опе ‡ ции
н‡ сле ‰о ‚‡ ниfl
или „е -
не ‡ ли з‡ ции «„е не ‡ ло „и че с кое ‰е ‚о» бы то ‚ой тех ни ки. Ду м‡ ем, мы бы
по нfl ли смысл этой ‰и ‡ „‡м мы, ‰‡ же ес ли бы ни че „о не зн‡ ли о кл‡с с‡х и
не з‡ ни м‡ лись по „‡м ми о ‚‡ ни ем ‚о об ще.
35
Лекциfl 2
Ви‰ы ‰и‡„‡мм UML