ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.12.2019
Просмотров: 248
Скачиваний: 3
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
К.А. Магомедов___________
"___" _____________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Математический анализ
Направление подготовки |
Прикладная информатика |
|||||||||
Профиль подготовки бакалавра |
Прикладная информатика в экономике |
|||||||||
Выпускающая кафедра |
информационных систем и технологий |
|||||||||
Кафедра
– разработчик |
математики и естествознания |
|||||||||
Семестры изучения |
Семестр |
Трудо-емкость, час. |
Лекций, час. |
Практич. занятий, час. |
СРС, час. |
Форма промежуточного контроля (экзамен/зачет) |
||||
1, 2 |
1 |
144 |
30 |
30 |
84 |
Экзамен |
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Прикладная информатика в экономике».
Программу составили:
Кутыркин В.А., к.ф.-м.н. ______________
Программа одобрена на заседании кафедры математики и естествознания.
Заведующий кафедрой математики и естествознания: Бушуев А.Ю., к.т.н. ___________
Программа согласована с выпускающей кафедрой (факультетом)
Заведующий кафедрой информационных систем и технологий:
Старостин А.С., к.т.н., доц. ______________________
Декан факультета информационных технологий: Пискунов Р.И. ___________________
Москва
2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы рабочей программы
1. Цели освоения дисциплины.
2. Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО).
3. Структура и содержание дисциплины.
4. Формы контроля освоения дисциплины.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Приложения к рабочей программе дисциплины
1. Оценочные средства и методики их применения.
2. Таблица планирования результатов обучения по балльно-рейтинговой системе.
3. Вопросы к экзамену.
-
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен:
– знать: основные понятия, определения, математические модели и методы математического анализа, принципы использования языка, средств, методов и моделей математического анализа;
– уметь: использовать методы математического анализа при изучении дисциплин математического, естественно-научного и профессионального циклов, решать типовые математические задачи (в том числе с помощью пакета Microsoft Excel), используемые в экономических моделях, применять основные методы математического анализа в прикладных информационно-экономических областях;
– владеть: основными практическими приемами решения типовых задач, арсеналом методов математического анализа, который необходим для формирования соответствующих компетенций.
Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):
-
общекультурных:
– ОК-5 – владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
– ОК-6 – умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
– ОК-16 – владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
-
профессиональных:
– ПК-9 – способность моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы;
– ПК-20 – способность выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде;
– ПК-21 –·способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач.
-
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Математический анализ» относится к циклу математических дисциплин (базовой части). Преподавание опирается на знание студентами дисциплин «Математический анализ» и «Линейная алгебра» из 1-го семестра обучения.
Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины, необходимы при исследовании различных систем управления и будут использованы в таких дисциплинах, как «Дифференциальные и разностные уравнения», «Теория вероятностей», «Математическая статистика», «Исследование операций», «Моделирование экономических процессов и систем», «Эконометрика».
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 семестра, 7 зачетных единиц, 252 (110+142) часа.
Во 2-м семестре 4 зачетные единицы, 144 (60+84) часа.
№ модуля |
Наименование модуля (дидактической единицы) дисциплины |
Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы |
|||
Лекции |
Практические занятия |
СРС |
Всего часов |
||
1 |
Вычисление интегралов |
14 |
14 |
42 |
70 |
2 |
Исследование функций и сходимости степенных рядов |
16 |
16 |
42 |
74 |
|
ИТОГО: |
30 |
30 |
84 |
144 |
-
Содержание (дидактика) дисциплины (Математический анализ)
Модуль 1. Вычисление интегралов.
1.1. Вычисление неопределенных интегралов.
1.2. Вычисление определенных интегралов.
1.3. Вычисление площадей плоских фигур.
Модуль 2. Исследования функций и сходимости степенных рядов.
2.1. Вычисление градиентов и производных функций по направлению.
2.2. Поиск экстремумов функции.
2.3. Определение области сходимости степенного ряда.
-
Лекции
Номер модуля дисциплины |
№ п/п |
Объем, часов |
Тема лекции |
1 |
1 |
2 |
Первообразная и неопределенный интеграл. Основные методы интегрирования: интегрирования по частям, замены переменной и подстановка |
2 |
2 |
Определенный интеграл Римана и основные его свойства. Методы вычисления определенных интегралов |
|
3 |
2 |
Несобственные интегралы 1-го и 2-го родов, признаки их сходимости. Интегральный признак Коши сходимости числового ряда. Применение определенного интеграла Римана к вычислениям геометрических и физических величин |
|
4 |
2 |
Стандартные нормированные и евклидовы пространства |
|
5 |
2 |
Арифметические линейные пространства матриц с согласованными нормами. Аффинные плоскости |
|
6 |
2 |
Векторные и многомерные числовые функции в аффинно-числовых пространствах, их сходимость и непрерывность в точках, на областях и многомерных брусах |
|
2 |
7 |
2 |
Понятие кратной дифференцируемости в точке числовой функции многих переменных, её дифференциалы, частные производные |
8 |
4 |
Первая и вторая производные числовой функции многих переменных и формула Тейлора. Различные степени гладкости многомерных и векторных функций. Градиент числовой функции, производная функции в точке по направлению |
|
9 |
4 |
Неявные функции. Теорема существования и дифференцируемости неявной функции. Теорема об обратной функции |
