ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.12.2019

Просмотров: 240

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

К.А. Магомедов___________

"___" _____________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Математический анализ

Направление подготовки

Прикладная информатика

Профиль подготовки бакалавра

Прикладная информатика в экономике

Выпускающая кафедра

информационных систем и технологий

Кафедра – разработчик
рабочей программы

математики и естествознания

Семестры изучения

Семестр

Трудо-емкость, час.

Лекций,

час.

Практич. занятий,

час.

СРС, час.

Форма промежуточного контроля

(экзамен/зачет)

1, 2

1

144

30

30

84

Экзамен


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Прикладная информатика в экономике».

Программу составили:

Кутыркин В.А., к.ф.-м.н. ______________

Программа одобрена на заседании кафедры математики и естествознания.

Заведующий кафедрой математики и естествознания: Бушуев А.Ю., к.т.н. ___________

Программа согласована с выпускающей кафедрой (факультетом)

Заведующий кафедрой информационных систем и технологий:

Старостин А.С., к.т.н., доц. ______________________

Декан факультета информационных технологий: Пискунов Р.И. ___________________


Москва

2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы рабочей программы

1. Цели освоения дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО).

3. Структура и содержание дисциплины.

4. Формы контроля освоения дисциплины.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Приложения к рабочей программе дисциплины

1. Оценочные средства и методики их применения.

2. Таблица планирования результатов обучения по балльно-рейтинговой системе.

3. Вопросы к экзамену.


  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные понятия, определения, математические модели и методы математического анализа, принципы использования языка, средств, методов и моделей математического анализа;

уметь: использовать методы математического анализа при изучении дисциплин математического, естественно-научного и профессионального циклов, решать типовые математические задачи (в том числе с помощью пакета Microsoft Excel), используемые в экономических моделях, применять основные методы математического анализа в прикладных информационно-экономических областях;

владеть: основными практическими приемами решения типовых задач, арсеналом методов математического анализа, который необходим для формирования соответствующих компетенций.

Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):

  1. общекультурных:

ОК-5 владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-6 умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-16 владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  1. профессиональных:

ПК-9 способность моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы;

ПК-20 способность выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде;

ПК-21 ·способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач.


  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Математический анализ» относится к циклу математических дисциплин (базовой части). Преподавание опирается на знание студентами дисциплин «Математический анализ» и «Линейная алгебра» из 1-го семестра обучения.

Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины, необходимы при исследовании различных систем управления и будут использованы в таких дисциплинах, как «Дифференциальные и разностные уравнения», «Теория вероятностей», «Математическая статистика», «Исследование операций», «Моделирование экономических процессов и систем», «Эконометрика».



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 семестра, 7 зачетных единиц, 252 (110+142) часа.

Во 2-м семестре 4 зачетные единицы, 144 (60+84) часа.

модуля

Наименование модуля

(дидактической единицы) дисциплины

Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы

Лекции

Практические занятия

СРС

Всего часов

1

Вычисление интегралов

14

14

42

70

2

Исследование функций и сходимости степенных рядов

16

16

42

74


ИТОГО:

30

30

84

144


    1. Содержание (дидактика) дисциплины (Математический анализ)


Модуль 1. Вычисление интегралов.

1.1. Вычисление неопределенных интегралов.

1.2. Вычисление определенных интегралов.

1.3. Вычисление площадей плоских фигур.


Модуль 2. Исследования функций и сходимости степенных рядов.

2.1. Вычисление градиентов и производных функций по направлению.

2.2. Поиск экстремумов функции.

2.3. Определение области сходимости степенного ряда.

    1. Лекции

Номер модуля дисциплины

п/п

Объем, часов

Тема лекции

1

1

2

Первообразная и неопределенный интеграл. Основные методы интегрирования: интегрирования по частям, замены переменной и подстановка

2

2

Определенный интеграл Римана и основные его свойства. Методы вычисления определенных интегралов

3

2

Несобственные интегралы 1-го и 2-го родов, признаки их сходимости. Интегральный признак Коши сходимости числового ряда. Применение определенного интеграла Римана к вычислениям геометрических и физических величин

4

2

Стандартные нормированные и евклидовы пространства

5

2

Арифметические линейные пространства матриц с согласованными нормами. Аффинные плоскости

6

2

Векторные и многомерные числовые функции в аффинно-числовых пространствах, их сходимость и непрерывность в точках, на областях и многомерных брусах

2

7

2

Понятие кратной дифференцируемости в точке числовой функции многих переменных, её дифференциалы, частные производные

8

4

Первая и вторая производные числовой функции многих переменных и формула Тейлора. Различные степени гладкости многомерных и векторных функций. Градиент числовой функции, производная функции в точке по направлению

9

4

Неявные функции. Теорема существования и дифференцируемости неявной функции. Теорема об обратной функции

10

2

Экстремум числовой функции в точке, необходимое условие экстремума дифференцируемой функции, достаточное условие экстремума функции. Условный экстремум и метод неопределенных множителей Лагранжа

11

2

Степенной ряд и радиус его сходимости

12

4

Кратные интегралы, вычисление их с помощью повторных интегралов, смена системы координат

Итого:

