Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и свойства информации
1.1 Развитие информации в истории человеческой цивилизации
1.3 информационное общество-разновидность постиндустриального общества
Глава 2 Информация и ее роль в материальном мире
2.1 Объекты и явления материального мира
2.2 информационный обмен в материальном мире
Глава 3 Человек и информация в материальном мире
3.1 Данные и информация в материальном мире
Мы живем в материальном мире. Все объекты, которые нас окружают, являются материальными.[15] Материя существует в двух формах: в виде материальных тел и в виде энергетических полей. Вещество и энергия — это два фундаментальных понятия, изучением которых занимаются естественные науки. Носителями вещества являются материальные тела, а носителями энергии — энергетические поля.
Поля и тела непрерывно взаимодействуют друг с другом. Материя существует только в состоянии непрерывного движения. Под движением понимается как перемещение тел, так и непрерывное изменение их состояния в результате энергетического обмена между частицами. Этот обмен сопровождается непрерывным изменением свойств как самих тел, так и окружающих их полей.
Кроме объектов материального мира мы наблюдаем также и процессы их взаимодействия. Эти процессы мы воспринимаем как явления природы. В основе любого природного явления, будь то горение веществ, испарение жидкостей, смена дня и ночи, извержения вулканов и землетрясения, лежит взаимодействие материальных тел и энергетических полей.[16]
Информационный обмен в обществе существует наряду с материально–энергетическими обменными процессами, которые составляют "рабочее тело" системы общественного производства. Поэтому, когда мы говорим, что материальное производство — основа существования, жизненная необходимость функционирования общества это не требует доказательств. Чтобы жить, человек должен питаться, а для этого он должен производить продукты питания и т.п. Но человек живет не для того, чтобы только питаться. Питание всего лишь необходимое условие жизни. Уникальность человека как формы живой материи — в его одаренности сознанием, стимулом духовного развития. Человеческое общество так же одарено общественным сознанием, которое является естественным по природе, но выделяющимся на фоне всех остальных природных факторов развития. Поскольку люди изобрели язык и систему организованного мышления, эволюцию социальных организаций уже нельзя считать подчиняющейся случаю.[17] Целенаправленность, знания и воля ведут общество по пути прогресса. В этом смысле процессы информационного обмена в обществе приобретают большее значение, чем процессы материально–энергетического обмена. Такое утверждение трудно принять без оговорок. Действительно все виды информационных процессов являются формой отражения реально протекающих в природе материальных процессов: сообщения в газете, сводки о выполнении плана производства, текст патентного формуляра, расписание движения поездов и т.п. Cтало быть материя первична, а информация вторична. До поры до времени такая концепция не требует уточнений, да она по сути верна. Но все дело как раз в уточнении.
Так, например, подчеркивается разделение труда на физический и интеллектуальный и др., хотя в действительности картина гораздо сложнее. Осуществление цикла материального производства (расширенного воспроизводства, например) достигается соединением материальной и социальной компонент — предметов и средств труда с одной стороны и целесообразной деятельности людей, т.е. самого труда. Органичной частью этого цикла является фаза распределения созданных материальных благ, которая переходит затем в фазу потребления.[18] При этом лишь часть произведенного продукта направляется на потребление для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества, а другая его часть идет на т.н. призводственное и непроизводственное накопление.[19] Удовлетворение материальных потребностей позволяет трудящемуся непрерывно восстанавливать способность к физическому труду для осуществления следующего цикла производства. Производственное накопление позволяет восстанавливать материальную компоненту труда.
Важно выделить роль таких составляющих распределяемого материального продукта как накопление и та его часть, которая идет на удовлетворение духовных потребностей членов общества.[20] В основном, именно за счет этих средств формируется инфраструктура информационного обмена и создаются средства связи и коммуникации, учреждения науки и культуры, образования и повышения квалификации и т.п. Воздействие материальных потоков идущих по этим каналам, создает материально–техническое обеспечение процессов информационного обмена. В частности, некоторая доля этих средств идет на прямое восстановление способности к интеллектуальному труду (оплата труда) работников информационного профиля — ученых и специалистов.
