Файл: Информация в материальном мире, понятие информации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, например, первичными источниками научно–технической информации (НТИ) являются ученые, инженеры, специалисты, т.е. тот социальный контингент, который осуществляет процесс творчества, создавая новые знания и делая открытия в мире науки и техники. [32]Представления об особенностях творческого процесса, условиях интеллектуального труда, формах фиксации его результатов и путях их возможного использования позволяет рационально, научно–обоснованно подходить к организации самого информационного обмена в этой области. Выраженность прагматического аспекта проявляется в том, что наибольшая практическая применимость, полезность информации достигается, как правило, в той области деятельности на которую она ориентирована своей спецификой. Так, НТИ ориентирована на инженеров, изобретателей, ученых, организаторов производства. Это не означает, что ей не могут пользоваться экономисты и социологи. Но все же основной круг потребителя НТИ — люди, чья деятельность посвящена строительству и эксплуатации моста наука–производство. Аналогично, в отношении экономической информации: ее основными получателями являются организаторы производства, экономисты, управленцы, работники плановых органов, статистических служб и т.д. Учет особенностей деятельности того или иного круга потребителей, стоящих перед ними задач, своеобразного ритма их работы позволяет ставить и решать задачу отыскания адекватных форм их информационного обслуживания.[33]

Важное свойство информации специализированной по содержательному признаку является свойство сопоставимости передаваемых сведений. Основой такой сопоставимости может быть уже упоминавшаяся систематизация или классификация данной предметной области знаний. Сопоставимость достигается применением общей системы понятий, средств их описания, языковых форм, типичностью логических конструкций, унификацией средств выражения (методологии изложения) и т.д. Эффективности процесса распределения информации зависит от адекватности той или иной его формы цели конкретного распределительного процесса. Среди многообразия форм распространения информации выделим такие, как: массовая, селективная, по запросу. Необыкновенно велико влияние потока данных, фактов, знаний распространяемых с помощью средств массовой информации.[34] Не случайно лозунг "Свобода печати" является одним из популярных лозунгов различных социально–политических движений. Пресса не только информатор о текущих событиях, она формирует общественное сознание. Ее влияние динамично. Будучи приведенными в действие, средства массовой информации порождают в социальной среде своего рода информационную волну, которая прокатывается со скоростью, зависящей от оперативности примененных средств и масштаба применения. Так, если за условный индекс оперативности принять радио–вещание — наиболее быстрый способ информирования широких слоев населения, то газета получит индекс 3, журнал — 120, книга — 360.[35]


Средства массовой информации предназначены для широкого распространения универсальной, социально–значимой информации. Вместе с тем люди нуждаются и в специальной информации, содержание которой связано с профилем их работы, профессиональным интересом. Поначалу такая информационная потребность частично удовлетворялась добровольной деятельностью квалифицированных энтузиастов–библиотекарей, которые изучая круг интересов своих постоянных клиентов могли подобрать последние из новых поступлений, или помочь найти в существующем фонде нужную литературу. Однако, с ростом физических объемов библиотечной работы, ее усложнением и интенсификацией пришлось думать о постановке этого вида обслуживания на солидную организационную основу. Возникла новая форма — селективное (или избирательное) распространение информации. Суть этой формы в том, что в рамках какой–либо хозяйственной, политической, социальной структуры (организации) создаются службы, занятые направлением новой информации, получаемой из любых источников в те группы или тем лицам, где вероятность ее использования для текущей работы или заинтересованность в ней наиболее высока. Такие службы часто заняты также созданием локальных справочно–информационных фондов для создания условий ретроспективного просмотра аккумулируемых в них знаний.[36]

Определенная доля распределительных процессов информационного обмена реализуется в форме "ответов на запросы". В Государственной системе научно–технической информации, например, определены тематические границы и органы службы НТИ, принадлежащие соответствующим министерствам и ведомствам, которые обязаны комплектовать центральные отраслевые справочно–информационные фонды (СИФ) в пределах этих тематических границ и отвечать на поступившие к ним запросы.

