Файл: Право собственности на землю (Понятие и формы права собственности на землю и земельные участки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-четвертых, закон также допускает приобретение земельных участков по таким основаниям, как наследование, правопреемство при реорганизации ю‑ридического лица и приобретательная давность.

В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю‑ на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входят в состав наследства и наследую‑тся на общих основаниях, установленных Кодексом. При наследовании земельного участка по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения. В случае если наследников несколько, то земельный участок переходит к ним на праве общей собственности. Раздел земельного участка осуществляется с учетом требований ст. 1182 ГК РФ.

В-пятых, основанием приобретения нрава собственности на земельный участок может служить приобретательная давность. В соответствии с нормой ст. 234 Г К РФ гражданин или ю‑ридическое лицо, не являю‑щиеся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владею‑щее им как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность)[13].

Основания прекращения права собственности граждан на землю‑.

В соответствии со ст. 44 ЗК РФ право частной собственности на земельный участок прекращается:

- при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;

- при отказе собственника от права собственности на земельный участок;

- в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законом.

Наиболее распространенным основанием прекращения права собственности является отчуждение собственником своего земельного участка. Такое отчуждение осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством с учетом ограничений, предусмотренных ЗК. Отчуждение может происходить на основании договоров купли-продажи, мены, пожизненного содержания с иждивением.

Собственник может отказаться от права собственности на земельный участок. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляю‑щий государственную‑ регистрацию‑ прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (п. 2 ст. 53 ЗК РФ). В соответствии сп. 1.1 ст. 19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности, на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью‑ городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью‑ муниципального района по месту расположения земельного участка.


Земельный участок может быть изъят у собственника. В соответствии с п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие имущества у собственника не допускается, кроме случаев, указанных в данной статье. Среди перечисленных в Кодексе оснований для принудительного изъятия имущества имею‑т место как общие (применяемые к лю‑бому имуществу), так и специальные (применяемые к отдельным его видам).

В качестве общих оснований изъятия имущества служат: обращение на него взысканий по обязательствам собственника (ст. 237 ГК РФ), отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238), реквизиция (ст. 242), конфискация (ст. 243).

Наряду с перечисленными статьями к изъятию‑ земельных участков применяю‑тся ст. 50 и 51 ЗК РФ.

В числе специальных оснований для принудительного изъятия земельного участка следует назвать:

- государственные или муниципальные нужды (ст. 282 ГК РФ);

- неиспользование его по целевому назначению‑ (ст. 284 ГК РФ);

- использование его с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ).

Изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствую‑щим субъектом РФ или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данное решение подлежит государственной регистрации в органе, осуществляю‑щем регистрацию‑ прав на земельный участок. О принятии решения и его регистрации орган, принявший его, извещает собственника земельного участка. Согласно п. 3 ст. 279 ГК РФ уведомление должно быть письменным и произведено не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка.

Объектом выкупа может быть только земельный участок целиком, выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе как с согласия собственника.

Собственник земельного участка, подлежащего изъятию‑ для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению‑ и производить необходимые затраты, обеспечиваю‑щие использование участка в соответствии с его назначением. При этом, однако, он несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.


Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяю‑тся соглашением с собственником участка. При определении выкупной цены в нее вклю‑чаю‑тся рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, вклю‑чая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную‑ выгоду. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 ию‑ля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». По соглашению‑ с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную‑ цену.

Собственник вправе выразить свое согласие на выкуп у него земельного участка в лю‑бой момент после его уведомления. Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии участка. Если иск о выкупе земельного участка предъявлен позднее трех лет с момента направления собственнику уведомления о принятии решения об изъятии земельного участка либо до истечения одного года с момента получения его собственником, исковое требование указанных органов не подлежит удовлетворению‑.

Земельный участок может быть изъят у собственника и в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствую‑щей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (ст. 284 ГК РФ).

Земельный участок может быть изъят у собственника и в случаях, когда использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством (ст. 285 ГК РФ). Грубое нарушение правил рационального использования земли, в частности, может выражаться в использовании его не в соответствии с целевым назначением или в использовании, приводящем к существенному снижению‑ плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению‑ экологической обстановки.


Решение об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. 284-285, принимает орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный земельным законодательством. Земельным законодательством также устанавливается порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд. Исклю‑чительно судебный порядок изъятия земельного участка в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет предусмотрен п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24 ию‑ля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Заключение

Вследствие проведенного мною‑ исследования вопросов, касаю‑щихся права собственности на землю‑, были сделаны следую‑щие выводы:

Под правом собственности в Российской Федерации понимается совокупность правовых норм, которые закрепляю‑т, регулирую‑т и охраняю‑щих общественные отношения по присвоению‑ определенных материальных благ конкретными лицами. Частная, государственная и муниципальная собственность относятся к основным формам собственности на землю‑. Права абсолю‑тно всех собственников защищаю‑тся равным образом и в равной степени.

Под правом собственности на землю‑ понимаю‑т право собственника земельного участка совершать в отношении его лю‑бые действия по своему усмотрению‑, не противоречащие закону и иным правовым актам, не нарушаю‑щие права и охраняемые законом интересы других лиц и не наносящие ущерба окружаю‑щей среде.

Не смотря на то, что собственникам земли конституционно предоставлено право самостоятельно владеть, пользоваться или распоряжаться ими, существую‑т все же определенные постоянные или временные ограничения.

Права человека, а совместно с ними и право собственности на землю‑, не могут быть изменены, кроме как в порядке, который установлен Конституцией РФ, поскольку являю‑тся основами правового статуса личности в нашем государстве. Таким образом, право собственности на землю‑ гарантируется Конституцией, и, следовательно, ни один гражданин Российской Федерации не может быть лишен данного права, а именно, права приобретать земельные участки в индивидуальную‑ собственность.


В наше время такие отношения, как отношения собственности являю‑тся основой жизнедеятельности лю‑бого общества и составляю‑т материальную‑ основу существования каждого человека. Основы общественного и государственного строя определяет категория собственности, и она же занимает одно из центральных мест в системе общественных отношений. Право собственности на землю‑ занимает особенное место в системе отношений собственности.

Право собственности, являясь комплексным правовым институтом, в первую‑ очередь, закрепляется нормами гражданского права. Вместе с этим, правоотношения с землей также регулирую‑тся и нормами Земельного кодекса РФ и иными нормативно-правовыми актами, которые устанавливаю‑т основания, как для возникновения, так и для прекращения земельных отношений.

Несмотря на то, что обновление как гражданского, так и земельного законодательства в России происходит постоянно, задача усовершенствования норм, которые регулирую‑т как право собственности, так и иные права на землю‑ все же сохраняется.

Под содержанием права собственности на землю‑ следует понимать закрепленную‑ за собственником ю‑ридическую‑ возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему конкретным земельным участком в своих собственных интересах путем совершения в отношении этого участка действий, которые не противоречат закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушаю‑т права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственной деятельности.

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы заметить, что,несмотря на то, что земля является основой института собственности и всей экономики в целом, проблема правового регулирования отношений, связанных с земельными участками все еще остается достаточно актуальной. И основной задачей законодателя в ближайшем будущем должно стать совершенствование ю‑ридической техники, разработка новых, более универсальных правовых институтов, а также, более универсальных приемов правового регулирования земельных отношений.

Итак, право собственности на землю‑ провозглашено Конституцией РФ, оно вклю‑чено в основные права и свободы человека и гражданина, которые являю‑тся неотчуждаемыми, непосредственно действую‑щими и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном ст. 17, 18 и 64 Конституции РФ.