Файл: Детско-юношеская спортивная школа как система спортивного образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Специфика учебно-воспитательного процесса в детско-юношеских спортивных школах определяется их принадлежностью к системе дополнительного образования.

Основное условие становления дополнительного юношеского образования по физической культуре в детско-юношеских спортивных школах – реализуются в вариативных и дифференцированных педагогических программах, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности обучающихся. Умение использовать индивидуальные особенности, полученные в процессе занятий спортом, в повседневной жизни сопутствуют вхождению ученика в жизнь спортивной школы. Признаки такого вхождения обучающихся спортивных школ имеют некоторые отличительные признаки.

Спорт предусматривает к спортсменам жёсткие требования, таким образом, достижение высоких результатов обеспечивается не только тренировкой физических качеств, но и психологической подготовкой будущих спортсменов.

Одним из требований подготовки спортсмена является создание высокого порога притязаний, усиленного амбициозностью его установок на жизнь.

Основой эффективного управления педагогическим процессом в детско-юношеских спортивных школах является его направленность на повышение уровня физической подготовки обучающихся. Задачей является привитие им интереса к здоровому образу жизни, выполнение социального заказа общества к подготовке обучающихся к проявлению своих способностей на развитие и совершенствование существующих общественных отношений.

Образовательный процесс в детско-юношеских спортивных школах рассматривается как процесс дополнительного спортивного образования.

Актуальность работы заключается в том, что рост спортивных достижений во многом зависит от эффективности построения системы подготовки молодых спортсменов, которую можно определить как рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки с учетом закономерностей формирования двигательных и психических возможностей детей и подростков и особенностей их адаптации к физическим и психическим нагрузкам.

Подготовка спортивного резерва – длительный процесс, который является основой «пирамиды» системы спортивного совершенствования. В этой связи, проблема многолетней разносторонней подготовки юных спортсменов является достаточно актуальной.

Повышение результативности детско-юношеского спорта требует поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов построения специальной подготовки; отбора одаренных детей; профилактическо-реабилитационной деятельности; планирования; анализа и контроля учебно-тренировочного процесса (25, 31).


В настоящее время в России создана необходимая система подготовки спортивного резерва, которая включает широкую программу организационных и методических мер. Определены роль и место в этой системе потенциального резерва, который готовят спортивные школы.

Рационализация многолетней тренировки юных спортсменов требует организации оптимального управления образовательным процессом в рамках конкретной спортивной школы, это прежде всего: адекватные организационные структуры управления образовательным процессом; организационно-методические аспекты обеспечения образовательного процесса; организационно-методические условия образовательного процесса.

Определённо точно можно сказать, что проблема управления организационно-методической деятельностью спортивной школы является научным направлением, развитие которого позволит повысить эффективность подготовки спортивного резерва.

Однако, научные исследования, которые посвящены решению этих вопросов, носят неполный характер и не решают проблему комплексно.

Поэтому представляется актуальным сформировать целостное представление о структуре управления и направленности содержания деятельности отдельных служб спортивных школ, курирующих организационно-методические аспекты образовательного процесса.

Объект исследования: Организационно-методическая деятельность спортивной школы.

Предмет исследования: Технология управления организационно-методической деятельностью спортивной школы.

Цель исследования: Формирование эффективного управления деятельностью спортивной школы.

Задачи исследования: Выявить компоненты управления спортивной школы как системы подготовки юных спортсменов.

1. Детское спортивное движение и детские объединения

В теории и методике воспитания издавна существовала и существует мысль о том, что детское движение, объединяющее детей (по Конвенции о правах ребенка ООН это возраст от 7 до 18 лет) [4] - важный фактор развития личности, ее социализации, ибо оно, будучи реальной разновидностью движений современности, является во всем мире начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. Однако в нашей стране после распада пионерской и комсомольской организаций некоторое время детское движение было в упадочническом состоянии. Неприкаянность детей и подростков привела, как известно, к негативным явлениям в детской среде, к спаду в системе воспитательной работы школы.