Завершающий этап информационного обмена — потребление знаний. Актуальными проблемами этапа потребления знаний являются: формирование среды и условий потребления; создание механизмов потребления; разработка и обеспечение регламента доступа к знаниям.[37]

Человек быстро привыкает к комфорту: тепло, свет, хорошая пища, свежий воздух — это составляющие наших общих представлений о т.н. физиологическом комфорте. Когда же мы задумываемся над тем, какими должны быть оптимальные условия для потребления информации уместно использовать понятие психофизиологического комфорта. Прием и усвоение знаний отдельным человеком процесс психофизиологический, в котором психика, как форма отражения объективной реальности является ведущей составляющей. Индивидуальное восприятие информации не единственная форма использования, потребления знаний. Можно говорить о коллективном, общественном потреблении знаний. [38]В этих случаях речь идет о социо–психических формах отражения явлений действительности, воплощающихся в интересах и представлениях различных групп, классов, наций, общества в целом. На всех уровнях использования знаний среда, которая окружает, обеспечивает, стимулирует процесс их потребления, может способствовать или препятствовать проявлению ощущений, актов восприятия, представления, мышления — основных психических процессов, участвующих в приеме информации.


Самой первой сценой, где они разворачиваются вместе с развитием человека, является семья. Культура общения в семье — основа воспитательного процесса, ключ к формированию личности. Известно, что дети в возрасте от "двух до пяти" активно обучается языку. Если в этом возрасте ребенок изолирован от процессов устного, речевого информационного обмена, он лишается способности говорить. Критический возраст, после которого нельзя уже обучаться языку запрограммирован генетически! Необходима среда людей, которые говорят с ребенком, отвечают на те четыреста вопросов в день, которые задает им четырехлетний малыш. Вместе с тем, при нарушении естественных для человека условий информационного окружения, возникает отклонения и в функциональном развитии его головного мозга. В.В. Иванов описывает случай, когда у американского мальчика этого возраста заметили странную особенность.[39] Он ничего не говорил, но зато начал писать названия телевизионных программ и тексты коммерческих реклам. Родители, уходя на работу, оставляли его играть в манеже перед включенным телевизором. Информационная насыщенность телепередач очень высока и это "шквал" зрительных образов и письменных текстов подавил инстинктивное стремление к развитию речи.

Школа в ее обобщенном смысле — вторая сцена. Специфический информационный процесс — обучение является здесь самоцелью.[40] К качественным характеристикам этого процесса относятся: схематизация знаний и упрощение их внутренней структуры, постепенность в продвижении от простого к сложному; создание стимулирующих и мотивирующих факторов побуждающих к обучению; приобретение, развитие и закрепление навыков манипулирования знаниями; постоянство контроля за ходом усвоения знаний; методическая и педагогическая основательность информационного обмена. Все они в благоприятной совокупности способствуют созданию неповторимой атмосферы "открытия мира", восхождения к вершинам знания. При неблагоприятном же сочетании школа на всю жизнь может оставить ощущение утраченных возможностей.[41]

Наконец, наибольшего разнообразия достигает информационный обмен в сфере общественной практики. Осознанная деятельность человека всегда целенаправленна. И формулирование цели, и оценка путей и способов движения к ней , и само движение — нуждаются в информационной поддержке или, как говорят, информационном обеспечении. Мы уже отмечали, что действительные объемы информации по запросу — селективной, массовой и др. — огромны. Они "давят" на психику, создают напряженность социо–физиологического плана.[42] У человека формируется комплекс информационной отсталости, неадекватности. Экспрессивность крылатых выражений "информационный взрыв" и "информационный кризис" подтверждает это.


Вывод: общественная практика постоянно ставит перед специалистами в области информационной работы конкретные проблемы по повышению эффективности информационного обмена. Характер проблем и способы их конкретного разрешения (механизмы) определяются уровнем развития производительных сил и соответствующего ему круга информационных потребностей людей. Общество постоянно поддерживает и развивает так называемую инфосферу — среду и глобальный механизм накопления и введения в оборот нового знания, где бы оно не возникло, кто бы ни оказался его носителем.