Процессы информационного обмена связаны в аналогичную процессам материального производства структуру. Производство новых знаний достигается соединением информационного потенциала общества, т.е. той части его совокупного опыта, знаний, культуры, которая допускает непосредственное использование, с собственно интеллектуальной деятельностью людей в сфере исследовательской и творческой работы. Новые знания, как правило, нужны не в том виде в каком они получены, не в тот момент, когда они появились на свет, и не в том месте, где они получены. Поэтому в числе этапов информационного обмена мы выделяем три соответствующих фазы: обработки, хранения и распределения знаний.[21] Это позволит в дальнейшем поговорить о специфике каждой из них. В информационном обмене переход от фазы распределения к фазе потребления не связан с необходимостью разделения объема полученных новых знаний. Они во всем своем объеме могут быть направлены в копилку совокупного человеческого опыта, знаний, культуры и, одновременно, усилить информационный потенциал, инициирующий информационный обмен. С развитием науки и "включением научной деятельности в сферу экономики уже нельзя лишь вещественным (материальным — прим.автора) аспектом труда, необходимо учитывать и его информационный аспект".[22] Информационный обмен становится не только отображением процессов материального производства, но и его полноправной частью, причем, частью, активно влияющей на содержание и характер самого материального производства, повышая уровень его “ интеллектуальности” и технологического совершенства.
Что же получает общество в целом от взаимодействия двух обменных процессов — материального и информационного? Материально — энергетические процессы обеспечивают уровень жизни, выраженный в абсолютных и относительных показателях производства, накопления и потребления. Процессы информационного обмена создают не только и не столько основу для наблюдения за движением материально–энергетических реалий, сколько являются необходимой формой существования и движения общественной мысли, формой развития общественного сознания, общественной культуры. Таким образом "траектория" развития общества формируется как сумма двух слагаемых, причем роль второго постоянно возрастает.
Рассмотрим более подробно содержание отдельных этапов информационного обмена, выделив при этом ключевые проблемы, имеющие "информационную" специфику, от решения которых зависит эффективность процессов, реализуемых на данном этапе.[23]
На чрезвычайно ответственном первом этапе — этапе производства знаний особенности деятельности людей интеллектуального труда связаны с осуществлением двух принципиально различных, но тесно связанных процессов. Это процессы творчества и процессы исследования. Их различие проявляется в особенности конечного продукта труда. В одном случае — это создание новых знаний — изобретение того, чего еще не было в природе (скажем того же велосипеда). В другом случае это открытие, "проникновение в тайну" явлений, событий установление их взаимосвязи, раскрытие закономерностей. Эти явления существовали объективно, но до поры не были раскрыты, были "вещью в себе".[24]
Работать в области творчества и исследований могут, как мы отметили, люди с достаточно хорошей предварительной подготовкой — профессионалы интеллектуального труда. Поэтому необходимой составной частью этапа производства знаний следует считать процесс подготовки кадров — образование. В каждом из трех перечисленных направлений сложилась своя структура, технология, специфика, существуют свои актуальные проблемы.
Так, в частности, одной из острых актуальных проблем повышения эффективности творческого процесса является освобождение творческого работника от необходимости выполнения большого объема нетворческой, рутинной деятельности. Ученый, разрабатывающий научную проблему и располагающий доступом к необходимому информационному потенциалу должен творчески осмыслить (переработать) определенный объем информации. Чтобы этот "объем" материализовался в виде книг, статей, отчетов, справочников и т.д. на его рабочем столе необходимо:
просмотреть библиотечные каталоги или полки, реферативные журналы, труды конференций и симпозиумов, справочные бюллетени о патентах и изобретениях, экспресс — информацию по теме исследований и т.п.;
выбрать из массы просмотренного материала, ту часть, которая нужна для углубленного ознакомления;
заказать, взять, добыть, изготовить ксерокопии необходимых документов, содержащих нужную информацию;
провести ряд бесед с коллегами, принять участие в дискуссиях и обсуждениях и т.п.[25]
Все это — подготовительная работа, подбор информации для обеспечения основной творческой составляющей научной работы. Подсчитано, что около 30% своего времени творческий работник тратит на такую подготовку, чисто рутинную по характеру. Если же учесть, что процесс доведения научной идеи до практического воплощения в производстве на этом не закончен, что еще предстоит "оснастить" научный результат дополнительным информационно–справочным материалом в процессе технологической подготовки производства, то станет ясно, что цифра 30%– существенно занижена. Так, по данным академика К.В. Фролова , в машиностроении, при создании новых образцов техники 90% времени, затрачиваемого на проектирование, идет на поиски информации, выполнение стандартных расчетов, оформление результатов и т.д... лишь 10% на творческие операции. Такое соотношение свидетельствует о значительном потенциальном резерве роста производительности интеллектуального труда. Задача специалистов — организаторов информационного обмена найти пути мобилизации этого резерва.[26]
В области исследовательской деятельности, в ряду многих сопровождающих ее проблем выделяется одна, тесно связанная с информационной спецификой наиболее сложных и вместе с тем перспективных направлений исследований. Суть ее в том, что достигнутый уровень производительных сил науки, выражающийся в высокой профессиональной квалификации ученых и освоении людьми коллективных форм организации и ведения научных исследований, позволил научным коллективам подойти к постановке таких жизненно важных для общества задач, которые при своей принципиальной разрешимости не могут успешно решаться в силу присущих людям физических ограничений по обработке громадного количества первичной информации.[27] Так, например, суммарный годовой объем информации, получаемый полевыми геофизическими отрядами, ведущими сейсмическую разведку нефти и газа, составляет астрономическую цифру — 1015 бит (бит — единица информации). Если бы эта информация была перенесена на бумажный носитель, то расстояние, которое перекрыла бы "стопка" книг, содержащая ее, луч света преодолел бы за 400 миллионов лет! Во многих областях практической деятельности проблема полного, всестороннего охвата информационного поля исследования становится все острее.
