Файл: Детско-юношеская спортивная школа как система спортивного образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Федеральной целевой программе «Спортивные Дети России» (2003-2006 гг.), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732, в качестве первоочередных для решения на государственном уровне выделены следующие социальные проблемы: улучшение качества жизни и здоровья детей; решение проблем неблагополучия детей, в том числе проблемы детской безнадзорности и беспризорности; государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов; формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей. Можно заметить, что из перечня решаемых проблем, в центре государственной политики государства находятся неблагополучные по тем или иным причинам дети, а также одаренные дети.

В Федеральной целевой программе «Спортивная Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1015, целью является создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества. Отдельным пунктом выделено «создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране. Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений» [6].

В настоящее время подготовлен проект Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения и жизни детей в Российской Федерации до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации) [3]. Приоритетными направлениями Национального плана определены: охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни; обеспечение качественного образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. В программе предполагается сосредоточить внимание и имеющиеся ресурсы на повышении качества таких ключевых сфер жизнеобеспечения детей, как образование, здравоохранение, культура, досуг, инфраструктура реабилитации и социализации детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Детские общественные объединения - одна из структур в многообразии молодежных движений, форма организации детской самостоятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически образованная среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. Детские общественные объединения рассматриваются как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включенную в воспитательное пространство конкретного социума. [6]


В Российской Федерации зарегистрировано свыше 144 тыс. некоммерческих организаций, 30% из которых - общественные объединения. Из этих общественных объединений 88,02% составляют общественные организации (в том числе детско-молодежные), 6,84%-общественные фонды, 4,38 - общественные движения, 0,65% - общественные учреждения, 0,11% - органы общественной самодеятельности. С 1995 г. количество зарегистрированных общественных объединений увеличилось в 8 раз. Около 40% детей и молодежи хотели бы участвовать в деятельности общественных объединений, в тоже время масштабы их вовлеченности в общественно полезную деятельность сохраняются на уровне 2-4% (в экономически развитых странах эта цифра достигает 50%). [12]

Чаще всего основой создания детских общественных объединений становятся школа и учреждения дополнительного образования – базовые центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребенка, становится серьезной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности.

Решающую роль в молодежном и детском общественном спортивном объединении играет личность самого старшего лидера (организатора, руководителя, вожатого). От его взглядов, гражданской позиции, увлечений и профессионализма зависит судьба детского объединения (в первую очередь это касается тех, что возникают вне школ и учреждений дополнительного образования). Взрослым в этом отношении фактически предоставлена почти полная свобода. При этом резко снижается роль профессиональных педагогов, конкурентами (или союзниками) им становятся служители церкви, представители финансово-монопольных и частных структур. [11]

Зарегистрированные общественные объединения детей и молодежи в РФ распределяются по чрезвычайно широкому спектру уставных целей и задач, статусу (международные, национальные, межрегиональные, муниципальные и др.), профилю деятельности, организационно-правовой форме. Многообразие социальных инициатив детей, молодежи и спорта, их направленность на конкретные практические проблемы людей демонстрируют позитивную прагматичность и социальный оптимизм подрастающих поколений современной России.

Особое место среди молодежных и детских объединений занимают малые, временно действующие группы, создаваемые по инициативе детей и их взрослых лидеров для конкретной цели и деятельности. Это самоуправляемые, самоорганизующиеся структуры, имеющие достаточную самостоятельность.


Некоторые детские спортивные общественные объединения становятся организациями менее демократичными, структурами со строго определенными правами и обязанностями членов, жесткой иерархией управления, возрастными ограничениями, подражанием взрослым государственным структурам. «Золотая середина» является многочисленными объединениями досугового характера, доступными для каждого ребенка: самодеятельными клубами, студиями, союзами, содружествами, лигами, в которых ребята выступают преимущественно в качестве активных участников. Здесь царит дух сотрудничества детей и взрослых, проявляется увлеченность общим делом, все основано на взаимопонимании, уважении, доверии. Это подлинные «оазисы» детской жизнедеятельности, относительно самостоятельные мини воспитательные системы.

По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются:

а) относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнеры;

б) существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них зарегистрированы как «детские») или взрослых неполитических движений (например, экологического).

