Файл: Моделирование предметной области «Учет товаров» с помощью UML (Описание предметной области. Постановка задачи).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
Фазы разработки:
- Планирование. На этом этапе пользователи, менеджеры и IT-специалисты обсуждают задачи проекта, его объём, системные требования, сложности, которые могут возникнуть при разработке, определяют функции, которые должна выполнять система, выделяют наиболее приоритетные из них, ограничивается масштаб проекта, определяются временные рамки для каждой из последующих фаз. Результатом данной фазы является список функций будущей АИС, предварительные функциональные и информационные модели ИС.
- Проектирование. На протяжении данного этапа пользователи, взаимодействуя с системными аналитиками, разрабатывают модели и прототипы, которые включают в себя все необходимые системные функции. Для перевода пользовательских прототипов в рабочие модели RAD-группа обычно использует технику объединенной разработки приложений (JAD) и CASE-инструменты. Пользователи, непосредственно взаимодействуя с ними, уточняют и дополняют требования к системе, которые не были выявлены на предыдущей фазе. Более подробно рассматриваются процессы системы. Анализируется и при необходимости корректируется функциональная модель. Каждый процесс рассматривается детально. Определяются требования разграничения доступа к данным. На этой же фазе происходит определение набора необходимой документации. Пользовательское проектирование оказывается длительным интерактивным процессом, который позволяет пользователям понять, изменить и выбрать рабочую модель, отвечающую их требованиям.
- Конструирование - этап, в котором основная задача заключается в разработке программ и приложений. Пользователи продолжают принимать участие и по-прежнему могут предлагать изменения или улучшения в виде разработанных ими докладов. В их задачи входит программирование и разработка приложений, написание кода, интеграция модулей и системное тестирование.
- Внедрение. Этот этап включает в себя операции по конверсии данных, тестирование, переход на новую систему и тренировку пользователей. Сравнивая с традиционными методами разработки ПО, весь процесс оказывается сжатым по времени. Как результат, новая система оказывается быстрее построенной, доставленной до заказчика и установленной на рабочих местах.
При проектировании программного обеспечения будет использована технология RAD. Выбор основан на ряде причин:
- требуется быстрое выполнение проекта;
- требования могут меняться по ходу выполнения проекта;
- проект большой, но поддается разделению на более мелкие функциональные компоненты.
- ПО не обладает большой вычислительной сложностью.
Средством моделирования проекта является Rational Rose - средство визуального моделирования с использованием языка UML. Основной работой Rational Rose является построение различного рода диаграмм и спецификаций UML, которые определяют архитектуру системы, а также ее статические и динамические аспекты. Это язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения, с помощью его Rational Rose способен выполнять всевозможные задачи в проектировании.
Проектирование диаграммы вариантов использования
Основное назначение диаграммы вариантов использования — описание функциональности и поведения, позволяющее заказчику, конечному пользователю и разработчику совместно обсуждать проектируемую или существующую систему.
При работе с диаграммой вариантов использования важно помнить несколько простых правил:
- каждый прецедент относится как минимум к одному действующему лицу;
- каждый прецедент имеет инициатора;
- каждый прецедент приводит к соответствующему результату;
- не моделируются связи между действующими лицами; не соединяются стрелкой два варианта использования непосредственно.
Диаграмма вариантов использования представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Диаграмма вариантов использования
Поведения основных действующих лиц представлено в таблице 4.
Таблица 4 Поведения основных действующих лиц
Требование |
Актер |
Вариант использования |
Система должна фиксировать информацию о товарах |
Менеджер по закупкам |
Формировать данные о товарах |
Система должна выдавать сообщение при достижении критического остатка |
Менеджер по закупкам |
Формировать отчет по критическим остаткам |
Система должна обеспечивать учет категорий |
Менеджер по закупкам |
Формировать данные о категориях |
Система должна обеспечивать поддержку информации о поставщиках |
Менеджер по закупкам |
Формировать данные о поставщиках |
Система должна обеспечивать поддержку заказов поставщикам |
Менеджер по закупкам |
Формировать заказ поставщику |
Система должна формировать отчет о товарах, находящихся в наличии |
Менеджер по закупкам |
Формировать отчет о товарах в наличии |
Система должна обеспечивать поддержку оформления документов оприходования |
Менеджер по закупкам |
Формировать документ оприходования |
Формирование диаграмм последовательности
Для последующего проектирования были выбраны следующие варианты использования:
- формировать данные о поставщиках;
- формировать документ оприходования;
- формировать отчет о товарах в наличии.
Спецификация вариантов использования
1. Формировать данные о поставщиках.