Глава 3 Человек и информация в материальном мире

3.1 Данные и информация в материальном мире

Мы живем в материальном мире. Все, что нас окружает и с чем мы сталкиваемся ежедневно, относится либо к физическим телам, либо к физическим полям. Из курса физики мы знаем, что состояния абсолютного покоя не существует и физические объекты находятся в состоянии непрерывного движении и изменения, которое сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую.

Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов, то есть, все сигналы имеют в своей основе материальную энергетическую природу. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств – это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами – при этом возникают и регистрируются новые сигналы, то есть, образуются данные. Данные – это зарегистрированные сигналы.[43]

Обратим внимание на то, что данные несут в себе информацию о событиях, произошедших в материальном мире, поскольку они являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако данные не тождественны информации.[44] Наблюдая излучения далеких звезд, человек получает определенный поток данных, но станут ли эти данные информацией, зависит еще от очень многих обстоятельств. Рассмотрим ряд примеров.

Наблюдая за состязаниями бегунов, мы с помощью механического секундомера регистрируем начальное и конечное положение стрелки прибора. В итоге мы замеряем величину ее перемещения за время забега – это регистрация данных. Однако информацию о времени преодоления дистанции мы пока не получаем.[45] Для того чтобы данные о перемещении стрелки дали информацию о времени забега, необходимо наличие метода пересчета одной физической величины в другую. Надо знать цену деления шкалы секундомера (или знать метод ее определения) и надо также знать, как умножается цена деления прибора на величину перемещения, то есть надо еще обладать математическим методом умножения.


Если вместо механического секундомера используется электронный, суть дела не меняется. Вместо регистрации перемещения стрелки происходит регистрация количества тактов колебаний, произошедших в электронной системе за время измерения. Даже если секундомер непосредственно отображает время в секундах и нам не нужен метод пересчета, то метод преобразования данных все равно присутствует – он реализован специальными электронными компонентами и работает автоматически, без нашего участия.

Прослушивая передачу радиостанции на незнакомом языке, мы получаем данные, но не получаем информацию в связи с тем, что не владеем методом преобразования данных в известные нам понятия. Если эти данные записать на лист бумаги или на магнитную ленту, изменится форма их представления, произойдет новая регистрация и, соответственно, образуются новые данные. Такое преобразование можно использовать, чтобы все-таки извлечь информацию из данных путем подбора метода, адекватного их новой форме. Для обработки данных, записанных на листе бумаги, адекватным может быть метод перевода со словарем, а для обработки данных, записанных на магнитной ленте, можно пригласить переводчика, обладающего своими методами перевода, основанными на знаниях, полученных в результате обучения или предшествующего опыта.[46]

Если в нашем примере заменить радиопередачу телевизионной трансляцией, ведущейся на незнакомом языке, то мы увидим, что наряду с данными мы все-таки получаем определенную (хотя и не полную) информацию. Это связано с тем, что люди, не имеющие дефектов зрения, априорно владеют адекватным методом восприятия данных, передаваемых электромагнитным сигналом в полосе частот видимого спектра с интенсивностью, превышающей порог чувствительности глаза.[47] В таких случаях говорят, что метод известен по контексту, то есть данные, составляющие информацию, имеют свойства, однозначно определяющие адекватный метод получения этой информации. (Для сравнения скажем, что слепому “телезрителю” контекстный метод неизвестен, и он оказывается в положении радиослушателя, пример с которым был рассмотрен выше.)

3.2 Человек и информация в материальном мире

Познавая окружающее, люди всегда соприкасаются с информационным полем. Вначале, на первом этапе взаимодействия, происходит впитывание и сбор информации. Это помогает (а иногда и заставляет) верно оценивать события, происходящие в обществе и мире. Итак, на втором этапе взаимодействия происходит анализ данных, их качественная обработка мозгом. А затем уже вырабатывается личное мнение, суждение о происходящем событии. В результате человек и информация, полученная им, максимально сливаются, приобретая личностный аспект.