Исторически сложилась взаимосвязь детского движения и внешкольных учреждений. В нашей стране эти две уникальные системы воспитания зародились почти одновременно. На базе детских самодеятельных объединений были созданы первые государственные внешкольные учреждения (в 2003 г. они отметили свое 85-летие) [1]. В свою очередь, внешкольные учреждения являются центром детского движения (дворцы, дома пионеров и школьников), его научно-методической базой, «кузницей кадров» организаторов, руководителей детского. движения. Эти формы государственного и общественного воспитания объединяет: во-первых, специфическая сфера их деятельности - «досуговое пространство» детей, его педагогически разумное наполнение в интересах личностного развития, во-вторых, цели, содержание, форма деятельности ребенку предлагаются (и вовсе не обязательны); ему предоставляется возможности выбора, «проб и ошибок», смены занятий, проявления своего «Я» в различных ролях, условия для творчества, самодеятельности, установления широких социальных связей со сверстниками и взрослыми.

Возникновение неформальных, чаще протестных, организаций связано с неприятием молодежью социальных и духовных ценностей. В 90-е гг. XX в. появились своеобразные объединения детей и подростков, предпочитающих уйти от обычной жизни в созданную силой своего воображения новую реальность. В крупных городах мира и в России появились группы скинхедов – это фашиствующие подростковые банды, объединяющихся на основе ксенофобии, расизма, национализма и шовинизма. В подростковой среде скинхеды воспринимаются как современные борцы за социальную справедливость и как идейные герои, их количество растет. К относительно новым можно отнести антиглобалисткие, а также виртуально-компьютерные молодежные объединения.[4]


Следует отметить, что в современном детском движении существует база правового регулирования сферы деятельности детских общественных объединений, которые впервые в истории России получили правовой статус. Федеральные законы «Об общественных объединениях» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) определили основные понятия молодежного и детского общественного объединения и примерные направления их деятельности. При этом выделена и закреплена законодательно новая защитная функция; установлены гарантии создания детских объединений на базе образовательных учреждений; предусмотрены основные направления государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, Определены меры ответственности органов исполнительной власти и руководителей объединений за исполнение принятых законов.

На нормативно-правовом уровне закрепляется приоритет молодежных и детских объединений в государственной поддержке проектов и программ, направленных на развитие и воспитание детей и молодежи. По состоянию на начало 2002 г. в систему государственной поддержки включались 48 организаций, в том числе 32 молодежных и 16 детских; 20 организаций были общероссийскими, 26 - межрегиональными и 2 - международными. Произведенные изменения в порядке проведения конкурса на соискание государственных грантов расширили возможности молодежных и детских объединений по представлению своих проектов и программ. В целом за последние 4 года проведения конкурса рассмотрено 350 проектов и программ, из них 120 рекомендовано на предоставление государственной поддержки на сумму около 4 млрд. рублей.

Принципы партнерства, договорного характера отношений, активного участия молодежных и общественных объединений в реализации государственных программ и мероприятий включены в концептуальные основы деятельности государственных органов. Данная позиция на нормативном уровне представлена в ряде федеральных законов, но ее реализация остается пока не всегда эффективной.