- S-1.1 – просмотр списка поставщиков
- S-1.2 – ввод информации о новом поставщике
- S-1.3– редактирование информации о поставщике
- S-1.4 – удаление информации о поставщике
- S-1.5 – поиск по списку поставщиков
Таблица 5 S-1.1 – просмотр списка поставщиков
Описание |
Вывод на экран таблицы с данными справочника поставщиков |
Актер |
Менеджер по закупкам |
Предусловие |
- |
Постусловие: |
- |
Таблица 6 Основной поток событий
№ |
Актер/Система |
Действие/Отклик |
1 |
Менеджер по закупкам |
Дает команду открыть справочник поставщиков |
2 |
Система |
Открывает форму справочника поставщиков и выводит в ней сведения о поставщиках(E-1.1) |
3 |
Менеджер по закупкам |
Дает команду закрыть справочник поставщиков |
4 |
Система |
Закрывает форму справочника поставщиков |
Сценарий завершен |
Таблица 7 S-1.2 – ввод информации о новом поставщике
Описание |
Ввод информации о новом поставщике |
Актер |
Менеджер по закупкам |
Предусловие |
S-1.1 |
Постусловие: |
S-1.1 |
Таблица 8 Основной поток событий
№ |
Актер/Система |
Действие/Отклик |
1 |
Менеджер по закупкам |
Дает команду на создание нового поставщика |
2 |
Система |
Открывает форму элемента справочника поставщиков |
3 |
Менеджер по закупкам |
Вводит сведения о поставщике и сохраняет их |
4 |
Система |
Проверяет правильность ввода данных(Е-1.2), сохраняет их в базу данных, закрывает форму элемента справочника поставщиков |
Сценарий завершен |
Таблица 9 S-1.3– редактирование информации о поставщике
Описание |
редактирование информации о поставщике |
Актер |
Менеджер по закупкам |
Предусловие |
S-1.2, S-1.1 |
Постусловие: |
S-1.1 |
Таблица 10 Основной поток событий
№ |
Актер/Система |
Действие/Отклик |
1 |
Менеджер по закупкам |
Дает команду на редактирование сведений о поставщике |
2 |
Система |
Открывает форму элемента справочника поставщиков; заполняет поля данными о поставщике |
3 |
Менеджер по закупкам |
Вносит изменения в поля и сохраняет их |
4 |
Система |
Проверяет правильность ввода данных(Е-1.2), сохраняет их в базу данных, закрывает форму элемента справочника поставщиков |
Сценарий завершен |
Таблица 11 S-1.4 – удаление информации о поставщике
Описание |
Удаление информации о поставщике |
Актер |
Менеджер по закупкам |
Предусловие |
S-1.2, S-1.1 |
Постусловие: |
S-1.1 |
Таблица 12 Основной поток событий
№ |
Актер/Система |
Действие/Отклик |
1 |
Менеджер по закупкам |
Выбирает нужного поставщика из справочника и дает команду на удаление сведений |
2 |
Система |
Выводит окно подтверждения удаления |
3 |
Менеджер по закупкам |
Подтверждает удаление(Е-1.3) |
4 |
Система |
Закрывает окно подтверждения удаления поставщика, удаляет запись о поставщике из базы данных(Е-1.4) и выводит окно с информацией об успешном удалении |
Сценарий завершен |
Таблица 13 S-1.5 – поиск по списку поставщиков
Описание |
Поиск поставщиков по заданным параметрам |
Актер |
Менеджер по закупкам |
Предусловие |
S-1.1 |
Постусловие: |
S-1.1 |
Таблица 14 Основной поток событий
№ |
Актер/Система |
Действие/Отклик |
1 |
Менеджер по закупкам |
Дает команду на поиск сведений о поставщике |
2 |
Система |
Выводит на форме справочника поставщиков панель поиска с полями ввода |
3 |
Менеджер по закупкам |
Вводит поисковый запрос и дает команду на выполнение поиска |
4 |
Система |
Осуществляет поиск в базе данных и подсвечивает первый найденный элемент справочника поставщиков(Е-1.5) |
5 |
Менеджер по закупкам |
Дает команду на поиск следующего элемента(Е-1.6) |
6 |
Система |
Осуществляет поиск в базе данных следующего элемента и подсвечивает найденный элемент справочника поставщиков(Е-1.7) |
7 |
Менеджер по закупкам |
Дает команду на закрытие панели поиска |
8 |
Система |
Закрывает панель поиска |
Сценарий завершен |
Таблица 15 Альтернативный поток событий
Номер ситуации |
Ошибка |
Исправление ошибки |
Е-1.1 |
Список поставщиков пуст |
Система открывает окно с сообщением «Справочник поставщиков пуст!» Менеджер подтверждает сообщение Система закрывает окно, продолжает выполняться сценарий S-1.1 |
Е-1.2 |
Некорректный ввод данных в поля формы или не все поля заполнены |
Система открывает окно с сообщением о вводе некорректных данных, пользователь подтверждает сообщение, вносит корректные данные и заполняет все поля |
Е-1.3 |
Отмена подтверждения удаления |
Выполнение сценария S-1.1 |
Е-1.4 |
Невозможно удалить поставщика |
Система открывает окно с сообщением о невозможности удаления поставщика, пользователь подтверждает сообщение, продолжает выполняться сценарий S-1.1 |
Е-1.5 |
Отсутствие результата поиска |
Система открывает окно с сообщением «Элемент не найден», пользователь подтверждает сообщение и задает новые условия для поиска, продолжает выполняться сценарий S-1.5 |
Е-1.6 |
Отмена продолжения поиска |
Система закрывает панель поиска, продолжает выполняться сценарий S-1.1 |
Е-1.7 |
Отсутствие следующего элемента поиска |
Система открывает окно с сообщением «Достигнут конец поиска», пользователь подтверждает сообщение, продолжает выполняться сценарий S-1.5 |
-
-
- Формировать документ оприходования
-
- S-2.1 – просмотр журнала документов поступления
- S-2.2 – ввод информации о новом документе поступления
- S-2.3– редактирование информации о документе поступления
- S-2.4 – удаление информации о документе поступления
- S-2.5 – поиск по журналу документов поступления
Таблица 16 S-2.1 – просмотр журнала документов поступления
Описание |
Вывод на экран таблицы со списком документов поступления |
Актер |
Менеджер по закупкам |
Предусловие |
- |
Постусловие: |
- |
Таблица 17 Основной поток событий
№ |
Актер/Система |
Действие/Отклик |
1 |
Менеджер по закупкам |
Дает команду открыть список документов поступления |
2 |
Система |
Открывает форму списка документов поступления и выводит в ней сведения о документах поступления(E-2.1) |
3 |
Менеджер по закупкам |
Дает команду закрыть список документов поступления |
4 |
Система |
Закрывает форму списка документов поступления |
Сценарий завершен |