Но в настоящее время положение изменилось и меняется по сей день. Во многих регионах страны детское движение набирает силу, приобретая формы различных по содержанию и методике деятельности детско-юношеских организаций. Эти организации имеют стимул к хорошим подспорьем в воспитании. Приняты законы и постановления о детских и молодежных организациях. Детские объединения в нынешних условиях имеют принципиальное отличие: они носят общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Они приобретают самостоятельный социальный статус. Государство не поддерживает коммерческие, религиозные объединения, оставляет за собой право отказать в регистрации, запретить объединения, деятельность которых противоречит Конституции РФ, Закону об общественных объединениях.[9]

Объединяясь в разные группы, компании, команды и т.д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточивают свои возможности для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности. Проведенный социологический опрос показал, что возможность своего участия в общественной жизни дети видят:

О своей заботе, о природе (43,5%), о старых и больных (38,8%), о детях-инвалидах (35,8%), о младших (24,4%.), о родном селе, поселке, городе (20,6%);

О в помощи семье (30,1%);

О в работе в фирмах, частных хозяйствах (27,8%);

О в дружбе с ребятами разных стран (28,5%);

О в борьбе за мир (20,4%), с недостатками в окружающей жизни (20,6%);

О в участии в научных открытиях, изобретениях (19,4%);

О в обсуждении различных вопросов вместе со взрослыми.(12,4%);

О в воспитании в себе качеств настоящего гражданина (21,6%).

Типы детских объединений.

Объединения различаются по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления. По содержанию объединения бывают трудовыми, в которых реализуются задачи организации трудовой деятельности детей. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.[38 c. 132]

Досуговые объединения предназначены для решение задачи развития способностей и склонностей детей, проблемы предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. Из-за того, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе. По содержанию различаются общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей.


В задачи ДЮСШ входят:

- массовое привлечение детей к регулярным занятиям спортом;

- воспитание нравственной и физически здоровой личности;

- развитие способностей в избранном виде спорта;

- формирование общей культуры личности;

- организация содержательного досуга детей, подростков, молодежи.

По длительности существования детские объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на основе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т. д. К ситуативным относятся объединения детей, которые создаются для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т. п.

2. Государственная поддержка детских и молодежных объединений и организаций как направление социальной политики в области воспитание подрастающего поколения

Большее количество современных исследователей толкуют понятие «социальная политика» в широком смысле слова как деятельность государства и общественных организаций по регулированию социальной сферы и социальных отношений, совокупность мер по обеспечению жизненно важных потребностей населения. Социальная политика и интерпретируется и в узком смысле слова - это система государственных мер по поддержанию тех или иных общественных групп и слоев, которые в силу определенных обстоятельств оказываются в более трудном положении, чем другие, и не могут своими силами его улучшить, вырваться из тисков нужды неблагополучия. При таком рассмотрении социальной политики ее пространство сужается только до рамок дифференцированной поддержки социально уязвимых слоев населения (пенсионеров, детей-сирот, инвалидов, студентов, бездомных, безработных, многодетных семей и пр.). [14]

Содержание социальной политики в области воспитания детей и молодежи проявляется в комплексе практических мер по реализации ее основных направлений. Оно отражено в целом ряде государственных нормативных документов: Законе Российской Федерации «Об образовании», Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральных Целевых программах «Спортивная Молодежь России» (2001-2005 гг.), «Спортивные Дети России» (2003-2006 гг.) Программе развития воспитания в системе образования России на 2002-2006 гг.) и других. [6]


Практика развития российского общества последнее время свидетельствует что социальная политика в области воспитания подрастающего поколения на государственном уровне в основном реализуется через механизм принятия и выполнения Федеральных целевых программ («Спортивная Молодежь России (2001-2002 гг.), «Спортивные Дети России (2003-2006 гг.), иных нормативных актов.

Одним из важнейших факторов, учитываемых в социальной политике в интересах детей является признание детей социально уязвимой группой населения этой группы касаются, прежде всего, проблемы: охраны детства (огромное число детей в России лишено родительской заботы, страдает от голода, подвергается экономической эксплуатации и т.д.); беспризорные дети (они составляют наибольшую группу по всей России и ведут борьбу за выживание, обитая практически во всех крупных городах); городская молодежь (низкое качество жизни, перенаселенность, проблемы с работой, утрата ценностных ориентиров раздают предпосылки для вовлечения молодых людей в мир преступности, проституции, наркомании и т.д.).

Государственная социальная политика в области воспитания детей как государственная социальная политика по улучшению положения детей в Российской Федерации в целом ставит своей целью создание реальных предпосылок для стабилизации и положительной динамики - процессов жизненного обеспечения детей, реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами.

Приоритеты и содержание социальной политики государства в отношении детства были определены в «Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)», утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 942 от 14 сентября 1995 г. В данном документе основными направлениями социальной политики были определены следующие: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; улучшение питания детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей. Актуальность перечисленных направлений и путей государственной социальной политики по улучшению положения детей сохраняется и в настоящее время по причине долговременного характера их решения. [3]