3. Виды детских спортивных школ

В настоящее время существует несколько видов детских спортивных школ (учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности)94. В то же время на практике не всегда детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва являются по решению учредителя образовательным учреждением и имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности95. Кроме того, в настоящее время функционирует большое количество юридических лиц различных организационно-правовых форм, осуществляющих спортивную подготовку96. Деятельность подобных «незаконных» учреждений не имеет нормативно-правового регулирования. В связи с этим специфическая деятельность по спортивной подготовке в РФ фактически осуществляется вне рамок правового поля, что отрицательно сказывается на подготовке спортсменов высокого класса. Принимая во внимание указанное обстоятельство, деятельность упомянутых учреждений должна быть урегулирована федеральным законодательством. Отметим, что исходя из положений Письма Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/368597 ШВСМ в части организации образовательного процесса должны руководствоваться законодательством в сфере образования, то есть Законом РФ «Об образовании». При этом школы высшего спортивного мастерства, функционирующие как центры спортивной подготовки, согласно действующему законодательству, не соответствуют всем признакам образовательного учреждения98. В результате, как отмечает А.В. Сердюков, «школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), являющиеся значимым звеном в подготовке спортсменов высокого класса, в соответствии с законодательством об образовании не могут быть отнесены к образовательным учреждениям, фактически находятся сейчас вне правового поля»99. Согласно Закону РФ «Об образовании» под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Но ШВСМ не выдают документов, подтверждающих образовательный ценз граждан. Далее, п. 1 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» гласит, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ. Деятельность же ШВСМ направлена исключительно на подготовку спортивного резерва, то есть спортсменов высокого класса, для выступления на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях. Да и возраст спортсменов, проходящих подготовку, часто превышает 18 лет, и взаимоотношения большинства из них с ШВСМ строятся на основе трудовых и гражданско-правовых договоров. Кроме того, в Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233, установлен перечень учреждений, относящихся к учреждениям дополнительного образования детей, на которые распространяется данное положение. К ним относятся ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮСАШ. Получается, что ШВСМ не подпадают под действие законодательства об образовании. Как следствие, стали возникать вопросы по поводу организационно-правовой формы ШВСМ. В связи с этим Росспортом было направлено Письмо от 22.05.2007 N ЮА-02-10/1514 «О школах высшего спортивного мастерства»100. В данном письме Росспорт перечислил функции, возложенные на ШВСМ, а именно: - организация учебно-тренировочных работ с постоянным и переменным составом спортсменов высокого уровня, подготовка которых не может осуществляться в детских спортивных школах по объективным причинам: материально-спортивная база, квалификация тренеров, повышенные спортивные нагрузки, возрастные и другие характеристики; - проведение целенаправленных работ по подготовке спортсменов и сборных команд к российским и международным соревнованиям; - обеспечение подготовки спортсменов, входящих в состав сборных команд РФ и команд мастеров по игровым видам спорта, в рамках функционирования единой системы подготовки спортивного резерва в РФ. Росспорт согласился с тем, что функционирование большинства ШВСМ как государственных образовательных учреждений противоречит действующему законодательству об образовании. Поэтому в письме было рекомендовано органам государственной власти РФ перерегистрировать ШВСМ в государственные учреждения субъектов РФ для обеспечения функциональной деятельности данных школ. Так как деятельность ШВСМ схожа с деятельностью центров спортивной подготовки, то в новое название учреждения допускается включать аббревиатуру ЦСП (Государственное учреждение Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства»). Необходимо иметь в виду, что Приказом Госкомспорта СССР от 9 апреля 1987 г. N 228 (далее - Положение № 288) вводилось в действие Положение о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта101. Названное Положение до настоящего времени формально не отменено.


Рекомендуемыми условиями функционирования СДЮШОР является:

- наличие необходимой материально-технической базы по культивируемому виду спорта и организация работы СДЮШОР на базе спортивного сооружения;

- наличие образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство), в т.ч. экспериментальных и авторских;

- наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию данных образовательных программ;

- наличие региональной системы соревнований по культивируемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяющей выполнять юным спортсменам установленные нормативные требования по видам спорта;

- традиционность и популярность данного вида спорта в регионе;

- наличие спортивных клубов (центров спортивной подготовки) и команд мастеров в регионе, в которых могли бы продолжить спортивную деятельность обучающиеся СДЮШОР и других спортивных организаций.

Помимо этого, выделяют детско-юношеские спортивно-адаптивные школы (ДЮСАШ). Данные организации создаются для интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта. До настоящего времени также существуют также детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), которые были сформированы в 90-е годы на базе детско-юношеских спортивных школ. Целью деятельности таких клубов является привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств. Хотя такие клубы детскими спортивными школами по действующему законодательству не являются, для целей статистического наблюдения их относят к спортшколам. Так, Приказ Росстата от 11.12.2008 N 309 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минспорттуризмом России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту» относит к спортивным школам «детско-юношеские клубы физической подготовки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющие статус юридического лица». Необходимо отметить, что Закон 2007 г. в целях подготовки спортсменов в образовательных учреждениях, не являющихся образовательными учреждениями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физкультуры и спорта, и образовательными учреждениями среднего профессионального образования, осуществляющими деятельность в области физкультуры и спорта, могут создаваться структурные подразделения, специализированные классы и группы, осуществляющие такую подготовку по различным видам спорта на основе углубленного учебно-тренировочного процесса. Хотя в Законе 1999 г. подобное правило не содержалось, возможность создания указанных структурных подразделений, специализированных классов и групп в таких образовательных учреждениях, существовала и ранее. Так, еще в Положении № 228 предусматривалось, что специализированные классы по видам спорта с продленным днем обучения являются формой работы спортивных школ и создаются в общеобразовательных школах (школах-интернатах) в целях: обеспечения условий для рационального сочетания учебы в школе с углубленным учебно-тренировочным процессом в спортивной школе; осуществления подготовки всесторонне развитых, высококвалифицированных спортсменов по олимпийским видам спорта. В то же время такие структурные подразделения, классы, группы не являются ни юридическими лицами, ни, тем более, детскими спортивными школами.