В энергетике — расчет и долгосрочное прогнозирование атомных и термоядерных реакторов; в космической технике — расчет траекторий летательных аппаратов и их прочностных характеристик; в химии — расчет исследование процессов тепло– и массопереноса с целью интенсификации химической технологии; в биотехнологии — оптимизация освещения и подачи питательных веществ и ферментов в биореактор для стимулирования роста биопродукта и т.п. Исследователю необходимы принципиально новые средства обработки данных, позволяющие преодолеть барьер физических возможностей человека.[28]
В сфере образования так же возникают проблемы в связи со снижением его общей эффективности. Частично мы затронули их, обсуждая симптомы информационного кризиса. Раньше образование было привилегией, теперь оно доступно каждому, а на начальных своих стадиях даже является всеобщим. Общими для педагогов, учителей, преподавателей являются вопросы: "Чему учить и как учить" своих питомцев. Система знаний, которая формируется у выпускников вуза в процессе обучения, есть всего лишь некоторый начальный капитал. Беда в том, что собирать его приходится долго — пятнадцать лет, а утрачивает он свою ценность очень быстро.[29] В литературе встречается такой термин — период "полураспада компетентности" или "полустарения", т.е. время за которое специальные знания на 50% устаревают. Так для математика он равен 10,5 лет, для ботаника 10 лет, для инженера 5 лет, для физика 4,6 года, для медика, биолога, металлурга менее 4 лет. Выход один — изыскание новых способов и форм первоначальной "загрузки" систем знаний будущему молодому специалисту, а так же систематической "подкачки", обновления этих знаний.
Второй этап информационной технологии — обработка знаний. На этом этапе первичная информация преобразуется в удобную для последующего хранения и использования формы. Делается это с помощью ряда процедур: формализации знаний, их систематизации, сжатия и компактизации, кодирования. О формализации и систематизации знаний мы уже говорили выше.
При сжатии информации целью обработки является уменьшение ее физического объема (числа знаков, графических элементов изображения) при сохранении ее ценностного смыслового значения.[30] Это отнюдь не простое масштабное уменьшение, а логическое преобразование. Существует множество приемов сжатия или компактизации информации. В период устной фазы информатики народное творчество, фольклор было одно из естественных форм осуществления операции сжатия. Былины, песни, сказки, мифы, легенды — это не только художественное произведение. Это информационный заряд, передаваемый в будущее.[31] Яркая образность, простота и внутренняя логичность сюжета и фабулы, лаконичность изложения и предельно четко выраженная ситуация добра, зла, благородства, подлости и т.п. — все это мощные средства художественной выразительности использованы для того, чтобы "послание" потомкам не затерялось в дороге, не утратило своей ценности, благодаря информационной весомости каждого слова, отсутствию словесного балласта. Так родилась поговорка "из песни слов не выбросишь". Сами поговорки, приметы, басни — квинтэссенция народной мудрости, удивительно легко, естественно как–то само–собой входят в память. Упоминавшаяся нами деловая проза — "канцелярит" так же представляет собой форму и способ сжатия информации. Используя упрощенные литературные формы и ограниченную семантику, она позволяет участникам информационного обмена обходиться минимально–необходимыми объемами информации в процессе общения. Всевозможные словари, классификаторы, справочники, реферативные журналы, аннотированные указатели, сборники тезисов докладов, конференций и симпозиумов и т. п. — это примеры практического воплощения идеи сжатия первичной информации с сохранением целостного ядра.