|
10 |
2 |
Экстремум числовой функции в точке, необходимое условие экстремума дифференцируемой функции, достаточное условие экстремума функции. Условный экстремум и метод неопределенных множителей Лагранжа |
|
11 |
2 |
Степенной ряд и радиус его сходимости |
|
12 |
4 |
Кратные интегралы, вычисление их с помощью повторных интегралов, смена системы координат |
|
Итого: |
30 |
|
-
Практические (семинарские) занятия
Номер модуля дисциплины |
№ п/п |
Объем, часов |
Тема практического занятия |
1 |
1 |
4 |
Таблица интегралов от элементарных функций. Вычисление неопределенных интегралов. Интегрирование простейших рациональных дробей. Разложение правильной рациональной дроби в сумму простейших и её интегрирование |
2 |
2 |
Основные методы вычисления определенных интегралов Римана. Дифференцирование интеграла по верхнему и нижнему пределам. Вычисление длин кривых и площадей плоских фигур |
|
3 |
2 |
Исследование сходимости и вычисление несобственных интегралов |
|
4 |
2 |
Уравнения прямых и гиперплоскостей в аффинной плоскости. Вычисление согласованных норм матриц, оценка погрешности вычислений с помощью основного неравенства для согласованных норм |
|
5 |
2 |
Вычисление производных сложных векторных функций. Вычисление производных векторных функций. Геометрическая интерпретация (второй) производной функции в точке, уравнение касательной плоскости к графику функции |
|
6 |
2 |
Рубежная аттестация № 1. Защита индивидуального домашнего задания № 1 |
|
2 |
7 |
2 |
Уравнение касательной плоскости в точке гладкой поверхности (линии) уровня. Вычисление производной функции по направлению в заданной точке. Вычисление производных неявных функций |
8 |
4 |
Общая схема поиска максимальных и минимальных значений функции нескольких переменных на ограниченном и замкнутом множестве с кусочно-гладкой границей в аффинной плоскости |
|
9 |
2 |
Исследование сходимости степенных рядов |
|
10 |
2 |
Вычисление кратных интегралов через повторные |
|
11 |
4 |
Вычисление кратных интегралов с помощью перехода к другой системе координат |
|
12 |
2 |
Рубежная аттестация № 2. Защита индивидуального домашнего задания № 2 |
|
Итого: |
30 |
|
-
Самостоятельная работа студента
Модуль дисциплины |
№ п/п |
Вид СРС |
Трудоемкость, часов |
1 |
1 |
Работа над конспектом лекции и разделом учебника |
18 |
2 |
Выполнение домашнего задания № 1 (Приложение 1) с использованием интернет-ресурсов (Электронная библиотека) |
18 |
|
2 |
3 |
Работа над конспектом лекции и разделом учебника |
18 |
4 |
Выполнение домашнего задания № 2 (Приложение 1) с использованием интернет-ресурсов (Электронная библиотека) |
18 |
|
Итого: |
72 |
-
Домашние задания
№ п/п |
Тема самостоятельной работы |
Объем, часов |
Сроки выполнения |
1 |
Домашнее задание № 1 (вычисление интегралов) |
18 |
Выдача – 1-я неделя, защита – 7-я |
2 |
Домашнее задание № 2 (исследования функций и сходимости степенных рядов) |
18 |
Выдача – 7-я неделя, защита – 15-я |
3.6. Рефераты
Не предусмотрены.
3.7. Курсовые работы по дисциплине
Не предусмотрены.
-
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль освоения дисциплины производится в соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов ИГУМО и ИТ.
Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине, в следующих формах:
-
оценки за работу на практических занятиях (семинарах);
-
оценки за выполнение индивидуальных домашних заданий.
Рубежная аттестация студентов производится на 6-й, 11-й и 15-й неделях семестра в форме защиты домашних индивидуальных письменных работ.
Итоговый контроль по результатам изучения дисциплины проходит в форме экзамена с оценкой и включает ответы на теоретические вопросы и решение задач, составленных в соответствии с программой дисциплины.
Фонды оценочных средств, включающие типовые задания и методы контроля, вопросы для самопроверки, позволяющие оценить результаты образования по данной дисциплине, перечислены в Приложении 1.
Критерии оценки, перечень контрольных точек и таблица планирования результатов обучения приведены в Приложении 2.
-
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1. Ильин В.А, Позняк Э.Г. Основы математического анализа: Учебник для вузов: В 2 ч. М.: Физматлит, 2001.
2. Демидович Б.П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу: Учебное пособие для вузов. М: Астрель, 2002.
Дополнительная литература:
1. Боярчук А.К., Гай Я.Г., Головач Г.П., Ляшко И.И. Справочное пособие по высшей математике (Антидемидович): Учебное пособие для вузов: В 5 т. М.: Едиториал УРСС, 2004.
2. Бутузов В.Ф., Крутицкая Н.Ч., Медведев Г.Н., Шишкин А.А. Математический анализ в вопросах и задачах: Учебное пособие для вузов. М.: Физматлит, 2002.
3. Виноградова И.А., Олехник С.Н., Садовничий В.А. Задачи и упражнения по математическому анализу: Учебное пособие для вузов: В 2 кн. М.: Высшая школа, 2002.
4. Гельбаум Б., Олмстед Дж. Контрпримеры в анализе. Волгоград: Платон, 1997.
5. Ильин В.А., Садовничий В.А., Сендов Бл.Х. Математический анализ: Учебник для вузов: В 2 ч. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985–1987.
6. Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа: Учебник для вузов: В 3 т. М.: Дрофа, 2004.
7. Никольский С.М. Курс математического анализа: Учебник для вузов. М.: Физматлит, 2001.
8. Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления: Учебник для вузов: В 3 т. М.: Физматлит, 2002.
Программное обеспечение, интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы: http://www.exponenta.ru/educat/class/courses/tv/theme0/1.asp.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Лекционные занятия:
а) доска и маркер.
-
Практические занятия:
-
компьютерный класс;
-
презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук);
-
пакеты программного обеспечения общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы, пакет Microsoft Excel).
-
-
Прочее
-
рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет;
-
рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде.
-