30




    1. Практические (семинарские) занятия

Номер модуля дисциплины

п/п

Объем, часов

Тема практического занятия

1

1

4

Таблица интегралов от элементарных функций. Вычисление неопределенных интегралов. Интегрирование простейших рациональных дробей. Разложение правильной рациональной дроби в сумму простейших и её интегрирование

2

2

Основные методы вычисления определенных интегралов Римана. Дифференцирование интеграла по верхнему и нижнему пределам. Вычисление длин кривых и площадей плоских фигур

3

2

Исследование сходимости и вычисление несобственных интегралов

4

2

Уравнения прямых и гиперплоскостей в аффинной плоскости. Вычисление согласованных норм матриц, оценка погрешности вычислений с помощью основного неравенства для согласованных норм

5

2

Вычисление производных сложных векторных функций. Вычисление производных векторных функций. Геометрическая интерпретация (второй) производной функции в точке, уравнение касательной плоскости к графику функции

6

2

Рубежная аттестация № 1. Защита индивидуального домашнего задания № 1

2

7

2

Уравнение касательной плоскости в точке гладкой поверхности (линии) уровня. Вычисление производной функции по направлению в заданной точке. Вычисление производных неявных функций

8

4

Общая схема поиска максимальных и минимальных значений функции нескольких переменных на ограниченном и замкнутом множестве с кусочно-гладкой границей в аффинной плоскости

9

2

Исследование сходимости степенных рядов

10

2

Вычисление кратных интегралов через повторные

11

4

Вычисление кратных интегралов с помощью перехода к другой системе координат

12

2

Рубежная аттестация № 2. Защита индивидуального домашнего задания № 2

Итого:

30



    1. Самостоятельная работа студента


Модуль дисциплины

п/п

Вид СРС

Трудоемкость, часов

1

1

Работа над конспектом лекции и разделом учебника

18

2

Выполнение домашнего задания № 1 (Приложение 1) с использованием интернет-ресурсов (Электронная библиотека)

18

2

3

Работа над конспектом лекции и разделом учебника

18

4

Выполнение домашнего задания № 2 (Приложение 1) с использованием интернет-ресурсов (Электронная библиотека)

18

Итого:

72


    1. Домашние задания


п/п

Тема самостоятельной работы

Объем, часов

Сроки выполнения

1

Домашнее задание № 1

(вычисление интегралов)

18

Выдача – 1-я неделя, защита – 7-я

2

Домашнее задание № 2

(исследования функций и сходимости степенных рядов)

18

Выдача – 7-я неделя, защита – 15-я



3.6. Рефераты


Не предусмотрены.


3.7. Курсовые работы по дисциплине


Не предусмотрены.


  1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль освоения дисциплины производится в соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов ИГУМО и ИТ.

Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине, в следующих формах:

  • оценки за работу на практических занятиях (семинарах);

  • оценки за выполнение индивидуальных домашних заданий.

Рубежная аттестация студентов производится на 6-й, 11-й и 15-й неделях семестра в форме защиты домашних индивидуальных письменных работ.

Итоговый контроль по результатам изучения дисциплины проходит в форме экзамена с оценкой и включает ответы на теоретические вопросы и решение задач, составленных в соответствии с программой дисциплины.

Фонды оценочных средств, включающие типовые задания и методы контроля, вопросы для самопроверки, позволяющие оценить результаты образования по данной дисциплине, перечислены в Приложении 1.

Критерии оценки, перечень контрольных точек и таблица планирования результатов обучения приведены в Приложении 2.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Ильин В.А, Позняк Э.Г. Основы математического анализа: Учебник для вузов: В 2 ч. М.: Физматлит, 2001.

2. Демидович Б.П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу: Учебное пособие для вузов. М: Астрель, 2002.


Дополнительная литература:

1. Боярчук А.К., Гай Я.Г., Головач Г.П., Ляшко И.И. Справочное пособие по высшей математике (Антидемидович): Учебное пособие для вузов: В 5 т. М.: Едиториал УРСС, 2004.

2. Бутузов В.Ф., Крутицкая Н.Ч., Медведев Г.Н., Шишкин А.А. Математический анализ в вопросах и задачах: Учебное пособие для вузов. М.: Физматлит, 2002.

3. Виноградова И.А., Олехник С.Н., Садовничий В.А. Задачи и упражнения по математическому анализу: Учебное пособие для вузов: В 2 кн. М.: Высшая школа, 2002.

4. Гельбаум Б., Олмстед Дж. Контрпримеры в анализе. Волгоград: Платон, 1997.

5. Ильин В.А., Садовничий В.А., Сендов Бл.Х. Математический анализ: Учебник для вузов: В 2 ч. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985–1987.

6. Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа: Учебник для вузов: В 3 т. М.: Дрофа, 2004.

7. Никольский С.М. Курс математического анализа: Учебник для вузов. М.: Физматлит, 2001.

8. Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления: Учебник для вузов: В 3 т. М.: Физматлит, 2002.


Программное обеспечение, интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы: http://www.exponenta.ru/educat/class/courses/tv/theme0/1.asp.


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Лекционные занятия:

а) доска и маркер.

  1. Практические занятия:

    1. компьютерный класс;

    2. презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук);

    3. пакеты программного обеспечения общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы, пакет Microsoft Excel).

  2. Прочее

    1. рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет;

    2. рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде.